СТАРТЫКРОССМЕНОВЧемпионат СССР по мотокроссу в классах 250 и 500 см 3 начался в этом году рано. Первые этапы прошли в Сумгаите, Тбилиси и Сухуми. Вот результаты соревнований. 250 см 3 . I этап : 1. Л . Ш инкаренко (УССР); 2. В. Арбеков (Москва); 3. Г. Моисеев (Ленинград); 4. А. Воронин; 5. В. Навинов; 6. А. Сивяков (все РСФСР). II этап: 1. В. Арбеков (Москва); 2. Л. Ш инкаренко (УССР); 3. Е. Петушков (Москва); 4. А. Клдиашвили (Грузинская ССР); 5. А. Воронин; 6. В. Кавинов (оба РСФСР). III этап: 1. В. Арбеков (Москва); 2. Л. Ш инкаренко (УССР); 3. Е. Петушков (Москва); 4. Г. Моисеев (Ленинград); 5. А. Клдиашвили (Грузинская ССР); 6. А. Воронин (РСФСР). Сумма очков по трем этапам: Арбеков — 22, Ш инкаренко — 20, П етуш ­ ков — 8, Моисеев — 7. Воронин — 6, Клдиашвили — 5. 500 см 3 . I этап : 1. Г. Драугс (Латвийская ССР); 2. С. Саар (Эстонская ССР); 3. Ю. Сухов (Москва); 4. И. Деркееиц; 5. А. Клявиньш; 6. В. Брунис (все Латвийская ССР). II этап: 1. Г. Драугс (Латвийская ССР); 2. А. Лебедев (РСФСР); 3. Г. Бегиашвили (Грузинская ССР); 4. А. Клявиньш (Латвийская ССР); 5. С. Саар (Эстонская ССР); 6. В. Погребняк (Унраинская ССР). Сумма очков по двум этапам: Драугс — 16, Саар — 8, Лебедев — 6, Клявиньш — 5, Сухов — 4, Бегиашвили — 4.Откройте спортивный календарь этого года — вы встретите в нем перечень многих автомобильных соревнований: ралли, кроссов, кольцевых гонок, состязаний по картингу, заездов на побитие рекордов. К ажется , не пропущен ни один из разделов современного автоспорта. Звучные названия многих соревнований — «Невские огни», «Янтарная «Волга», «Снежинка», «Фиалки» — подчеркивают их традиционность, и уже как-то трудно представить себе то давнее время, когда советский моторный спорт делал первые шаги . Свое летоисчисление он ведет с июля 1918 года, с первых мотоциклетных соревнований по маршруту Москва — К лин — Москва, которые провел Всевобуч в ходе подготовки бойцов для Красной Армии. Вскоре после окончания гражданской войны, в сентябре 1922 года состоялся и первый скоростной автомобильный пробег Петроград — Псков-—Петроград (победитель его М. М якинин прошел 573 километра со средней скоростью 49,4 км/час), а в следующем году было уже несколько автомобильных соревнований. Под Петроградом прошла гонка по кольцу, в столице взяли старт первый всероссийский пробег легковых автомобилей по маршруту Москва—Смоленск—Вит ебск — П сков — П етроград — М осква (в нем участвовало 50 человек) и всероссийский испытательный пробег грузовых автомобилей. В те годы не хватало машин , запасных частей, не было хороших дорог, но эти трудности отступали на второй план перед огромной любовью к автомобилю, сознанием того, что соревнования и пробеги послужат созданию своего собственного, советского автомобилестроения. Сколько потребовалось сил иэнергии , чтобы вдохнуть жизньв пережившие две войны машины. Из обломков старых «Уайтов» и «Фиатов» в Перми были собраны первые пять автомобилей ГАЗУ (Государственные автомобильные заводы Урала). Они шли наравне с «Бюссингами», «Стеверами», «Мерседесами». За рулем их сидели первые автоспортсмены республики Советов — рабочие, красноармейцы. Автоспорт из спорта одиночек, спорта избранных, к аким он был до революции, становился спортом массовым, спортом людей труда. Сотни и тысячи энтузиастов автодела взялись за работу. В 1923 году открылся Московский автомобильный клуб, и уже год спустя на Серпуховском шоссе, под Москвой, сильнейшие спортсмены-автомобилисты разыграли первенство РСФСР. После этого были и пробеги первых советских автомобилей