По следам наших выступлений Заколдованный кругТак назывался наш комментарий к истории, п роизошедшейсшоферомиз города Воркуты М. К. Б ахишевым (см. «За рулем», 1968, № 5). Водитель такси М. К. Б ахишев был необоснованно наказанавтоинспектором В. В. Волгуцковым, причем все жалобышоферанеизменно попадали к тому, на кого он жаловался И. конечно, оставал ись без ответа. Меры, п ринятыередакцией журнала, п ривелик тому, что тов. Б ахишеву было возвращеноводительское удостоверение, а ряддолжностных лиц. к ак нам было сообщено, «строго предупреждены » . В редакционномкомментариик этому делу отмечалось: «Мы не знаем , насколько «строго» п редупреждены тт. Холопов, Волгуцков и другие, с ыгравшиев истории своркутинскимтаксистом довольно неблаговидную роль. Хочется надеяться , однако, что финал этой истории послуж ит уроком им, а также всем тем, кто, пользуясь бесконтрольностью, в своих действиях все ещепытается руководств оваться явно устаревшим принципом #чего захочет моя левая нога». Одновременно со сдачей впечать «комм ентарийс горчичной» был нами нап равленв Госавтоинспекцию СССР. И вот ответ Госавтоинспекции: «Управление Госавтоинспекции ГУМ МООП СССР сообщает, что за допущенное задержание госавтоинспектором Воркутинского ГОМ Волгуцковым водительского удостоверенияу водителя Бах ишева М. К. и волокитус рассмотрением его жалобыквиновнымприняты строгие меры . П риказом Министра охр аны общественного порядка Коми АССР, к оторым отменен за мягкостью принят ыхмерприказначальника Воркутинского ГОМ, н ачальнику отделения ГАИ Воркутинского ГОМ Холопову С. С. объя влен строгий выговор, госавтоинспектор у Волгуцкову В. В. — выговор, начальник Воркутинского ГОМ Балясов С. С. строго предупрежден , а зам. н ачальника ГОМ Казаренко В. Н. будет заслушан на коллегии МООП о стиле руководства службой Госавтоинспекции. Постановлением бюро Воркутинского ГК КПСС начальник горотдела милиции тов. Б алясовпредупрежден за слабую организацию работы по рассмотрению заявленийи писем трудящихся » . Как видим, к виновнымприняты действительно строгие меры . И меры эти, на наш взгляд, д олжныоказать благот ворное воздействие нетолькона указ анныхвыше лиц, но ина тех, кто все еще иногда пытаетсядействовать не в соответствии симеющимисяузаконения ­ ми, а внарушение их.ПСИХОЛОГ ПОМОГАЕТ ВОДИТЕЛЮВодитель автомобиля должен не только хорошо управлять машиной , но и уметь внимательно наблюдать, быстро принимать решения , выполнять именно те маневры, к аких требует конкретная дорожная ситуация, и, наконец, правильно анализировать все важные сточки зрения безопасности движения элементы обстановки. Л егко заметить, что эта группа начеств относится к психологии, связана с психофизиологическими функциями человека. Велико ли их значение? Анализ дорожно-транспортных происшествий в Польше показал, что около половины тех, что лежат на совести водителя, явились следствием весьма поверхностного с его стороны анализа действий других участников движения , недостаточного внимания и обстановке на дороге, нестабильного времени реакции , пониженной стойкости к ослеплению, неумению точно определить скорость транспортных средств и т. п. Вот почему психологи Польского института автомобильного транспорта занялись выяснением влияния психофизиологических функций человека на вождение автомобиля. Эти исследования имеют в виду не только профессиональный отбор, но должны продемонстрировать каждому водителю его способности с позиций психологии и физиологии. В первую очередь мы решили провести такую работу среди водителей-профессионалов городских, междугородных и международных автобусных линий, а также тех водителей, по чьей вине были дорожные происшествия. Кроме того, подобное обследование проходят в Польше все шоферы старше 55 лет. Периодичность психологического обследования мы установили один раз в пять лет, а для лиц, достигших 55 лет, — каждый год. Нас интересовало главным образом, насколько быстро и правильно водитель обн аруживает раздражители, каков у него динамический глазомер, то есть с какой степенью точности определяет он скорость движения (что играет огромную роль при обгонах и разъездах на нерегулируемых