Школа молодого шофераМы обучаем военных водителей, а их служба, к ак известно, особая. По армейским законам «надо» означает «можно», и автомобиль-солдат отправляется в рейс независимо от состояния погоды и дорог. Но это не все. На магистралях водителям спокойно: о них позаботились строители — выровняли поверхность и покрыли ее асфальтом, дали достаточно места для маневра, избавили от слишком крутых подъемов и поворотов. Военному водителю приходится работать в более сложных дорожных условиях и зачастую на таких дорогах, на которые, конечно, никакого ГОСТа не было и не будет. На проселках всякие неожиданности подстерегают его на каждом шагу, и здесь как нигде успех дела зависит не только от технических возможностей машины, но ив не меньшей мере от мастерства и сноровки человека, управляющего ею. При помощи каких приемов преодолевают всякие трудности военные шоферы, мы и хотим здесь рассказать. О чем надо помнить прежде всего, с ъезжаяс асфальта на проселочную дорогу? О том, что устойчивость автомобиля сразу резко снижается, а стало быть, и манеру управления им тоже надо менять. Вы спросите: почему автомобиль становится менее устойчивым? Прежде всего потому, что ухудшается сцепление колес с дорогой. А чем меньше эта сила, тем вероятнее занос машины. Часто колеса вообще отрываются от земли. Виной тому многочисленные неровности, рытвины, ухабы и т. п. Они порой могут швырнуть автомобиль вбок, а то и вовсе опрокинуть. На неровностях и разъезженных колеях машину, попросту говоря, всегда носит из стороны в сторону. Стоит сползающей машине удариться колесом о какой-нибудь выступ, камень или затвердевшую стенку колеи, и — готово, опрокинуться можно в два счета. Поэтому не надо никогда думать, что если движешься по колее, то вроде бы и ничего уже не страшно. К ак все это должен учитывать водитель? Прежде всего быть предельно внимательным и собранным. Ведь на проселке нет предупреждающих знаков, вечных спутников водителей на магистральных дорогах, которые обращают их внимание на всякие изменения дорожной обстановки — повороты, спуски, сужения и т. п. На шоссе можно иногда и расслабиться, положившись на дорожные знак,и. На проселке водитель постоянно предельно собран и должен просматривать путь самым внимательным образом. Иначе здесь можно не только застрять, но и серьезно повредить автомобиль. Значит, внимание — это первое. Второе — осторожность и еще раз осторожность. При движении по грунтовым дорогам нельзя вести автомобиль на высоких скоростях, резко тормозить и поворачивать. Опять же из-за того, что силы сцепления так малы, что машину при резком маневре сразу заносит. Поэтому управлять автомобилем надо намного мягче, что ли, чем на шоссе. Надо помнить ио том, что сопротивление движению на проселке в два раза выше, и стоит вывернуть круто передние колеса, к ак тут же забуксуешь. Поэтому смотрите подальше вперед и заранее меняйте направление движения, чтобы маневр происходил по возможности плавнее. Перед препятствиями притормаживайте, хотя небольшие бугры высотой 10 — 20 см можно проходить на скорости. Руль старайтесь держать тверже, удерживая машину в заданном направлении. Кстати, если вам почему-либо надо выйти из колеи, не пытайтесь это сделать на скорости: вас все равно будет тащить вперед или неожиданно вытолкнет в сторону, а нередко — в кювет. Д ля этой цели надо просто сбросить газ и слегка повернуть руль в нужном направлении. Если вы «прозевали» поворот или он оказался неожиданно более крутым, чем вы предполагали, резко тормозить и сбрасывать газ ни в коем случае нельзя — сила инерции все равно протащит автомобиль вперед, а резкий поворот руля может привести к опрокидыванию. Здесь выручает другой способ — надо быстро включить низшую передачу и увеличить газ. Вообще быстрым и четким переключением передач для дви жен ия по бездорожью надо овладеть в совершенстве и непременно. На проселке режимы движения и нагрузки меняются очень часто. И если переключение передач занимает у вас много времени, автомобиль может остановиться совсем. Это всегда неприятно, так как трогаться с места значительно труднее, а в сырую погоду и не всегда удается. В непогоду размокшие проселочные дороги становятся труднопроходимыми. Но ездить ив это время можно. Весенняя грязь зачастую не страшна, потому что земля оттаяла неглубоко, и колеса, продавливая эту кашицу, достают до твердого грунта. В таких условиях лучше идти по уже пробитой колее на средних оборотах, что называется, внатяг и по возможности равномерно. Резкое прибавление газа эффекта не дает, колеса сразу же пробуксовывают. Надо двигаться равномерно, но по возможности на высокой скорости, так как при преодолении трудных мест накапливаемые силы инерции ваш союзник — они выталкивают машину там, где ей уже своих силенок не хватает. Разгон берите на тех участках, где грунт потверже. Еще раз напоминаем, главное — не дать колесам буксовать, не жать акселератор до пола. На современных грузовых автомобилях, где мощности двигателей значительно возросли, опасность пробуксовки колес тоже увеличилась. И об этом нельзя забывать. Большие залитые водой участки преодолевайте на небольшой скорости, так как под водой могут скрываться любые препятствия, о которые можно повредить машину. Ж алюзив это время надо прикрыть, чтобы вода не попала на свечи. Если двигатель заглохнет посреди воды, радости мало. Часто и прикрытые жалюзи не спасают. Если вода по бампер, то лучше вообще отключить вентилятор, передвинув генератор и ослабив натяжение вентиляторного ремня. На размытой дороге сторонитесь кюветов, старайтесь держаться середины дороги. Если же почувствовали, что машина сползает в кювет окончательно, тут же останавливайтесь и берите лопату в руки. Прокопайте от колес траншейки,6