Тихий городок в западной части Ли ­ товской ССР. Население двадцать тысяч человек, автомотоклуб — один, энтузиастов — сотни. Именно благодаря инициативе этих энтузиастов родился в Таураге автомотоклуб. Сначала у него не было ни адреса, ни постоянного помещения. Его члены собирались во дворе дома, где жил Альгирдас Дауноравичус. Здесь рождались смелые проекты, решались важные вопросы. Когда сделали первую, немного странную на вид спортивную машину, у клуба уже был небольшой сарайчик. Позже обзавелись собственным помещением. Раньше здесь были мастерские городской средней школы. Потом школьники переехали в новое здание, и в опустевших комнатушках закипела работа... Старый домВАШВАВТОМОБИЛЬОГОРЧЕНИЯ ИНАДЕЖДЫгоды первых пятилеток такие вещи, как, скажем, мотоцикл, пианино или холодильник, считали роскошью. Сейчас автомобиль в семье становится обычным и непримечательным явлением, а при расширении производства в ближайшие пять лет будет без преувеличения общедоступным. Однако автомобилизация страны — это большая не только социальная, но и экономическая проблема. Она небычайно многогранна, и различные стороны ее требуют одинакового внимания и согласованного развития. Ясно, что нельзя, к примеру, изготовить миллион автомобилей, а шин произвести только на десять тысяч, или выпустить автомобиль на дорогу и не 'Построить ни одной АЗС и т. п. Обставить существование автомобиля всем необходимым — дело не менее, а может быть, более сложное, чем наладить его производство. Человек, скопивший деньги на покупку автомобиля, искренне полагает, что самые большие трудности для него уже позади. Он ошибается. Д ажев индивидуальном пользовании, когда значительная часть работ по техническому обслуживанию выполняется самим владельцем автомобиля, суммарные расходы за время его эксплуатации в два-три раза выше его первоначальной цены. Следовательно, мало изготовить автомобиль. Необходимо одновременно интенсифицировать работу и других обслуживающих автомобилистов отраслей народного хозяйства идаже установить определенные законодательные условия. И здесь еще многое предстоит сделать. В особенности в отношении наиболее важных условий владения автомобилем — мест стоянки, ремонта и технического обслуживания. Именно эти проблемы, к ак показала и проведенная журналом анкета «Сколько жить автомобилю?» (см. «За рулем», 1968, № 5), волнуют автолюбителей сегодня больше всего. Автомобиль тогда удобен, когда он находится вблизи места жительства того, кто им пользуется. Это как будто и доказывать не надо. Между тем характер пользования легковыми автомобилями определился значительно позже, чем планировка городов, а стало быть, с рядом неудобств приходится считаться. Уже сегодня в крупных городах даже оставить автомобиль на улице возле дома — зачастую неразрешимая проблема. К тому же этот автомобиль на проезжей части улицы занимает 15—20 квадратных метров, что сокращает пропускную способность и без того узких улиц на 27 — 3 5 процентов. Но есть немало трудностей на пути решения «квартирного вопроса», которые, к ак мне кажется, мы создаем себе сами. Практика пользования легковыми автомобилями во всем мире подтверждает возможность устраивать гаражи-стоянки в непосредственной близости от жильяидажев подвальных этажахжилых домов и гостиниц. Стоящий автомобиль не шумит, не коптит, не представляет пожарной опасности ив то же время всегда под рукой. Однако наши гигиенисты требуют, чтобы гараж вместимостью в 25 автомобилей отстоял от жилого дома не менее чем на 12 метров, вместимостью до 100 автомобилей — на 25 и свыше 100 автомобилей — н а 50 метров. Такие требования вызывают удивление. Кроме непроизводительной траты городской площади и времени на ненужные согласования, они ничего не дают. Недостаточно обосновано и такое предписание пожарной охраны, к ак устройство специальных проездов, выездов и запасных ворот у гаражей. В крупных гараж ах на каждые 50 автомобилей необходимо предусматривать устройство отдельного выезда из здания гаражаи запасного выезда с его территории. А зачем это? Ведь если пожар в гараже возникнет днем, когда в нем нет автомобилей, то количество ворот не изменит положения дела. Если лее огонь вспыхнет,когда гараж полон машин, то, сколько бы ни было ворот, выводить автомобили неком у : сторож и пустить двигатель не сможет. Тем не менее, несмотря на несостоятельность таких требований, они существуют независимо от того, д лякаких целей строится гараж — д ля автомобилей индивидуальных владельцев или автотранспортных предприятий общего пользования и ведомственных. В настоящее время владельцы личных автомобилей имеют право построить гараж-стоянку на кооперативных началах. Но таких гаражей у нас раз, два и обчелся. Почему? Да потому, что хорошую идею доводят до абсурда, когда начинают требовать, чтобы коллектив состоял из нескольких сот пайщиков, а место для строительства такого гаража отводят за несколько километров, гденибудь на окраине. Давно пора упростить требования, связанные с устройством стоянок вблизи места жительства автолюбителей. Подчеркиваю: я имею в виду не только гаражи, но и стоянки вообще. Если согласиться с тем, что на проезжей части автомобиль может «отдыхать» только небольшое время, чтобы не снижать пропускную способность улиц и не быть помехой при механической уборке мостовой, которая производится, к акДОМ РОДНОЙпреобразился, и сегодня председатель совета клуба, распахивая одну дверь за другой, с гордостью объявляет: «Вот наша механическая мастерская... Вот — цех мотоциклов... А здесь гараж... Тут цех двигателей, инструментальный...» Вообще многим казалось удивительным, что за создание автомотоклуба взялся не механик или слесарь, не выпускник механического факультета, а... филолог. Да, душа всего дела — Дауноравичус — закончил Вильнюсский университет и является специалистом по русскому языку и литературе. Некоторым скептикам казалось несолидным, что заведующий отделом пропаганды и агитации райкома партии по вечерам мастерит что-то из списанных автомобильных деталей. Да не один, а с пере-~ пачканными маслом ребятами, распространяющими вокруг себя запах бензина. Так было. А сегодня автомотоклуб Таураге, официально существующий с декабря 1963 года, стал известен далеко за пределами республики. Он объединяет сто пятьдесят человек. Тридцать из них составляют ядро клуба: почти каждый вечер они проводят в знакомом невысоком домике около Таурагского замка. Среди них — ветеран клуба шофер Юргис Чесна, техник леспромхоза Владас Станкус, преподаватель физики Казис Гедрайтис. А вот заместители Дауноравичуса — инженеры Данелюс Саукявичус и Альфонсас Гудавичус. Сюда их привел интерес к автомобилям; спорту — любимое дело. Живут в Таураге братья Огинтасы. Старший из них Витас первым увлекся моторами и спортивной машиной. Вслед за ним пришел в автомотоклуб и Стяпас, а потом не удержался и третий брат — Казис. По вечерам в мастерской долго не гаснет свет — энтузиасты готовят машины к соревнованиям, ремонтируют моторы, сами делают необходимые детали.ЯШ