движется по неизменной траектории, а автомобиль маневрирует и может коснуться люоого препятствия. Само курение за рулем не опасно. Опасны моменты, когда водитель закуривает или гасит сигарету. А тем более когда прикуривает у пассажира, сидящего рядом, ища глазами дрожащий огонек пламени. В это время он не глядит вперед, а на дорогу смотрит пассажир, хотя это совершенно бесполезно. Надо делать наоборот. Если вы просите огня у соседа, то не отрывайте взгляда от дороги, пусть он ищет вашу сигарету. В интересах малоопытного водителя вообще отказаться от курения во время движения. Во всяком случае, всегда убавляйте газ, когда прикуриваете или кладете сигарету в пепельницу. . ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИКИЛОМЕТРОВ ОН НЕ СЧИТАЛИван Петрович любит, ногда свежий, бодрящий ветер рвется в открытое окно кабины. Летит по шоссе автомобиль, глаза привычно ощупывают дорогу. И порой ничего не говорящие стороннему человеку ложбина, березка, камень у кювета навевают воспоминания. Вот ответвился от шоссе проселок. А тридцать лет назад такими были почти все «автострады» в Оренбуржье. К аи не помнить их Ивану Петровичу Долгих, если тогда впервые он занял место в- кабине .автомобиля. Сейчас уже нигде не найдешь « с тарушку » АМО. А для Ивана в то время эта машина бы.-.а мечтой... Как-то недавно Иван Петрович подвез демобилизованного солдата. Торопился парень домой — не стал дожидаться автобуса. — Отслужил, значит? — Т ак точно! И опять что-то знакомое всплыло в памяти, отозвалось в сердце. Совсем молодым пошел Иван Петрович ' в армию. Только вот служить пришлось порядком: почти восемь лет! Из них добрая половина — в боях. С противотанковым орудием на прицепе его машина прошла по многим дорогам. Долгих участвовал в битве на Волге. Летом 1943 года «охотники за танка ­ ми» громили гитлеровский броневой кулак на Курской дуге. Дважды за войну лежал Долгих в госпиталях. Первый раз его ранило под Ржевом, во второй — у жев Венгрии, в марте 1945 года. Т яже ­ лое "пулевое ранение обеих ног. В госпитале профессор-хирург поинтересовался: — Шофер? Ну, это. народ сильный, а без ноги оставаться ему никак нельзя. И сегодня порой, особенно ночью, нетнет, да и напомнит о себе старая рана. Но не бросает руля бывший армейский шофер. На освоении целины он был в числе лучших водителей. Возил первое зерно. Из Озерного в Шильду около 170 километров. По два рейса делал. О том времени напоминает полученная за освоение целины медаль. Первая трудовая награда — в добавление к фронтовым... Тридцать лет, к ак держит в своих руках руль автомобиля Иван Петрович Долгих. Это его юбилей. Все поздравляли его, а шофер смущенно улыбался: — А что особенного... Каждый выполняет свой долг. Все работают... И уж совсем ему было неловко, когда не смог он ответить: а сколько же километров наездил за эти три десятка лет? Снолько раз объехал земной шар, Иван Петрович? Нет, не считал километров шофер. Да разве в этом главное! Л. БУРАКОВСледите за чистотой лобового стекла автомобиля, оно не должно быть повязкой на глазах водителя. Нельзя поддаваться гипнотическому действию дороги, которое заставляет водителя всячески откладывать очередную остановку до «следующего» часа. В пути каждому из нас приходилось видеть автомобили, у которых все стекла залеплены раздавленной мошкарой, а водители продолжают движенце, теряя время из-за невольного снижения скорости и рискуя безопасностью. Зачем? Если стекло загрязнилось, не колеблясь остановитесь в первом же удобном месте и протрите его замшей. Минуты, которые вы потеряете при этом, легко нагонятся, так как дальше вы поедете, несомненно, быстрее. Надо умело и постоянно пользоваться зеркалом заднего вида, а если есть — и бокового вида. Водитель должен всегда знать, что делается вокруг. Когда я собираюсь обогнать автомобиль, то всегда сначала проверяю всю обстановку на дороге. При этом обязательно смотрю в зеркало на крыле передней машины, и если вижу в нем глаза ее водителя, то спокоен и уверен: он меня видит, и можно без опасений идти на обгон. Если его глаз не видно, я жду и удваиваю осторожность. Перед выездом всегда проверяйте, к ак установлено ваше зеркало, и делайте так, чтобы наблюдение при помощи него не требовало дополнительных движений. ИСКУССТВО ВОЖДЕНИЯ ...при дожде. При первых же каплях дождя уменьшите нажим на акселератор и сократите приблизительно на треть скорость движения, особенно на поворотах. Не ждите сильного дождя, чтобы только тогда замедлить движение. Когда дождь разошелся, то опасность в основном уже прошла. Самый опасный момент именно тогда, когда дождь только начинается, так как, смешиваясь с пылью и другими частицами на дороге, влага образует очень скользкую пленку, которая при сильном дожде смывается с покрытия. Помните, что в зависимости от состояния и типа покрытия дороги значительно различаются по скользкости. Под дождем особенно остерегайтесь глянцевитого или стекловидного блестящего покрытия. ..JB гололед. Здесь наблюдаются две крайности. Одни водители с появлением гололеда просто оставляют машину в гараже, другие продолжают ездить, но как бы смертельно напуганные, поминутно судорожно стискивая руль, что представляет собой — и это совершенно точно — самую большую опасность при гололеде. Вождение в гололед требует большой осторожности, но в неменьшей степени оно зависит и от умения владеть своими нервами. Полностью оледеневшая дорога менее опасна, чем внезапные участки льда, особенно на поворотах. Поэтому постарайтесь замечать такие участки как можно раньше. Если же все случилось внезапно, не пугайтесь, не теряйте самообладания и не тормозите. Забудьте, что у вас есть тормоза! Замедляйте движение двигателем, плавно приотпуская педаль газа. На оледенелой дороге исключительно важно поддерживать постоянную скорость движения, любое ее изменение надо выполнять мягко, плавно. Для этого нужно смотреть намного дальше, чем при нормальных условиях движения, чтобы избежать резких маневров, которые в таких ситуациях очень опасны. Не пугайтесь небольших заносов, они менее опасны, чем попытки тормозить или резко выправить положение. ...если лопнула шина. Решающее условие успеха в такой ситуации — правильно сидеть за рулем и твердо держать руль обеими руками. При разрыве передней шины автомобиль резко тянет в сторону, и в этот момент необходима вся сила ваших рук, чтобы удержать его на прямолинейном курсе. Одновременно сбрасывайте газ, но ни в коем случае не тормозите, пока скорость не упадет километров до 50 в час. Если разрыв шины произошел на повороте, действовать надо еще более точно и, управляя рулем, постепенно ослаблять нажим на акселератор. При разрыве задней шины нередко возникает занос. Выводить из него автомобиль следует, плавно поворачивая колеса и оставляя некоторый газ. Тормозить на большой скорости не надо, или в крайнем случае делайте это плавно.2'г. Оренбург, автотранспортное предприятие № В Иван Петрович Долгих. Фото И. Зайкова11