АМО-Ф-15, и знаменитый каракумский пробег, и спортивно-массовые мероприятия, посвященные 50-летию изобретения автомобиля, и знаменитые километровки, в которых отличались ленинградские автомобилисты, одними из первых построившие гоночные машины. Особенно бурное развитие получил автоспорт в послевоенные годы. Сотни тысяч водителей участвуют сегодня в соревнованиях, занимаются спортом в автомотоклубах ДОСААФ, в добровольных спортивных обществах и ведомствах. Но дело не только в количестве. Рекордные времена в таблице международных достижений по автоспорту, показанные нашими прославленными гонщиками Э. Лорентом, В Никитиным, И. Тихомировым, говорят о творческих поисках спортсменов-конструкторов, об их смелости и мастерстве. Наш автомотоспорт прошел большой путь. И, оглядываясь на него, мы с благодарностью вспоминаем имена ветеранов, тех, кто был запевалой, увлекая своим энтузиазмом других. О четырех ветеранах мы рассказываем на этих страницах.вшяшшошшДвадцатьвосемьрекордовНа фото — гонка второго этапа. Снимок прислан Э. Ватазаровым (Тбилиси) на конкурс «Фотоинформация», проводимый в этом году редакцией журнала (см. «За рулем». 1968, № 1).МЕМОРИАЛ Л. С. КОНОНОВАИмя Льва Сергеевича Кононова, отдавшего много сил и энергии нашему автоспорту, хорошо известно спортивной общественности. Созданная им в Курском дворце пионеров секция нартингистов — сильнейшая в стране. Здесь выросли чемпионы СССР, победители крупных соревнований, здесь родились передовые конструкции микроавтомобилей. Памяти спортивного организатора и тренера посвящаются большие соревнования, которые будут ежегодно проходить в Курске. В мемориале Л. С. Кононова выступят сильнейшие картингисты страны.«Это было в Ростове-на-Дону. Четырнадцатилетним мальчишкой я попал в 1920 году в гараж, роты броневиков. С тех пор я неравнодушен к автомобилям. Когда вернулся в Москву, работал автослесарем, а 14 января 1923 года — этот день запомнился на всю жизнь — получил удостоверение на право управления...» Александр Иванович Пельтцер перелистывает пожелтевшие вырезки из газет, фотографии с обломанными уголками. Вместе с ним мы отправляемся в прошлое. Вот он на строительстве Горьковского автозавода, потом работает в_ Научном автотракторном институте (НАТИ). Там Пельтцер — председатель автодоровской ячейки и горячийпропагандист газогенераторных автомобилей. Он участвует в создании этих машин, испытывает и совершенствует их. В 1938 году на газогенераторной «эмке» А. Пельтцер, А. Понизовкин и Н. Титов устанавливают всесоюзные рекорды скорости на 3000 и 5000 км. И вот тогда-то появилась у Александра Ивановича мечта — построить рекордный автомобиль со сверхмалолитражным двигателем, кубиков на 350. Но осуществить ее удалось только в 1946 году. Низкий, похожий на камбалу автомобиль «Звезда-1» был сделан за три месяца. Пятого ноября 1946 года Александр Пельтцер установил на этой машине первый рекорд. Километровку с хода он прошел со средней скоростью 139,643 км/час. С тех пор Пельтцер не расстается с миром автогонок. Его заслуга в том, что он создал первые в нашей стране специальные гоночные машины, которые не были «вариациями на тему серийного автомобиля». За двадцать с лишним лет под его руководством были спроектированы и построены рекордные автомобили «Звезда» и «Салют», гоночные НАМИ-041 и НАМИ-048. Наибольший успех пришелся на долю «Звезды». На шести ее модификациях А. Пельтцер, а позже А. Понизовкин, А. Подкутов, П. Варанов и А. Амбросенков установили 28 всесоюзных рекордов скорости; 19 из них превышали международные.14