ДВОЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕТысячи грузовых автомобилей с надписью «учебный» каждый день выезжают на наши улицы и дороги. Большая армия опытных инструкторов занята подготовкой водителей для народного хозяйства и Вооруженных Сил. Высокое качество обучения будущих воинов составляет важную задачу автомотоклубов ДОСААФ . Привить курсантам практические навыки, научить лучшим приемам вождения и грамотному техническому обслуживанию автомобиля — таково главное требование программы. Практическое вождение — дело ответственное. К нему должны быть хорошо подготовлены как инструктор, так и техника. Учебный автомобиль нужно содержать в исправном состоянии, чтобы обеспечить безопасность движения в любых условиях. Этой цели можно достичь, если на учебной машине безотказно действует двойное управление, при помощи которого в нужный момент -инструктор вмешивается в действия ученика и берет управление автомобилем «на себя». К сожалению, наша промышленность не выпускает машин, оборудованных для учебных целей, хотя в этом есть большая необходимость. Серийные транспортные автомобили приспосабливают для учебной езды непосредственно в автомотоклубах, исходя из местных условий, причем делают это не всегда технически грамотно. Мы предлагаем гидравлический вариант двойного управления, разработанный и изготовленный инструктором-методистом Одесского автомотоклуба ДОСААФ Анатолием Ивановичем Денисюком. На учебном автомобиле ГАЗ-51 в кабине справа перед инструктором на передней стенке установлен (схема А) стандартный кронштейн 1 педалей автомобиля М-21 (деталь № 21—3504050), и на нем смонтированы две подвесные педали: педаль 2 сцепления и педаль 3 тормоза (детали № 21А-1602410 и 21А-3504010). С обратной стороны передней стенки кабины, в моторном отсеке, под капотом установлен и соединен с педалями главный цилиндр 4 тормоза и выключения сцепления автомобиля М-21 (деталь № 21А-3505010). Кроме того, в системе гидравлического привода сцепления и тормозов установлены два рабочих цилиндра (деталь № 21А-1602510), один из них 8, как показано на схеме Б, — для параллельного, независимого от действия основной педали выключения сцепления, и второй, 12 (схема В) — для приведения в действие тормозной системы, также независимо от действий обучаемого. Соединив трубопроводами эти рабочие цилиндры (8 и 12) с соответствующими отсеками главного цилиндра 4, мы получим замкнутую гидравлическую систему привода второго управления сцеплением и тормозами. Когда инструктор нажимает на свою педаль 2 сцепления, поршень левого отсека главного цилиндра 4 создает давление жидкости в системе привода сцепления и перемещает поршень рабочего цилиндра 8, при этом шток 5 цилиндра через соединенную с ним муфту 6 воздействует на вилку 7и выключает сцепление (см. схему Б). Независимое воздействие на тормозную систему инструктор осуществляет, нажимая на свою педаль 3 тормоза. Перемещение поршня правого отсека главного цилиндра 4 приводит в действие шток 9 второго рабочего цилиндра 12, установленного на оси главного тормозного цилиндра 11 автомобиля ГАЗ-51, при этом шток 9 рабочего цилиндра 12 перемещает соединенную с ним вилку 10 и через шток главного тормозного цилиндра 11 приводит в действие систему тормозов автомобиля (см. схему В). Таким образом, гидравлическая система второго привода управления сцеплением и тормозами учебного автомобиля ГАЗ-51 монтируется из стандартных деталей и узлов автомобиля М-21 за исключением соединительных деталей — штоков 5и 9, муфты 6и вилки 10. Изготовление этих деталей не представит затруднений. Резьбовые соединения соединительной муфты 6и вилки 10 со штоками 5и9 рабочих цилиндров 8и 12 обеспечивают регулировку второго привода управления сцеплением и тормозами. Гидравлический вариант двойного управления автомобиля ГАЗ-51, как показала эксплуатация, действует надежно и безотказно. Он обладает рядом преимуществ перед механическим: кабина учебного автомобиля освобождается от нагромождения системы соединительных рычагов, труб и зацепов (шарниров); удобнее стоят подвесные педали, не мешая инструктору или пассажиру; молодой водитель лучше чувствует органы управления, свободный ход педалей, состояние регулировок, быстрее и точнее осваивает приемы самостоятельного управления автомобилем. Преимущества очевидны. А как со стоимостью? Где достать детали и узлы автомобиля М-21, необходимые для двойного управления? Стоимость деталей для одного комплекта двойного управления невелика, а монтаж их по представленным здесь схемам весьма прост и доступен любому автомотоклубу ДОСААФ . Требуемые для монтажа детали и узлы можно приобрести на складах «Сельхозтехники» и в автохозяйствах. Полагаем, однако, что полезно было бы рассмотреть вопрос о централизованном снабжении учебных организаций этими деталями. К. ШАПАРЕВ, начальник автомотоклуба г. Одесса 2. <3а рулем> № 6Гидравлический вариант двойного управления учебного автомобиля ГАЗ-51. A. Узлы и детали автомобиля М-21. используемые для монтажа двойного управления учебного автомобиля ГАЗ-51: 1 — кронштейн педалей: 2 — педаль сцепления; 3 — педаль тормоза; 4 — главный цилиндр тормоза и выключения сцепления. В. Схема гидравлического привода выключения сцепления автомобиля ГАЗ-51: 5 — шток цилиндра; 6 — резьбовая муфта; 7 — вилка выключения сцепления; 8 — рабочий цилиндр выключения сцепления. B. Схема двойного гидравлического привода тормозов: 9 — шток цилиндра; 10 — вилка привода; 11 — главный тормозной цилиндр автомобиля ГАЗ-51; 12 — рабочий цилиндр инструкторского привода тормозов.