Из залаТЕМНЫЕ ДЕЛА К ДОБРУ НЕ ПРИВОДЯТОн перепутал собственный карман с государственным, пустился на обман и вымогательство. И вот закономерный финал — скамья подсудимых. Махинации к добру не привели. Должность Алексей Зеваков занимал скромную: преподавал на курсах переподготовки и повышения квалификации шоферов. Тут, к ак говорится, шибко не разбежишься. Однако, окинув зорким оком вокруг, Зеваков повеселел. «Спытаем, — сказал он сам себе. — Авось и подфартит». В то время на курсах обучалось девятнадцать человек. Зеваков в классном журнале приписал еще столько же фамилий. Сорок человек — это уже кое-что! Всем ложночислящимся регулярно ставил оценки. Справедливости ради следует сказать, что они были живыми людьми. Да, нашлись такие шоферы, которые пошли по легкому, но скользкому пути. «К чему какая-то учеба, экзамены, — рассудили они , — если Зеваков все сделает сам. Хочешь стать шофером второго класса — получай второй класс, хочешь первыйпожалуйста». — Не забудь только отблагодарить Зевакова, — говорили они один другому. А если кто-то и забывал, то об этом помнил их преподаватель и без лишних слов требовал: деньги на бочку... Теперь уместно сказать еще об одном действующем лице — о председателе Абатского райкома ДОСААФ Г. И. Крюкове. Это при его попустительстве и халатном отношении к учебно-воспитательной работе Зеваков сумел превратить курсы в кормушку. Крюков ничем не интересовался и не контролировал занятия, не проверял правильность оплаты обучения курсантами, отдав все на откуп Зевакову. Когда подошло время экзаменов, Крюков, имеющий всего-навсего права шофера третьего класса, стал председателем экзаменационной комиссии. Эта комиссия фактически экзаменовала лишь часть шоферов, а затем по просьбе Зевакова с легкой душой подписала протокол. На всех сорок курсантов! Такая беспечность Крюкова привела к тому, что Зеваков легко сумел использовать в корыстных целях свое служебное положение и на приписках положил в карман кругленькую сумму. За махинации пришлось держать ответ. Тюменский областной суд приговорил Зевакова к пяти годам лишения свободы. Крюков строго наказан в административном порядке. М. АРШАВСКИЙ, начальник следственного отдела областной прокуратуры г. Тюменьрено. Задерживаться и тем более отдыхать в диспетчерской шоферам запрещается; А на дворе мороз. Недаром на Украине февраль называется лютым. В каждом тягаче на видном месте сияла металлическая табличка с надписью: «Отдыхать в кабине при работающем двигателе категорически запрещается!» Значит, оставалось или мерзнуть, не смыкая глаз, в кабине, или уезжать без отдыха и изо всех сил стараться не заснуть за рулем. Как известно, это не всегда удается. Мы с грустью и теплотой вспомнили тесную диспетчерскую в Петропавловке, лежанку у печурки и даже такую нехитрую заботу о живом человеке, как запасной обломок борта грузовика. Наконец, узнав, что один из прибывших — корреспондент, нашему экипажу сделали поблажку, устроив, в виде исключения, на ночлег в душевую. Прямо на столе, но хоть в тепле. А приехавший из Днепропетровска Борис Гаврилович Чернявский ночевал в кабине своего тягача № 62-86 ДНЗ . Так же проводили ночь и другие «плечевики». Я еще кое-как подремал на столе, а Снижко каждый час бегал прогревать двигатель. В седьмом часу утра мы покинули негостеприимную автостанцию, увозя с собой пустой серебристый фургон. -Снова заплясали колеса автопоезда по выматывающим душу ледяным буграм и ухабам. Кое-где над нами, словно в насмешку, висели знаки, заботливо предупреждающие: «Неровная дорога». Над самым торосистым местом, где по-прежнему лежал, уткнувшись в снег, М АЗс контейнерами, такого знака не было. Громыхал сзади порожний фургон, назойливо напоминая, что обратная-то ездка пустая, бесполезная. Снижко рассказал, что всю предыдущую неделю ему приходилось возвращаться без груза. Налегке ехали быстрее и вернулись в Запорожье в третьем часу дня, проделав за сутки около 700 километров.Не одни мы такие..!Этими словами отреагировал на рассказ о наших мытарствах начальник автоколонны № 2196 Андрей Корнеевич Яланский. По его твердому убеждению выходило, что шоферу будто бы испокон веков положено спать в кабине, питаться всухомятку ис неиссякаемым оптимизмом сутками крутить баранку. Тяжеловато, конечно, но ведь везде так. И если есть мнение, что пора кончать с такой «системой», то делать это нужно не иначе как сразу жев масштабах всей страны. Странно было слышать такое. Руководитель образцово-показательного предприятия (это звание присвоено автоколонне приказом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог УССР) ждет, оказывается, специальных директив из Москвы или Киева о необходимости проявить заботу о рабочем, создать ему нормальные условия труда. Ни больше, ни меньше. Производственные планы здесь традиционно перевыполняются, технику берегут и лелеют. Но какую же культуру производства может демонстрировать предприятие, если образцово-показательное отношение к машинам и материалам уживается с равнодушием к людям? Наша беседа состоялась накануне того дня, когда водители-«плечевики» должны были пойти по новому маршруту — до Херсона. Д орога не близкая — 315 километров. На путь туда и обратно графиком отводится по 10 часов. В Херсоне предусмотрен обязательный шестичасовой отдых. — А где они там будут отдыхать? — Не знаю, — пожимает плечами начальник автоколонны. Водители, между тем, досконально знают, что в Херсоне условия для отдыха точно такие же , как ив Петропавловке, Донецке, на других автостанциях: «плацкартное место» в кабине и «пир» всухомятку. — Почему бы, на первый случай, не снять в Херсоне возле грузовой станции какую-нибудь комнатушку? Чтобы водитель выспался перед обратной дорогой. Андрей Корнеевич предпочел промолчать. А ведь наверняка начальнику колонны, председателю месткома, ответственным работникам из обкома профсоюза и областного автоуправления известна статистика Госавтоинспекции: за последний годв области было зарегистрировано 76 дорожно-транспортных происшествий, допущенных уставшими шоферами, трудившимися сверх нормального рабочего дня. Чего же ждут они все: когда и над ними гром грянет? Конечно, не в одном Андрее Корнеевиче тут дело. Автор далек от мысли считать его единственной причиной неблагоустроенности «ллечевиков». Серьезного упрека заслуживают здесь и республиканское Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог с его управлением междугородных перевозок. Кстати, в порядке справки на реплику «Везде так!». Омское автоуправление, например, открыло гостиницу для шоферов-дальнерейсовиков с охраной и обслуживанием машин, столовой, телевизором и прочими бытовыми услугами. Подобным образом поступают ив других местах, в том числе и на Украине. Что же мешает стать в этот ряд и автоколонне № 2196? Ведь новая система экономического стимулирования производства отнюдь не предполагает, что для получения доходов все средства хороши. Нам всем далеко не безразлично, какой ценой выполняется план, снижается себестоимость каждого тонно-километра. Введение новых маршрутов надо продумывать заранее во всех деталях и создавать условия труда, которые позволят не просто выполнять и перевыполнять план, а делать это при самом эффективном использовании машинного парка, максимальных удобствах для рабочего, при безупречном обеспечении безопасности движения. Иначе работать сегодня просто нельзя. В. ИНДИИ, спец. корр. «За рулем»Днепропетровскаяи Донецкаяобласти28