На дорогах всего светаАНГЛИЯВот уже более двух лет по всей Англии идет замена дорожных знаков. Новые знаки и указатели не имеют, как прежде, надписей, а содержат лишь общепринятые символы. Однако язык этот для английских водителей оказался почему-то трудным. Проведенная не так давно проверка обнаружила, что многие из них все еще не знают новых дорожных знаков. Только один-два водителя из каждой опрошенной группы, состоявшей из трех человек, смогли правильно объяснить знак «Автомобильное движение запрещено». Многие же предполагали, что он означает круговое движение. Одна пятая часть опрошенных не узнала знак «Перекресток». Были такие, что называли его — «Больница», «Окольный путь» и т. п. По этому поводу газета «Морнинг Стар» пишет: «Возможно, что при проверке на дорогах результаты были бы лучше, чем в искусственно созданных условиях, но даже если процент водителей, утверждающих, что знак «Обгон запрещен» означает двойной путь, меньше, чем установлено, все же такое положение чревато самыми неприятными последствиями».От 21000НАКАНУНЕ ФИНАЛАдо 12«ЗА РУЛЕМ»ВИКТОРИНЫСШАОдна из электротехнических фирм выпустила светофор, который показывает водителям, сколько осталось времени до выключения зеленого света. В желтом фонаре светофора водитель видит светящиеся цифры высотой в 30 сантиметров, которые отсчитывают последние девять секунд горения зеленого сигнала. Затем зажигается желтый — всего на три секунды. Система состоит из коробки управления на полупроводниках и 18 электрических лампочек, размещенных внутри фонаря желтого сигнала светофора. Представители городских властей г. Абилина (Техас) сообщили, что на перекрестке, где опробовали такой светофор, за девять месяцев количество аварий сократилось вдвое.ШВЕЦИЯНаучно-исследовательская лаборатория по проблемам автомобильного движения Швеции, как и автодорожные службы Италии и Франции, провела экспериментальные работы по использованию на машинах светоотражающих регистрационных номеров. Опыты дали положительные результаты. Оказалось, что в свете фар светоотражающий номер идущей впереди машины заметен на расстоянии 400 метров, а с 200 метров его можно легко прочесть. Преимущества использования светоотражающих материалов при изготовлении номерных знаков очевидны. Они не только делают знак более различимым, но и неплохо «выдают» присутствие машины на дороге даже в том случае, если она движется или стоит без света.Нетрудно догадаться, вероятно, что обозначают две цифры, которые мы вынесли в заголовок. 21 000 читателей журнала приняла участие в нашей первой викторине по безопасности движения. 12 из них благополучно преодолели все препятствия, справились со всеми задачами и вышли в финал. Именно эти двенадцать соберутся в Москве и разыграют между собой призы, учрежденные организаторами викторины. Организаторы — это ЦК ДОСААФ, Госавтоинспекция СССР, ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта, Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, НТО городского хозяйства и автомобильного транспорта и, нонечно, редакция журнала. Цифра 21 000 сама по себе говорит о популярности нового конкурса. И все же мы не можем не привести несколько строи из многочисленных «лирических отступлений», которыми сопроводили свои ответы на вопросы викторины наши читатели. «Викторина принесет без сомнения огромную пользу нан для водителей, т аки для пешеходов. Она помогает чувствовать себя более уверенно на улицах наших городов» (К. Филькин, г. Дружковна). «Вы начали большое и полезное дело. Я уверен, что благодаря так организованному вами повторению правил уменьшится количество аварий и несчастных случаев. Это скажется и на тех, кто верно ответит на все вопросы, и на тех, кто ошибется в чем-нибудь: ведь и они пороются в Правилах движения, учебниках и безусловно «поумнеют» (Ю. Аншелес, г. Киев). Подобных писем сотни. Много говорить сегодня о финалистах вряд ли стоит. Центральное телевидение будет показывать (следите за программой передач!) заключительный этап соревнования, и вы все сможете познакомиться с ними. А вот о тех, кто «сражался» в четвертьфинале и полуфинале, рассказать