18
19
ТУРИСТСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛАНа пороге лето. У мототуристов горячая пора. Полным ходом идет подготовка к походам. Поэтому мы попросили В. Алексеенко и Ф. Мамаева, мотопутешественников с многолетним стажем, рассказать о туристском оборудовании мотоцикла, поделиться опытом дальних мотоциклетных поездок. В этом номере мы публикуем первую из серии их статей. Во время своих мотоциклетных «странствий», встречая на дорогах ив кемпингах туристов, мы приглядывались к их машинам, туристскому снаряжению, сравнивали увиденное. Первое, что бросалось в глаза — обилие кустарных багажников, ветровых щитков, защитных дуг — предметов весьма нужных в дальнем путешествии, но нередко неудачных по конструкции. Подготовка техники, способы размещения и крепления багажа тоже оставляют желать лучшего. Это привело нас к мысли поделиться своим опытом. О специальном туристском оборудовании мы расскажем на примере «Явы», одной из распространенных у нас марок мотоциклов. Прежде всего надо решить задачу размещения багажа. Она не так проста, к ак может показаться на первый взгляд. От рюкзака за плечами надо сразу же отказаться — это неудобно и утомительно. Весь багаж целесообразно размещать на багажниках, установленных на бензобаке, сзади за седлом, на защитных дугах. При этом нужно помнить, что максимальная нагрузка не должна превышать указанную в паспорте. Основной груз несет задний багажник. Поэтому он должен быть прочным и жестко связанным с рамой мотоцикла. Не увлекайтесь шириной и большим выносом его за заднюю ось. Грузовую площадку поместите как можно ниже, — возможно, для этого придется даже сместить задний фонарь и номерной знак. Крепление багажника в двух верхних точках (у подвески) и в двух нижних (на подножках) недостаточно жестко связывает его с рамой. Поэтому грузовую площадку надо дополнительно соединить с задним крылом, а подкосы багажника связать дужкой, которую закрепляют под болтом номерного знака. Детали багажника не должны мешать работе задней подвески, де-МЗМЕР1ШДКШ4Задний багажник с ушками для крепления иаиесных сумок в сборе (звездочками отмечены основные посадочные размеры). Багажник сварен из трубок размером 12 х 1, в которые ввариваются по две верхних 1и нижних 2 серьги. Серьги и два болта крепления 3 выполнены из стали 45. Подкосы багажника допустимо согнуть из целой трубки длиной 1180 мм или сделать сварными. К рамке багажника привариваются ушки 4 крепления пластин навесных сумок, скобки 5и распорки 6 для крепления к задней ручке. монтажу колеса и регулировке цепи. Для увеличения грузоподъемности и снижения центра тяжести расположите груз также по бокам заднего колеса на откидных рамках или в навесных легкосъемных сумках (не затрудняющих доступ к заднему колесу). Лучше всего для этого подходят брезентовые спортивные ранцы с боковой шнуровкой — вместимость их регулируется, что весьма удобно в путешествии. Швы ранцев дополнительно прошейте суровыми нитками, а заплечные ремни снимите и укрепите ими дно и переднюю стенку. К задней стенке надо приклепать лист дюралюминия с расположенными на нем грибками легкосъемного крепления сумки к багажнику. Если вы собираетесь путешествовать без пассажира и вам не по силам соорудить сварной багажник, можно обойтись простым и вместительным «моторюкзаком». Шьют его из кожзаменителя или плотного брезента, надевают на заднюю часть седла-подушки и стягивают снизу ремнями (см. «За рулем», 1961, № 6). Есть еще вариант размещения груза без багажника. По бокам заднего колеса закрепляют стальные пластины толщиной 2 мм. В одной верхней точке пластину связывают с подседельной рамкой, в другой — с крылом. В нижней точке пластину соединяют кронштейном с аккумуляторным и инструментальным ящиками ; при этом не должен ограничиваться ход вилки и кожуха цепи. Эту конструкцию хорошо5 Dгго /по сайке/г * .