Установлено, что из-за неисправностей тормозной системы автомобилей происходит в среднем около половины всех несчастных случаев на улицах и дорогах. Стало быть, эта система машины требует самого серьезного к себе отношения. Здесь не может быть двух мнений. Однако многие водители понимают неисправность тормозов слишком упрощенно. Как выход из строя тормозов вообще. Между тем причиной дорожной катастрофы легко может стать отказ тормоза только одного колеса или просто неправильная регулировкасравнительно невысоких скоростях. Неожиданно? Но это так. Мы повторили тот же опыт при вышедшем из строя правом переднем тормозе. И что же? «Волга» опрокинулась при торможении на скорости 73 км/час. При неисправном тормозном механизме одного из задних колес то же самое произошло на скорости 90 км/час. Вот вам и «маленькая» неисправность, когда «только» один тормоз из четырех не держит! Здесь многие могут подумать, что в городах, где скорости движения огЭксперимент на шоссе # Почему опрокинулся автомобг1ль? # Запланированная авария О Автомобиль сбивается с курса # Тормоза должны „дерокать" равномерно#Безопасность при торможениитормозных механизмов. Опасность не только в том, что резко возрастает тормозной, а в конечном счете остановочный путь автомобиля. С такими неполадками автомобиль часто даже при не особенно резком торможении заносит, что само по себе может иметь самые неприятные последствия. В Московском автомобильно-дорожном институте были проведены специальные теоретические и экспериментальные исследования безопасности движения при торможении автомобиля. Эти испытания проходили на улицах Москвы, подмосковных дорогах и Шереметьевском аэродроме в различных условиях — на разных дорожных покрытиях, при разном техническом состоянии машин, той или иной скорости движения, том или ином виде торможения (экстренное, служебное и т. п.). Думаем, что результаты исследований, которые кратко изложены в этой статье, позволят водителю еще отчетливее представить себе непременные условия его безопасной и безаварийной работы. ...По шоссе быстро едет «Волга». Вдруг наперерез ей бросается неосторожный пешеход. Пронзительный визг тормозов. Но что это? «Волга» разворачивается поперек дороги, ее колеса отрываются от земли... Секунда — и машина опрокидывается! Скользкая дорога? Нет, под колесами сухой, хоть и несколько грязноватый, асфальт. Большая скорость? Да не очень — всего 62 км/час. Причина оказалась совсем в другом: тормоза с правой стороны машины, как говорят, «не схватили». Все это происходило на наших испытаниях, которые показали, что если не действуют тормоза одной стороны автомобиля, он опрокидывается при резком торможении на асфальте даже на таких раничены и не достигают таких величин, подобные опасности водителя не подстерегают. Отчасти это так. Но неприятности подкрадываются к нему с другой стороны. Все мы понимаем, какое значение в тесноте городских улиц имеет безопасный интервал между автомобилями, движущимися в параллельных рядах. Каждый из них идет как бы по своему коридору, которого водитель и старается придерживаться. Однако при неисправных тормозах сохранить первоначальное направление движения во время внезапной остановки автомобиля оказывается просто невозможно. Возникает реальная угроза столкновения. Есть такое понятие в теории автомобиля, как тормозной момент. Под ним подразумевают произведение величины тормозной силы на радиус барабана колеса. Так вот, для того чтобы автомобиль шел по прямой и при торможении, суммы тормозных моментов колес с одной и другой стороны автомобиля должны быть равны. В противном случае увод машины неминуем. Вот, например, как вела себя «Волга» в дорожных испытаниях при разности тормозных моментов, достигающей 50 процентов, то есть когда тормоза одной стороны автомобиля полностью выключены из работы. При торможении со скорости 40 км/час на сухом асфальте через 0,8 секунды боковое отклонение составляло 0,4 метра, через 1 секунду0,9 метра, через 1,2 секунды — 1,6 метра, а в конце торможения автомобиль оказывался в стороне от первоначальной траектории движения на 2,5—3 метра. При скорости 60 км/час через секунду после начала торможения боковое отклонение достигало 1,6 метра, а в конце его — 8 метров. Понятно, что при таких «виляниях» на улицах города столкновений с движущимися рядом машинами не избежать. В процессе исследований мы пришли к выводу, что уже при разности тормозных моментов на колесах до 20 процентов автомобиль нельзя вообще выпускать на линию, так как во время торможения боковое отклонение достигает достаточно больших величин и грозит заносом. Неисправность тормоза одного из задних колес, хотя и не вызывает заметного отклонения автомобиля, увеличивает его тормозной путь почти на 20 процентов. Цифры эти должны заставить задуматься каждого водителя. Исследования еще раз убедили, что перед выездом на линию надо с особой тщательностью проверять действие тормозов не только на интенсивность, но и на равномерность затормаживания всех колес. Конечно, такого рода контрольные работы лучше всего проводить на специальных тормозных стендах, которыми должны быть оснащены и наши транспортные предприятия, и станции технического обслуживания автомобилей индивидуального пользования. Планы их реконструкции должны включать обязательно закупку и внедрение специального оборудования. Выезд автомобиля на линию с плохими тормозами опасен не только потому, что они могут стать прямой и непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия. Эти неисправности чрезвычайно осложняют работу водителя, действуют на его психику, отвлекают внимание, вызывают преждевременное утомление. А все это может повлечь аварию или наезд даже в тех случаях, когда тормоза, казалось бы, к происшедшему никакого отношения не имеют. О. КУЗНЕЦОВА, аспирант Московского автодорожного института21