27
28
КРУЖКА-МАСЛЕНКАПустую пластмассовуюбанку из-под нигрола или веретенного масла можно легко приспособить для доливки тормозной иамортизаторнойжидкости или масла. Для этого вотвинчивающуюся крышку вставьте на резьбештуцер велосипед-стие и обеспечит хорошее уплотнение штока. Аналогичным способом можно ремонтировать сальники штока амортизаторов «Волги». «Запорожца» и других машинс телескопическими амортизаторами. Ю. ЗУБОВ Челябинская область, г. Златоуст-17, ул. Грибоедова, 13, кв.14ДЕЛО ПОПРАВИМОЕОбидно, что насос для накачки шин часто выходит из строя из-за пустяка. Ломаются «усики», о ткрывающиеклапан золотника. Тогда приходится каждый разотвинчиватьизавинчивать сам зол отник или же покупать новый насос. Но можно найтилучший выход.Удобен для этой цели и прост в изготовлении специальный ключ, и зображен ­ ный на эскизе. Пользуясь таким инструментом, надо сделать лишь три простейш ихоперации : отсоединить стартерный провод (желательно сначаласнять клемму аккумулятора , чтобы избежать случайного короткого замыкания провода «на массу» автомобиля): отвернуть две гайки крепления стартера; с нять стартер. Пусть этот мой простой совет будет частицей благодарности за те полезные советы, к оторыея получил от вас, ДРУЗья-автолюбители, ч ерезжурнал «За рулем». П. ЛАВРОВ Донецкая область, ул. Краснофлотская, г. 2 Славянск-7,ного насоса, н аденьтерезиновую , или полиэтиленовую трубку и... удобная кружка - м асленка готова. А. Н ОЖИН г. Красноярск-28, ул. Баумана, 20, кв. 11ТЕЧЬ УСТРАНЕНАУ «Москвича» иногда плохо работают, а то и совсем отказываютамортизаторы . Чаще причиной этого неприятного дефекта бывает выход из строя сальника, уплотняющего штокамортизатора . Жидкость начинает подтекать, у ровень ее уменьшается , и. естественно, нормальной работы от такогоагрегатаждать не приходится. Предлагаю простой и достаточно эфф ективный способ восстановления работоспособности неисправного сальника. Для ремонта необходимо изготовить стальное кольцо (см. рисунок). Наружный диаметр его 24-0,1 мм| в нутренний — 23 (или 22,5 мм, в зависимости от износа штока исальника ) . Кольцо надеваем наЕСЛИ НЕТ НАКЛАДОКПри отсутствии новыхнакладок торм озных колодок мотоцикла их можно изготовить самому из любых автомобильных. Технология проста: в ырезают нож овкой заготовку необходимого размера , р азмягчают ее, п одержав 10 —15 минут вкипятке , а затем придают нужную формуа — н аконечник : 1 — головка; нажимная планка; 3 — штуцер. б — новая нажимнаяпланка .2Увеличьте вштуцере3 (см. рисунок) отверстие сверлом 3,2 мм инарежьтерезьбу М4. Н ажимнуюпланку2 сделайте из винта М4, у которого предварительно надо спилить по бокам две фаски для прохода воздуха. Планка будет лучшецентрироваться , если фаски сделать не по всей длине. Тогда в круглой головке надо выпилить два углубления. Чтобы закрепитьпланку прочнее, перед завертываниемсмажьте ее клеем БФ-2. А. В АРДАШКИН Москва, Г-423, Ново-Хорошевское шоссе, 21, корп. 1, кв. 1ЛЕГКО И ПРОСТОНа автомобиле «Запорожец-ЗАЗ-965А» с тартер труднодоступен. Чтобы снять его для ремонта или проверки , п риходится . согласно заводской инструкции , предварительно снимать бензонасос, г лушительи ряд других деталей. Этих, по-существу ненужныхопераций можно избежать . если воспользоваться головкой (торцовым ключом) на 17 мм и воротком. Общая длина инструмента должна быть не менее 240 мм.1 — н акладка : 2 — колодка; 3 — тор мозной барабан : 4 — д еревянный бр сок; 5 - втулка; 6 — шайба; 7 — га ка; 8 — болт.I1 — кольцо; 2 сальник, к акпоказано на рисунке . Такой «хомутик» обожмет сальник , соответственно уменьшит его внутреннее отвер-mпод клгач ишшmidкг .151Г1П^240непосредственно в тормозном барабане колеса, к акуказано на рисунке . Высохш уюнакладкуснимаютс колеса и прик лепываютк колодке обычным путем. В. ПАВЛОВ Ленинград, К-67, пр. Энергетиков, 72/2, кв. 2927 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СЪЕМНИК«В руководстве к мотоциклу «Паннония» сказано, что ротор магнето демонтируется съемником, который к мотоциклу- не прилагается. Опубликуйте, пожалуйста, эскиз этого съемника», — с такой просьбой обратился в редакцию мотолюбитель Н. Савинков из Москвы. Отвечает инженер Б. Синельников.