-*18 ——^*-л йя35товое РС-57 с регулировкой интервалов «мигания». Его размещают в фаре. Рядом с ручкой газа устанавливают переключатель указателей поворота. Для этого удобно использовать стандартный переключатель света, сняв контактную пластину и просверлив в средней ламели небольшое углубление для фиксации нейтрального положения. Свободную кнопку можно использовать для включения дальнего света. В преимуществах сдвоенных звуковых сигналов вы убедитесь, обгоняя тяжелые грузовики, и при езде по серпантинам горных дорог. Два звуковых сигнала, настроенные на максимальную громкость, крепят на специальном кронштейне решетками вперед. Устанавливая сигналы под фарой, помните, что они не должны мешать полному ходу передней вилки. Если потребуется ремонтировать мотоцикл в темноте, вас выручит лампочка в инструментальном ящике.МЕСТИ ПРИВАРКИ ДУГИЗащитные дуги, правая и левая, — симметричны. Они изготовлены из стальной цельнотянутой трубы и привариваются к верхней скобе 1и двум нижним накладкам 2 по месту. Эти детали, как и вкладыш 3 верхней скобы, — из стали 10 (толщина листа 3 мм); две верхние распорные втулки 4и три нижние 5 вытачиваются из стали 3. использовать для сумок двух видовмалых, находящихся на мотоцикле повседневно, и больших, надеваемых перед путешествием. Естественно, крепление должно быть унифицировано, а габариты пластины — соответствовать размерам малой сумки. Для перевозки фото- и киноаппаратов, транзисторного приемника и других вещей, которые должны быть «под рукой», полезно сделать небольшой багажник на бензобак. Его основание — две трубки, приваренные верхними концами к хомуту, охватывающему горловину, а нижними — к заднему болту бака; зазор между трубками и баком — 3—4 мм. На некоторых машинах для размещения мелких вещей можно с успехом0,5 X 45'1m мщ1М117>ад«45*'-VI iF-Ч,.\иэ0зШ7 1, SB 15 16©1Xиспользовать подседельное пространство. На «Явах», например, вокруг глушителя шума впуска удобно монтируется полочка, прикрепленная передней частью ко второму винту крепления облицовки. Своей задней частью она опирается на держатели инструментального и аккумуляторного ящиков. При этом шинный насос переносится на вертикальный подкос рамы. Мотоциклисту в дальней дороге, кроме багажников, хорошо иметь и другое дополнительное оборудование, например защитные дуги. Они не только предохранят от травм при падении. На них удобно установить пеналы для вещей, противотуманную фару (предварительно заручившись разрешением ГАИ), а в случае дождя превратить дуги в грязевые щитки, натянув на них непромокаемые чехлы. Противотуманную фару подключают к клемме стояночного света через специальный тумблер. Раз уж речь зашла о дополнительном электрооборудовании, советуем оснастить мотоцикл указателями поворота, сдвоенными звуковыми сигналами, лампочкой в инструментальном ящике. Фонари указателей поворота следует разнести по возможности шире и поставить в них лампочки мощностью не менее 15 вт. Реле «мигалки» можно использовать автомобильное, 12-вольПластнны 1 для легкосъемных сумок. Обе они (правая и левая) сделаны из стали 45 (толщина листа 2,0 мм). Для их крепления к аккумуляторному ящику служит кронштейн 2, а к инструментальному — кронштейн 3. На каждой сумкепо четыре грибка 4 легкосъемного крепления к пластине 1и шпилька 5 для установки фиксирующей скобки 6. Грибки н шпильки изготовлены из стали 45, а скобки (как и детали 2и 3) из стали 10.Багажник вещей.на бензобакедлямелкихВ пользе зеркала заднего вида на мотоцикле вряд ли кого придется убеждать. При групповых путешествиях оно просто необходимо на каждой машине, потому что помогает следить за едущими сзади и своевременно замечать их световые сигналы. К слову, зеркало на короткой жесткой штанге меньше вибрирует, и изображение в этом случае не «размывается». Так что «велосипедные» зеркала не годятся. И наконец, если на мотоцикле нет боковой и задней ручек-скоб, боковой подпорки — их надо сделать. Они об легчают постановку нагруженного багажом мотоцикла на стоянку. В. АЛЕКСЕЕНКО, Ф. МАМАЕВ, мототуристы От редакц ии. Описание конструкции и чертежи дополнительных заднего и боковых багажников для мотоциклов «Ява» опубликованы в пятом номере журнала «Чехословацкое Мотор-ревю» за 1967 год. Приведенная там конструкция багажников несколько отличается от предлагаемых в данной статье. О том, как сделать боковую подставку для мотоциклов «Ява», рассказано в журналах «За рулем» (1968, № 2) и «Чехословацкое Мотор-ревю» (1966, № 11).©19