КОНКУРС НА ЛУЧШИЕ УЧЕБНИКИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙВ постановлении Совета Министров СССР «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах» намечены меры для улучшения подготовки водительских кадров. Государственному комитету по профессиональнотехническому образованию поручено совместно с Министерством охраны общественного порядка СССР, ЦК ДОСААФ и Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР выработать новые, единые программы подготовки водителей автомобилей всех классов, а также автолюбителей. Особое внимание обращено на создание учебников для шоферов. Чтобы привлечь и этому делу широ кий круг специалистов высокой квалификации, Комитет по печати при Совете Министров СССР и Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР решили провести конкурс на лучшие учебники для водителей третьего, второго, первого классов и автолюбителей. Учебники должны строго соответствовать новым, единым программам, отражать все передовое в автомобильной промышленности и на автомобильном транспорте. Они должны быть небольшими по объему, написаны интересно, доступным языком, научно обоснованными, методически грамотными, с хорошо подобранными и четко выполненными иллюстрациями. Коннурс будет открытым. В нем могут участвовать все желающие — как отдельные авторы, так и коллективы. Каждая работа направляется на конкурс под девизом. Для написания учебников отводится год. Как только новые программы подготовки водителей получат утверждение. будут подробно объявлены и условия ноннурса. Ориентировочно это произойдет в третьем квартале. Издание конкурсных учебников поручено издательству «Транспорт», куда и следует обращаться за всеми справками. Адрес издательства: Москва, К-92, ул. Сретенка, 27/29. Ф. ЛЕСНЯКОВ, главный редактор литературы по автомобильному транспорту издательства «Транспорт»Техника«Икарус-250».ЕЩЕ ОДИН «ИКАРУС»Автобусы этой марки всем нам хорошо знакомы. Тысячи «Икарусов» трудятся на наших улицах и дорогах. Сейчас венгерские и советские специалисты ведут испытания еще одного автобуса — семейства «Икарус-200». Корреспондент журнала А. Бродский попросил генерального директора завода «Икарус» тов. ФЕРЕНЦА ХИРТА, посетившего Москву, рассказать о новом автобусе, о предприятии, которое в этом году отметит свое 20-летие. 1948 год мы считаем годом рождения автомобильной промышленности Венгерской Народной Республики . Тогда на оазе небольшихчастныхмастерских , рем онтировавших кузова автобусов, в озникзавод «Икарус». На нем работало всего 350 человек, и делали они за год 50 автобусов. В 1949 году у пас было освоено производство дизельныхдвигателей «Чепель». Они дали возможностьв последующем создать несколькосемейств автобусов: «Икарус-30», «Икарус-60», «Икарус-55». К онструкция их все время изм енялась — д вигательпереместился назад, к узов стал обтекаемым , более крас ивыми удобным. Наш автобус вышел на мировой рынок . Потом появились модели большой вместимости — городские «Икарус-556» и «180». Сегодня на нашемпредприятиитысячи рабочих. Заводской техникуми профессиональная школа ежегодно готовятПОРОГжизни— так называли раньше Анзобский перевал — самый высокий в Центральном Таджикистане. Сюда, на высоту 3400 метров, не залетали даже орлы. «Порог жизни» осилил автомобиль. Пробитая динамитом дорога превратилась в первую высоногорную магистраль республики. Как видите на снимне, сделанном корреспондентом фотохроники ТАСС Р. Нетелевым, здесь всегда лежит снег, но мощные бульдозеры нескольно раз в сутки расчищают трассу.500 600 квалифицированных специалистов. Три с половиной тысячи автобусов в год выпускает «Икарус». Из них 85 процентов предназначаются для экспорта . Страны СЭВ. Скандинавия, Арабский Восток, Цейлон, Б ирма - - вот куда идут наши машины . Конечно, н аибольшая часть приходится на долю СССР и других социалистичес кихстран . В этом