равнозначных перекрестках ) . Специальная аппаратура позволила также получить данные, касающиеся кинематических ощущений водителя при действиях педалями, времени и стабильности его реакций , устойчивости к ослеплению и др. С этой целью институт организовал в больших городах страны при поликлиниках профессиональных заболеваний девять психологических лабораторий со специальной исследовательско-измерительной аппаратурой . Для таких исследований разработаны аппаратура, методика, формы документов икритерии психологических оценок. В наших лабораториях побывало уже свыше 10 000 шоферов, и оказалось, что десятая часть их не пригодна к сложной работе водителя автобуса. Заключения психологов позволили администрации автохозяйств всесторонне выяснить способности каждого водителя, рациональнее использовать их сточки зрения безопасности движения . В частности, водителям, п рошедшим физиологическое обследование, был дан инструктажс учетом тех замечаний , которые содержались в заключении психолога. Более того, исследования позволили разработать соответствующие нормативы психофизиологического состояния водителей, которые намечается внести в дорожный кодекс. Конечно, сделаны лишь первые шаги , и все методы и формы начатой работы должны совершенствоваться. Интересные перспективы сотрудничества в области методологии психологических исследований открывают работы московского НИИ автомобильного транспорта по созданию измерительно-исследовательской аппаратуры, с которыми недавно мы познакомились.* Разработанное советскими коллегами уникальное оборудование почти точно воспроизводит работу водителя автомобиля в условиях сложного городского движения , позволяет измерять сложные реакции водителя. Нам кажется , что сотрудничество между НИИАТом и Польским институтом а транспорта может не ограничиваться технической стороной дела, а включать также разработку методики исследований таких личных качеств водителя, к ак эмоциональная устойчивость, самообладание, уравновешенность, культура поведения по отношению к другим участникам движения и т. п. Можно с уверенностью сказать, что в самое ближайшее время все эти вопросы станут предметом самого пристального внимания ученых, ибо роль их в обеспечении безопасности движения огромна. Г. ПАВЛИКОВСКАЯ, магистр, сотрудник Института автомобильного транспорта г. Варшава Об этих работахрассказанов статье «В доли секунды» «За рулем», 1968, № 5.По письму приняты мерыПРОСЕЧКА АННУЛИРОВАНАЧитатель тов. Попов из г. Изобильного Ставропольского края просит редакцию объяснить ему непонятный поступок нач альникамилиции тов. Скитева: «Я остановился около столовой и послал товарищазапапиросами . Подошел ко мне начальникмилиции тов. Скитев, с просилопричине остановки, потребовал документы, к оторыеположилвкар ­ ман, и предложил вместе сдиректоромявитьсяв ГАИ.На мой недоуменный вопрос, в чем. дело, последовал ответ: — Откуда язнаю , может быть, твой товарищпошелза водкой (?1). Кроме того,' здесь останавливатьсянельзя . А на самом деле здесь сделана площ адка для машини нет никаких запрещающих знаков. Два дняя ходил в ГАИ за своим удостоверением, н аконец получил, но талон оказалсяужесдыркой , к оторую сделал инспектор Баландин. С кажите — з а что?». На вопрос редакцииначальник ГАИ УООП Ставропольского края И. Данильч енко отвечает: «За неправильноерешениевопросакинспектору дорожного надзора т. Баландину приняты соответствующие меры. Н ачальникумилицииданоуказание комп остернуюпросечкуаннулировать , о чем сообщено водителю Попову».УКАЗАНО НА ГРУБОСТЬВ редакцию поступило письмо тов. Пиг уляка И. М. и з гор. М агаданао том, что бухгалтер зверосовхоза «Магаданский» А. Воробьев отказалсяоплатить сверху рочную работу. Кроме того, тов. Воробьев грубо инетактично вел себя по отношению к работникам. Письмо было направленов Магаданс кий областной Совет профсоюза рабоч ихметаллургической промышленности. откуда получен ответ: «Тов. Воробьеву было указанона нет актичноеи грубое обращениес людьми. Он строго предупреждено недопустимости повторения подобных случаев. Оплата засверхурочнуюработу тов. П игуляку И. М. и шоферу тов. Фалитному произведена в соответствии с КЗОТ РСФСР».24