Чтобы демонтировать ротор магнето, м ожно использовать съемник , и зображен ­ ный на эскизе . Он навертывается на резьбовую часть ротора, ноторый при заворачивании винта съезжаетс цапфы коленчатого вала. Чтобы ротор при этом не поворачивался, его удерживают гаечным ключом (S-19), устанавливаемым на шестигранник основания съемника . Этот же съемник служит для демонтаж а звездочек. Два болта, продетые в пазы съемника , вворачивают в резьбовые отверстия звездочек, а затем, заворачивая винт съемника , д емонтируют звездочки.зопасности. Все это делает новый автомобиль для инвалидов достаточно удобным и безопасным. t Распределяются ЗАЗ-965АР министер ­ ствами социального обеспечения союзных республик.КАКОЙ ВЫБРАТЬ МОТОРЧИК?Где найти рекомендации по выбору схемы рулевого управления карта? Пригоден ли для установки на карт 3 класса Е (50 см ) двигатель Д-5, и если нет, какой мотор можно использовать взамен? Эти вопросы интересуют В. Ушакова из г. Слюдянка Иркутской области.Подробно о том, к ак рассчитать углы рулевой трапециикарта , рассказывали на страницахнашегожурнала Б. Фалькевич иЛ . Кононов. Их статьи были опубликованы в № 10 за 1963 год и № 10 за 1964 год. Что касается выбора двигателя, то моторчик Д-5 имеет Достаточную мощность (1,2 л. с. п ри 4500 об/мин), чтобы приводить вдвижениекарт весом 40 — 50 кг . Правда, л учше подойдет двигатель Ш-51 от мопеда «Рига-3». Он мощнее (2,0 л. с. при 5000 об/мин), чем Д-5, и в отличие от него имеет двухступенчат уюкоробку передач. Весит Ш-51 — 10,6 кг , а Д-5 — только 6кг . Наиболее же подходящим является двигатель от 50-кубового мотоцикла «Ява». У него горизонтальный цилиндр (а не наклонныйкаку Ш-51), т рехсту ­ п енчатаякоробка передач имощностьуже3 л. с. при 6000 об/мин. У становка , т акого мотора на картеичертеж его рамы приведены в № 8 нашегожурнала за 1966 год.ОСМОТРИТЕ ВЫЖИМНОЙподшипник«Почему на моем «Запорожце» падают обороты двигателя, когда выжимаешь сцепление?» — спрашивает М. Серов из г. Пензы.В первую очередь следует внимательно осмотреть выжимной подшипник. Наиболее вероятной причиной возникновения повышенного трения является износ графитового вкладыша. На автомобилях первых выпусков, где устанавливался упорный шариковыйподшипникс графитовым вкладышем, возможно такж езаклинивание обоймы подшипника. Более редкой причиной может быть увеличение осевого люфта коленчатого вала двигателя.КАК ВЫБИТЬ ПАЛЕЦ?С такой трудностью столкнулся при разборке рулевых тнг автомобиля «Запорожец» С. Петров из г. Вышнего Волочка.П роще всего, конечно, попытаться выбить палец молотком, причем обязательно через бронзовую выколотку. Но это не всегда удается. Да и резьба на пальце может быть при таком способе удаления легко повреждена. Л учше сделать специальный винтовой съемник. Он достаточно прост в изготовлении и работе и не раз пригодится. Ч ертеж съемника сразмерами для автомобиля «Москвич-407» был помещенвнашемжурнале (1966, № 7, стр. 20). Чтобы приспособить съемник для «Запорожца», н ужно изменить ширину выемки (на чертеже 32 мм) и паза (на чертеже 18 мм). Эти размеры назначаются по ши ­ р инебобышки на концесошкии большему диаметру ионической части пальца.ШИНЫ ЗАМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ<Можно ли шины 3,75—19, предназначенные для мотоциклов тяжелого класса, устанавливать на ижевские мотоциклы?» — спрашивают т. Тихенко из г. Полтавы и другие читатели.