ЛИ ИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ САМООБСЛУЖИВАНИЕТранспорт СССР. Итоги за пятьдесят лет и перспективы развития. 1967. 324 стр., 25 000 экз., цена 2 р. 63 к. Книга содержит технико-экономический очерк развития транспортной системы СССР за пятьдесят лет в тесной связи с развитием других отраслей народного "хозяйства. В ней рассказано о пути, пройденном многомиллионным отрядом тружеников советского транспорта под руководством Коммунистической партии, показаны главнейшие направления развития транспорта в перспективе. Специальная гл.ава посвящена автомобильному транспорту СССР. Книга хорошо иллюстрирована и рассчитана на широкий круг читателей. Краткий автомобильный справочник. (Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта). Изд. 5-е. переработанное и дополненное. 1967, 543 стр.. 75 000 экз., цена 1 р. 49 к. Справочник содержит технические характеристики автомобилей, автобусов, полуприцепов и прицепов отечественного производства. В нем приведены краткая классификация автомобилей и параметры для их оценки, сведения о карбюраторах, топливной аппаратуре, аккумуляторных батареях, приборах электро-Во всем мире сейчас выпускается около 25 миллионов автомобилей в год. К тому же они стали неизмеримо сложнее и совершеннее своих ближайших предков. Бывшая нехитрая «механическая повозка для движения по безрельсовым дорогам» стала достойным детищем века автоматики и электроники. Долгое дело даже перечислить все новшества, пришедшие в автомобилестроение. Это автоматические коробки передач и специальные устройства, исключающие юз при торможении, электронные установки в системе зажигания и автоматы, регулирующие подачу рабочей смеси в зависимости от нагрузки на ведущие колеса, кондиционеры и многие другие устройства, обеспечивающие комфорт автомобилистам. Удобнее, надежнее в эксплуатации стали новые машины, но сколько бы автомобиль ни бегал по дорогам, ему в конце концов нужен текущий ремонт, а затем и капитальный. И службе технического сервиса становится с каждым годом все труднее. Дело не в том, что станций технического обслуживания требуется все больше и больше. Им необходимо и иное оснащение. Гаечным ключом в транзисторном устройстве ничего не сделаешь. Потребовалось специальное оборудование. Понадобились и специалисты более высокой квалификации. Реконструкция станций технического обслуживания, оснащение их высокопроизводительным гаражно-ремонтным оборудованием, современной контрольной аппаратурой — одно из главных направлений в развитии автосервиса за рубежом. Другая тенденция — создание диагностических центров. Идея была такой: совсем не обязательно на каждой станции иметь полный комплекс контрольно-проверочной аппаратуры и специалистов для работы с ней. Ведь преобладающим все-таки остается не очень сложный ремонт и регулярное техническое обслуживание. С этим по-прежнему успешно справляются обычные СТО. А для самых всесторонних исследований и сложных регулировок автомобиль надо направлять в диагностический центр. Здесь разнообразное диагностическое оборудование, смонтированное в единую технологическую линию, справится с любой задачей. Машина побывает на стендах с записывающими устройствами для проверки и регулировки тормозов, для балансирования колес и проверки амортизаторов без разборки и снятия с автомобиля. Стенды с осциллографами и другой электронной аппаратурой снимут «кардиограммы» работы систем зажигания и питания. Анализаторы выпускных газов и шумов работающих механизмов дадут полную картину состояния «здоровья» автомобиля. В течение часа станут известны результаты десятков контрольных измерений и наблюдений. После этого ремонтники абсолютно точно знают, какие детали заменить, что нужно сделать, чтобы возвратить машине требуемое техническое состояние. Первый такой диагностический центр в США был построен несколько лет назад фирмой «Мобил Ойл». Сейчас в стране их насчитывается около шестидесяти. Получили распространение они также в ФРГ, Англии, Японии и других странах. Следующим этапом стала специализация диагностических центров. Так, центр, созданный английской фирмой «Елкей», ремонтом и обслуживанием не занимается, а лишь определяет техническое состояние автомобилей. Зато делается это и быстрее и лучше. Всего 35 минут задерживается машина на сквозной технологической линии, а за это время выполняется 68 контрольно-проверочных и испытательных операций. Результаты заносятся в специальную карточку и вручаются клиенту. По этому «рецепту» все необходимое доделают обычные СТО. А диагностические центры тем временем более продуктивно используют дорогое, уникальное оборудование только по прямому его назначению. С быстрым ростом автомобильного парка все большее значение приобретают и организационные меры в сфере технического обслуживания. Ведется оно теперь по планово-предупредительной системе. В сервисной книжке, прилагаемой к купленному автомобилю, указывается перечень работ, которые необходимо выполнять после установленного заводом-изготовителем пробега. Внедряется в практику и такая новая форма, как обслуживание на дому. Например, фирма «Форд» в США имеет для этого специальные автомобили-фургоны, оснащенные необходимым оборудованием. Кроме того, большим успехом пользуется и самообслуживание в ремонтных мастерских. Для этого здесь создаются специальные посты с большим количеством рабочих мест, обеспеченных оборудованием, инструментами и запчастями. Владелец автомобиля работает тут сам, а персонал мастерской консультирует его и при необходимости помогает в ремонте. Стремительно растущий парк автомобилей заставляет зарубежные фирмы постоянно совершенствовать систему технического обслуживания. В. ПРАСОЛОВ, инженерНовые книги издательства «Транспорт»оборудования, свечах зажигания, шинах, топливе, смазочных и других материалах. Е мельянов А. Я., И патов Г. В. Электрооборудование автомобилей. Эксплуатация. техническое обслуживание н ремонт. (Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта). 1967. 240 стр.. 30 000 экз., цена 90 коп. Авторы знакомят читателей с основ1ыми сведениями по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту автомобильного электрооборудования, описывают работу электроотделений автохозяйств и специализированных мастерских. В руководстве даны рекомендации по регулировке и проверке отдельных агрегатов и приборов электрооборудования, а также приведены необходимые для этой цели технические условия и справочный материал. 3 акин Я. X. Прикладная теория движения автопоезда. 1967, 256 стр.. 5000 экз., цена 1 р. 10 к. В книге даны основные положения прикладной теории движения автопоездов, соответствующие современным достижениям науки и техники в этой обчасти. Кинематика и динамика автопоезда, а также проблемы устойчивости его движения рассматриваются в объеме, необходимом для понимания закономерностей движения автопоезда и практического применения при его эксплуатации. 3 язев В. А., Л ихачев И. В. Перевозки сельскохозяйственных грузов автомобильным транспортом. 1967, 128 стр., 5000 экз.. цена 42 коп. Значительное внимание авторы уделяют подготовке автомобилей к перевозкам зерна и других сельскохозяйственных продуктов, использованию различного подвижного состава, изготовлению и использованию средств технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях. Л апшии И. В. Внутренний хозрасчет в автохозяйстве. 1967, 72 стр., 10 000 экз., цена 25 коп. В брошюре рассказывается об опыте внедрения внутреннего хозрасчета в автоколоннах, автоотрядах и других структурных подразделениях автохозяйств Воронежского автоуправления, об экономических результатах этого мероприятия и задачах дальнейшего совершенствования хозрасчета в свете решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда партии.29