Михаил Останка за рулем бронетранспортера.Фото В.ВысоцкогоЕМУ ИДТИ ПЕРВЫМЗадолго до рассвета сигнал тревоги взломал тишину, вмиг поднял воинов с . п о ­ стелей, наполнил казарму торопливым топотом солдатских сапог, отрывистыми словами команды. Сержант Михаил Останка, застегивая на бегу куртку, поспешил к своему бронетранспортеру. Он водитель, и его место там, у машины, а в учении успех подразделения зависит от четкого и быстрого выполнения своих обязанностей каждым из воинов в отдельности. Михаил сразу же запустил двигатель,и он заработал мягко и ровно, постепенно прогреваясь. Ожили стрелки приборов. — Сержант Останка! — услышал он голос командира. Выскочил из кабины, подошел: — Слушаю, товарищ капитан. — Пойдете в разведку. Задача заключается в следующем, — офицер развернул планшетку с картой и, осветив ее фонариком, указал на расположение «противника». — Нам необходимо лесом незаметно проскочить вот сюда... Конечно, командир знал, кого посылать — сержант Михаил Останка не подведет. В самых сложных условиях: и зимой, и в весеннюю распутицу, и летом, и в осеннюю слякоть приходилось ему водить бронетранспортер. В служебной карточке более двадцати благодарностей, сфотографирован при развернутом Знамени части, а недавно получил поощрительный отпуск, побывал дома на Ставропольщине. Родителей у Михаила нет. Друзья и товарищи по-прежнему живут в селе Ма нычское. Работать начал рано. После восьмилетки окончил курсы механизаторов и стал трактористом. А потом поступил в филиал Светлоградского автомотоклуба ДОСААФ . Учился Михаил прилежно и закончил курсы, получив не только квалификацию водителя, но и третий спортивный разряд. В армии он уже на первом году службы стал отличником боевой и политической подготовки. Здесь же вступил в партию. Во время отпуска Михаил навестил автомотоклуб. Долго в тот день длилась беседа выпускника клуба с курсантами. С интересом слушали они рассказ военного водителя. И о чем ни заходил разговор, сходились на том, как важна сейчас эта специальность в современной армии. Хорошим пропагандистом оказался классный шофер. ...Сегодня ему поручено идти первым. Он обязан найти путь к речке и затем по берегу вывести колонну в тыл «противника». Под машиной потрескивают ку ­ стики. Лес, качаясь, спешит навстречу, черный, таинственный. В стороне остались обороняющиеся. Они тоже, конечно, не дремлют. Михаил догадывается, почему командир выбрал хотя и короткий, но трудный маршрут: «противник» вряд ли предполагает, что наступающим придет в голову пробраться в тыл берегом лесной извилистой речушки да еще ночью. К рассвету все машины с десантом были в назначенном районе. За отличное выполнение оперативной задачи командир объявил сержанту Михаилу Останке благодарность. Геннадий НЕКРАСОВ Н-ская частьПеред вами карта. Алтай, юго-западная часть Сибири, восточные районы Казахстана, север Киргизии. Путешествуя сегодня по дорогам этого края, автомототуристы ежедневно, ежечасно сталкиваются с яркими свидетельствами торжества ленинских идей. Новосибирск. Некогда захолустным городок превратился ныне в крупнейший индустриальный и культурный центр Сибири. Расположенный здесь Сибирский филиал Академии Наук СССР ведет большие научные исследования, многие из которых имеют мировое значение. Двигаясь дальше, к югу, мы попадаем в Барнаул. Родина великих русских изобретателей И. Ползунова и П. Фролова, он преобразился за годы Советской власти. Здесь выросли крупные предприятия химической и машиностроительной промышленности. Несколько южнее города, от Бийска, начинается живописный Чуйский тракт. Он идет через всю Горно-Алтайскую автономную область, коренное население которойалтайцы — лишь с приходом Великого Октября обрело национальную автономию. Рубцовск. В свое время Владимир Ильич мечтал о ста тысячах тракторов для переустройства деревни. В годы пятилеток его мечты стали реальностью. В числе других вырос рубцовский тракторный завод, носящий имя М. И. Калинина, соратника вождя революции. Современная автомагистраль Семипалатинск — Алма-Ата ведет путешественников по Советскому Казахстану. Вы проезжаете новые города и поселки, перед вами — современные промышленные предприятия. Ранее пустынные места ныне превращены героическим трудом советских людей в плодородные поля и цветущие сады. Столица Казахской ССР Алма-Ата — не только крупный промышленный центр с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами. Город представляет и большой историко-революционный интерес. В годы гражданской войны отсюда посланцы В. И. Ленина, большевистской партии руководили вооруженной борьбой против белогвардейцев и буржуазных националистов. Направляясь из зеленой Алма-Аты на север, участники заочных соревнований попадут во Фрунзе, столицу Киргизии. Дореволюционный Пишпек превратился в крупный индустриальный центр. Недавно здесь вступил в строй большой автосборочный завод, который будет снабжать грузовиками районы целинных земель и Западной Сибири. Проехав этот своеобразный край от Новосибирска до Фрунзе, участники путешествий увидят картину преображенной советским человеком земли.16