Как мы знаем, безопасность движения зависит от многих факторов. И все же : какие бы рациональные схемы организации движения мы ни изобретали, какие бы умные приборы и устройства не применяли для регулирования потоков транспорта, как бы ни улучшали дорожные и другие условия езды, порядок на улицах и дорогах больше всего зависит от самих водителей, от их мастерства, выдержки, благоразумия, от их умения находить правильные решения и выбирать соответствующую техническим возможностям автомобиля и собственной подготовке скорость. Вот почему во всех последних решениях по проблемам безопасности движения транспорта и, в частности, в недавнем Постановлении Совета Министров СССР такое большое внимание уделено вопросам улучшения подготовки водителей всех категорий и классов. Как уже сообщалось в журнале («За рулем», 1968, № 2, стр. 18), Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию было поручено разработать и утвердить совместно с Министерством охраны общественного порядка СССР, ЦК ДОСААФи Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР новые программы подготовки шоферов. Эта работа уже выполнена, и мы думаем, читателям будет интересно узнать о том, какие изменения претерпели учебные планы и программы.НАУКА БЕЗОПАСНОСТИ«Нет сегодня такого вопроса в проблеме безопасности движения, который мог бы быть успешно решен без солидной научной базы или вообще выпасть из поля зрения науки!» — такими словами профессор Д. П. Великанов начал свое выступление на заседании Научнотехнического совета по транспорту Госкомитета Совета Министров СССР по науке и технике. Эти слова, на наш взгляд, наиболее точно отражают единодушное мнение ученых, машиностроителей, экономистов, автотранспортников, работников автоинспекций и учебных заведений по подготовке специалистов автомобильного транспорта, собравшихся обсудить пути повышения безопасности движения в стране. Чем же наука может сегодня помочь автомобилистам в широком смысле этого слова? По каким направлениям должны вестись серьезные научные исследования в области безопасности движения? К ак следует их организовать и координировать в масштабе страны? На всех этих вопросах остановился в своем докладе «Безопасность движения — в ажная проблема современной автомобилизации» ректор Московского автомобильно-дорожного института, доктор технических наук Л . Л . Афанасьев. Докладчик определил основные стороны проблемы не только в социальном, но и экономическом аспектах, привел обширный статистический материал. Чтобы читатели журнала представляли себе, насколько серьезное положение сложилось на автомобильных магистралях планеты, воспользуемся несколькими цифрами доклада. За один только год число жертв автомобильного движения составляет около 200 тысяч убитых и4 миллионов раненых. Лишь в США ущерб от автомобильных аварий ежегодно превышает 8 миллиардов долларов. Автомобиль, к сожалению, стал самым опасным транспортным средством: по международной статистике на один миллиард пассажиро-километров на железнодорожном транспорте приходится 1,2 происшествия, воздушном — 8,5 и автомобильном — 16. Половина дорожно-транспортных происшествий, а то и больше, происходит по вине человека, управляющего машиной, — его недостаточной квалификации, отсутствия чувства ответственности перед обществом, плохой организации своего труда. Вот почему одна из самых неотложных задач науки — изучить социальные и психофизиологические особенности поведения водителя и разработать комплекс мер, обеспечивающих его надежную работу за рулем. В 15—20 случаях из ста опасную обстановку, влекущую за собой дорожную катастрофу, создают сами пешеходы. Причину их неправильного поведения на дорогах докладчик видит в непонимании всех условий безопасности, неумении реально оценивать до-КИЛОМЕТРЫ ИЗМЕРЯЮТСЯ МАСТЕРСТВОМНовая программа обучения шоферов-профессионалов отличается прежде всего увеличением объема знаний и навыков, которыми предстоит овладеть будущим водителям. Если раньше учебный курс был рассчитан на 688 часов, то теперь на подготовку водителя отведено 860 часов. Однако дело не ограничивается простым увеличением сроков обучения. Изменилось и его содержание. В учебный план подготовки водителя-профессионала введен, например, такой предмет, как «Основы безопасности движения». В течение 30 учебных часов будут изучаться основные элементы теории движения автомобиля, психофизиологические основы труда водителя, причины дорожно-транспортных происшествий, а также приемы и методы обеспечения безопасности движения в различных условиях. Значение этого раздела программы трудно переоценить. Сведения о силах, действующих на автомобиль, более глубокое понимание таких его качеств, как управляемость, устойчивость и проходимость, теоретические и практические занятия по развитию глазомера, быстроты реакции, остроты зрения, изучение взаимосвязи причин дорожных происшествий, наконец, знакомство с наивыгоднейшими методами управления автомобилем на поворотах, при ограниченной видимости ив других сложных дорожных условиях помогут водителям лучше справляться, с работой, избежать многих ошибок. Следует добавить, что и времени на овладение навыками вождения автомобиля будет теперь отводиться значительно больше. Каждый курсант должен, как принято говорить, наездить за рулем 70 часов вместо прежних 50, причем 30 часов он будет занят непосредственно на перевозке различных грузов, а это в значительной степени сблизит обучение с производством, поможет будущему шоферу быстрее войти в круг его обязанностей. В предмете «Вождение автомобиля» появились и такие самостоятельные темы, как «Буксировка», «Вождение автомобиля с прицепом». Возрос удельный вес и одного из самых важных разделов шоферской науки — «Правил движения автотранспорта» — с 68 до 80 учебных часов. Понятно, что все эти перемены ставят дополнительные задачи перед преподавательским составом, ведущим подготовку шоферов. Надо не только в совершенстве овладеть новыми предметами, но и серьезно подумать над улучшением методики обучения, эффективнее распорядиться теми возможностями, которые предоставляет учебная программа. Иными словами, преподавание тоже должно подняться на новый уровень. Кстати, целый ряд практических занятий с точными приборами автомобиля, электрооборудованием и т. п. будут вести теперь не мастера производственного обучения, а инженеры и техники, преподающие устройство автомобиля. В заключение несколько слов о мерах по повышению знаний и навыков стажированных шоферов. При переходе на работу в качестве водителя автобуса или такси они будут проходить дополнительную подготовку. Специальная 80-часовая программа водителей автобусов охватывает вопросы устройства и эксплуатации автобусов, особенности их вождения, культуру обслуживания пассажиров и т. п. Практическим подкреплением ее служит 8-дневная стажировка водителей на автобусных маршрутах. На 60 часов рассчитана программа дополнительной подготовки таксистов. Она включает знакомство со спецификой работы легковых таксомоторов (в том числе культуру обслуживания), изучение плана города, размещения стоянок такси, безопасные приемы вождения, 3-дневную стажировку. Без сомнения, все эти новшества помогут нашим водителям еще лучше овладеть мастерством и станут залогом дальнейшего повышения безопасности на автомобильных трассах. К. ПЛЯШКЕВИЧ, старший госавтоинспектор ГАИ СССР