Делать этого не следует, потому что шины 3,75 — 19 на 18 — 20 мм ширешин 3,25 — 1 9инаижевскоммотоцикле мог ут задевать за кожух цепи ищитки колес. Кроме того, для шины 3,75 — 19 необходим по ГОСТу 5652 — 6 2 обод размером 55 — 484 ( 2 , 1 5 — 1 9 дюймов), а на ижев ­ с ких мотоциклах используется обод размером 47 — 4 84 ( 1 , 8 5 — 1 9 дюймов). Эксплуа тация на нем шин3 , 7 5 — 1 9 приводит в потере ими поперечной жесткости и преждевременному разрушению их каркаса, т аккак допустимая нагрузка на шину в этом случае уменьшается с 310 кг до 250 кг . Не случайно такаязамена не допускается Правилами движения, где в статье 120 ( п ункт «а» п римечанияк параграфу V) говорится, что запрещается устанавливать шины , «не соответствующие марке транспортного средства по размеру и допустимой нагрузке » .Съемник для ротора магнето и звездочек: а — основание (сталь 45, желательно калить); б — винт (материал тот же).ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ВРЕМЕННЫЙ ИЛИ НЕТ?«Я был принят на работу водителем легкового автомобиля в связи с тем, что человек, ранее работавший на нем, был лишен водительских прав сроком на шесть месяцев. После того, как ему вернули водительские права, меня уволили как временного работника. так как предприятию нужен один шофер. Правильно ли со мной поступили?» — интересуется Н. Попов из Магнитогорска.Временным считается работник, п риня ­ тый на срок не более двух месяцев, а Зля замещения другого работника — не олее четырех. Поскольку Вы проработали шесть месяцев, то являетесь уже постоянным работником, и администрация была не вправе уволить Вас в связи с окончанием срока временных работ. К акже быть в данном случае, когда на предприятии оказалось два водителя, хотя нужен один? Администрация должна была предложить кому-нибудь из них другую работу в этом же или ином предп риятии (учреждении), а в случае отказа перейти на другую работу, или если невозможно осуществить перевод, администрация должна обратиться в местком профсоюза для получения санкции на увольнение одного из водителей по пунк ­ т у «А» ст. 4 7 КЗОТ — в связи ссокра ­ щ ением штатов.«Есть ли автомобили, которыми можно управлять одной рукой? Что это за машины?» — с такими вопросами обратился в редакцию А. А. Павитолс из г. Юрмала Латвийской ССР. Мы попросили ответить ему начальника Главного управления по производству легковых автомобилей и автобусов Министерства автомобильной промышленности СССР Н. Ф. Гринчара.С 1967 года автозавод «Коммунар» (г. З апорожье ) выпускает специально приспособленный для водителей-инвалидов автомобиль ЗАЗ-965АР. Этой маши ­ ной можно управлять, действуя одной ногой и одной рукой . К онструкция привода органов управления допускает прос тую их перестановку под здоровые руки и ноги в любых сочетаниях . Автомобиль ЗАЗ-965АР имеет ряд особенностей. Скорость его не более 50 км/час. З а этим следит специальный электромеханический ограничитель максимальных оборотов двигателя. Кроме того, в коробке передач нет прямой (четвертой) п ередачи . Намного облегчает управление машиной электромагнитное порошковое сцепление, д ействующееавтоматически . М ик ­ р опереключатели , р егулирующие его работу, расположены в приводах акселератора икоробки передач. На ободе рулевого колеса установлена рукоятка , облегч ающаяего поворачивание одной рукой . Сиденье водителя снабженоремнями беНЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯВладельцы ковровских мотоциклов (К-175А, В, В) из поселка Суксун, Пермской области, от имени которых пишет в редакцию Н. Токарев, спрашивают, можно ли в схеме, опубликованной в статье «Аккумулятор на «Ковровце» («За рулем», 1966, № 9), заменить дроссель и выпрямительный мост, собранный на дефицитных диодах, стабилизатором напряжения от мотороллера ВП-150? Отвечают работники завода.Проведенные на заводе испытания пок азали , что установка стабилизатора нап ряжения мотороллера ВП-150 вуказан ­ н уюсхему недопустима из-за несоответствия мощностей стабилизатора и генератора. Вместо диодов Д-305, Д-304, Д-303 можно установить любой селеновый выпрямитель, в том числе и от стабилизатора напряжения мотороллера ВП-150.28