году мы поставим в Советский Союз около 1700 автобусов, а в 1970-м — до 4000. Совершенно ясно, что такая , к ак мы говорим, г арантированнаязагруженность . т еснаясвязьсбратскимистранами дает нам возможность все времярасширять производство. Мне особенно приятно отметить, что, н арядусторговыми , у крепляются техн ическиесвязи . Мы не впервые уже проводим совместныеиспытания «Икаруса». Модели «556». «55», «180» и сиытывались советскими научно-исследовательскими институтами и автохозяйствами. Большая дружба связывает наших специалистов сработниками НИИАТа. НАМИ, автобусных парков Москвы, Сочи, Новосибирска. С участиемсоветских автомобилистов был устраненряднедостатковвконструкции автобуса, и он стал лучше . Я нисколько не преувеличу, если скажу. что такаясовместная работа много дала заводу, а больше всего от этого выиграли пассажиры. Сейчас мыначалисовместные испыт ания нового автобуса семейства «Икарус-200». У него будет рядмодифика ­ ций: городские обычного типа модели «240» и «260» в местимостью 88 и 122 пасс ажира , с очлененныеавтобусы моделей «280» и «282» на 190 и 210 человек и, наконец, м еждугородный «Икарус-250» на 42 места *. Значительно различаясь оформлением, г абаритами , в местимостьюи планировкой салона, эти модели имеют все же много общего. На всехустановлен 10-лнтровый горизонтальный четырехтактный дизель мощностью 192 л. с. Он расположенвзаднейчасти автобуса, под полом, ч то облегчает планировку салона. На сочлен енных автобусах он также размещается под полом — между осями . Эти двигатели выпускаются заводом «Чепель». Подвеска у автобусов пневматическая . Элементы ее, т акжекакипередние мосты, «Икарус» получает из СССР. А мы, в свою очередь, о тправляем на сов етские заводы задние мосты для тяже ­ л ых автобусов. Во взаимной помощи и тесном сотрудничестве я прежде всего вижу залог дальнейшихнашихуспехов по созданию хороших, удобных автобусов различного назначения. Итак, еще один «Икарус» проходит испытания. Еще одна машина венгерских друзей получает путевку в жизнь на дорогах нашей страны. Пожелаем новому автобусу счастливого пути. * См. с татью «Автомобили и мотоцикл ыс острова Чепель» («За рулем». 1968, № 1).«Ява 90»Мотоциклетный завод в городе Пов ажска - Б нстрица (Чехословакия), выпускающий мотороллеры и мотоциклы малых кубатур, с середины 1968 года начинаетпроизводство нового легкого мотоцикла «Ява-90». Он значительно отличается от предыдущих моделей ивнешним видом, и конструкцией многих узлов и деталей. Р ама мотоцикла хребтового типа, свар енная из труб круглого сечения . Двухт актныйодноцилиндровыйдвигатель рабочим объемом 89 смз истепенью сжатия 8,5 развиваетмощность 10,5 л. с. при 6000 об/мин. В качестве распределительного механизма на нем примененвращающийсядисковый золотник. Пятис тупенчатаякоробка передач, выполненная в одном блоке с двигателем, позволяет более полно использовать его мощность. Для увеличениясрокаслужбы цепь заключенавгерметичныйкожухс резиновыми гофрированными трубами. Система электрооборудования снабжена двенадцативольтовым генератором переменного токамощностью 75 ватт.ШЕСТЬСОТ НОВОСЕЛИЙожидает вильнюсских автомобилистов. Именно таково общее число мест в гаражах, которые строят сейчас 16 кооперативов автолюбителей. А институт проектирования городского строительства в Каунасе уже готовит проект коллективного гаража в неснолько этажей на 300 автомобилей.КНовости, 1 события, факты IП ередняявилкаизадняя подвеска оборудованы пружинно-гидравлическими амортизаторами , к оторые вместе с шинами 2,75X18 обеспечивают хорошую устойчивость мотоцикла. При собственном весе 76 кг мотоцикл способен развивать скорость до 1TJ0 км/час. Средний расход топлива составляет 2,8 литра на 100 километров . Г рузоподъемность мотоцикла (160 кг) позволяет перевозить, кроме пассажира, небольшой груз. Для этого за седлом установлен багажник.J30