надо. Мы, разумеется, не имели возможности заниматься специальными исследованиями. Но некоторые наблюдения позволили в общих чертах получить представление об участниках соревнований. Понятно, прежде всего нас интересовал вопрос: кто они? Оназалось, что попробовать свои силы в конкурсе решили шнольники и профессиональные шоферы, преподаватели автодела и автолюбители, военные автомобилисты и работники автоинспекции, мотоциклисты и автомеханики, наконец, люди вообще без водительских прав, но интересующиеся законами улиц и дорог. Надо сказать, что организаторы рискнули не устанавливать никаких ограничений — в винторине мог принять участие каждый желающий. Конечно, преподаватель автошколы в каких-то вопросах, что называется, на голову выше иного водителя, а автоинспектор знает многое из того, что не известно ни тому, ни другому. Но такой предмет, к ак правила движения транспорта, все они должны знать достаточно хорошо. Кстати, викторина подтвердила это: многие водители справились с задачами ничуть не хуже, чем работники автоинспекции, а иной автолюбитель обнаруживал вдруг такую эрудицию в вопросах безопасности движения, что не уступал ни в чем опытному преподавателю. Ни у одного из проводимых нами конкурсов не было такой широкой представительности. Буквально во всех уголках страны автомобилисты и мотоциклисты откликнулись на предложение журнала. Почта доставила в редакцию ответы из Певека на Чукотке и Углегорска на Сахалине, из Норильска и Кнровакана, с островов Эстонии и из сел Закарпатья. Пришли письма-ответы из Болгарии, Польши, Монголии, Румынии. Так что викторина приобрела даже международный характер. Жюри винторины оказалось в довольно затруднительном положении, ногда число участников, показавших одинаковые результаты, превысило число мест в финале соревнования. Пришлось прибегнуть к жеребьевке. Так были определены те двенадцать, чьи фамилии названы ниже. Но перед этим еще были первый и второй туры . Как сложились они? После первого тура из 21 000 соревнующихся осталось 1392 человека. Причем, если бы в ходе викторины проводился турнир городов, то его по итогам первого тура выиграл оы Ленинград. На втором этапе ленинградцев было больше всех — 54. На десять меньше — москвичей. На третье место вышел Днепропетровск, обогнав такие «автомобильные» города, к ак Киев, Харьков, Минск, Таллин. „„„„..„„,.,, Автомобиль и мотоцикл — в общем-то мужское увлечение, однако в преимущественно мужской по составу викторине приняло участие немало женщин-автолюбителей. 28 из них одолели своих «сильных» соперников в заданиях первого тура, а одна представительница этой группы вышла в финал. Здесь не представляется возможным разбирать все ошибки участников второго тура Скажем лишь, что большинство из тех, кто остался за чертой финала, «срезалось» на трех «ловушках»: автопоезде без опознавательного знака (см. «За рулем», 1968 I * 2. рисунок на стр. 19), автобусе, габариты ноторого больше 2,1 метра, показанных на знаке, и неправильно примененном знаке «Направление объезда препятствия» вместо «Разрешенное направление движения» (рисунок на стр. 20). К сожалению, в заданиях винторины оказались и просчеты — их жюри учло при подведении итогов. Но в общем соревнование прошло на хорошем уров^« и продемонстрировало солидную эрудицию его участников в вопросах безопасности движения. Итак, впереди финал!В от они, у частникирешающеготура1. И. Б. ВИХРОВ (мастер производственного обучения автомотоклуба ДОСААФ , г. Ош Киргизской ССР) 1. Б. Ф. ГУРИКОВ (автоинспектор, г. Дятьково Брянской области) 3. Д . Я. ДЗЕНИС (шофер первого класса, г. Ауце Латвийской ССР) 4. М. В. ЗАВАРЫКИНА (автолюбитель, г. Арзамас) 5. А. А. КЮТТ (шофер первого класса, г. Тарту) 6. Б. Л. КАЙДАЛОВ (шофер первого класса, г. Белгород) 7. Э. В. МАЛЫШЕВСКИИ (автолюбитель, г. Красноярск) 8. Ю. В. НЕВСКИЙ (автолюбитель, г. Москва) 9. В. А. НЕЙЛАНД (автоинспектор, г. Рига) 10. Л. А. СМИРНОВ (преподаватель автошколы, г. Петрозаводск) 11. В. А. СЕРГЕЕВ (автолюбитель, г. Подольск Московской области) 12. Э. В. ТИТАРЕНКО (шофер второго класса, г. Горячий Ключ Краснодарского края)