то на «пятисотках» она не превышает 11,0, а на машинах класса 250 смз нолеблется от 10,5 («Чезет-968») до 12,3 («Хускварна»). РАСПРЕДЕЛЕНИЕ. Пока почти на всех двухтактных кроссовых двигателях оно осуществляется поршнем. Тольно на «Кавасаки» (238 смз, 28 л. с. при 7000 об/мин.) стоит дисковый золотник. Пополнился в этом году лагерь приверженцев трехканальной продувки — и «Чезету» и «Кавасаки» присоединилась «Хускварна». Почти у всех заводов сегодня в чести одно выпускное окно. Два окна сохранились лишь на «Чезет-968», «Яве» (402 смз), и «Гривсе» (364 смз). Еще не нашел постоянного пристанища глушитель: у «Кавасаки» он сбоку, у «Хускварны» выведен вверх, на «Гривсе», «Майко» и «Чезете-968» — размещается внизу. К РИВОШИПНЫЙМЕХАНИЗМ . Многие заводы («Чезет», «Ява», «Хускварна», «Майко») отдали предпочтение игольчатым шатунным подшипникам, позволяющим сделать большую головну шатуна компактней и легче. На быстроходных двигателях таное решение полностью себя оправдывает. Однако «Гриве» и «Осса» стоят пока за роликовые подшипники. КАРБЮРАТОР с центральным расположением поплавковой камеры встречается теперь все чаще, поскольку обеспечивает более надежную подачу горючего на спусках и крутых поворотах. Диаметр смесительной камеры для двигателей обоих классов составляет 30 — 3 2 мм. МОТОРНАЯ ПЕРЕДАЧА шестернями завоевала широкое признание («Чезет», «Ява», «Хускварна», «Бультако»), Причина этого — больший н.п.д. на высоких оборотах. СЦЕПЛЕНИЕ чаще всего устанавливается на коробке передач, лишь на «Чезет-968» оно находится на коленчатом валу. В отличие от большей части машин у БСА, «Явы», «Чезета-980» и «969» — сцепление сухое, а не в масляной ванне. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. За исключением «Бультако-250» с пятью передачами, все остальные мотоциклы снабжены четырехступенчатыми коробками. Интересно, что на БСА, «Гривсе», «Яве» и «Бультако» рычаг переключения расположен справа. ТОРМОЗА на всех машинах * — колодочные, хотя «Ява» и БСА в разное время испытывали и дисковые. О стремлении уменьшить неподрессоренные массы говорят скромные размеры тормозных барабанов — на «Гривсе» их диаметр всего 150 мм. Наиболее мощные барабаны — у «Чезета» (180 мм), однано для компенсации их веса ступицы колес пришлось отлить из магния. Оригинальна конструкция тормозов «пятисоток» БСА — они имеют не механический привод, а гидравлический. РАМА, к ак правило, сваривается из хромомолибденовых труб. На 250-кубовых машинах они одинарные, но на «Суэуни», «Майко» и «Осса» у же появились и дуплексные. Основные размеры рам в настоящее время стабилизировались: база лежит в пределах 1360—1400 мм, высота седла от земли — 8 00 — 8 20 мм, высота подножек 280 — 300 мм, ширина руля 820 — 8 50 мм и угол наклона передней вилки к вертикали 28 — 3 0 градусов. Повсеместное применение нашли передние телескопические вилки • (ход 160—170 мм) и задние подвески маятникового типа (ход 90 — 1 00 мм), даже фирма «Гриве» отказалась от своей маятниковой передней подвески, заменив ее «телескопом». Ш ИНЫИ КОЛЕСА. Стало общим правилом, что на передние колеса монтируются покрышки размером 2,75 — 21 или 3 , 0 0 — 2 1 , а на задние, более нагруженные, — шины 4,00 — 18. Алюминиевые обода колес применяются еще редко — на «Бультако», «Осев» н «Хуснварне». причем на последней — тольно для фирменных гонщиков. Остальные заводы предпочитают не рисковать и сохраняют колеса со стальными ободами. Мы рассказали о кроссовых мотоциклах 1967 и 1968 годов. Обращает на себя внимание, что в этом году чемпионат мира привлек значительно большее число мотозаводов, чем прежде, поэтому о некоторых машинах любители мотоспорта слышат впервые. Отдельные модели, во всяком случае на бумаге, превосходят по показателям хорошо известные нам «Чезет» и «Хускварну». Правда, на деле решающую роль подчас играют высокая надежность двигателя, хорошая устойчивость и управляемость машины, наконец, соответствие мотоцикла особенностям той или иной кроссовой трассы. iВладельцам мотороллеровНаши издательства не скупятся на литературу по устройству и обслуживанию мотоциклов. Каждый год мотолюбитель может пополнять свою техническую библиотеку. Но будет в ней один пробел: не так уж часто появляются на книжном рынке издания по ремонту мотоциклов и мотороллеров, хотя потребность в них очевидна. В отличие от автолюбителей, которые могут воспользоваться мастерскими, станциями технического обслуживания, наконец, ремонтными заводами, многие владельцы мотоциклов и мотороллеров до сих пор предоставлены сами себе и вынуждены ремонтировать машины либо при помощи услужливых (и нередко безграмотных) «дядей Вась», либо собственными руками. Да и работники немногочисленных пока ремонтных мастерских не всегда обладают должной квалификацией и знаниями. Все это, конечно, не может не сказываться на качестве ремонта. Возвратимся к литературе. Пятнадцать с лишним лет назад вышла в свет книга М. Г. Гинцбурга и С. М. Павлова «Эксплуатация и ремонт мотоциклов». Она снискала широкую известность и за пять лет выдержала три издания. В 1961 году появилась книга А. Т. Волкова «Ремонт мотороллеров». Немудрено, что эти издания стали библиографической редкостью. Лишь в 1965 году наметился некоторый сдвиг, и книги такого рода вновь легли на прилавки. Это «Ремонт мотоциклов К-175 и «Ковровец-175» X. X. Миропольского и В. И. Соловьева, «Советы водителю мотоцикла ИЖ». В. А. Абрамяна и В. А. Забелина и некоторые другие. И наконец, в 1967 году вышло второе, переработанное и дополненное издание книги А. Т. Волкова*. Она сразу же привлекает внимание хорошим оформлением и уже этим выгодно отличается от своих предшественниц. Броская обложка. Богатый и наглядный иллюстративный материал — многочисленные чертежи, рисунки, фотографии. Хорошие бумага и печать. Книгу просто приятно взять в руки. Форма — на уровне содержания, а оно полностью соответствует названию. Почти все. что можно и нужно рассказать читателям о ремонте, автор сообщает. Книга послужит ценным руководством по ремонту любых двухтактных (и даже четырехтактных) мотоциклов. Такие главы, как «Способы восстановления деталей мотороллеров», «Ремонт деталей силовой передачи», «Окраска мотороллера» и ряд рекомендации из других глав носят поистине универсальный характер. Представляют ценность помещенные в конце книги 25 таблиц справочного характера. Хорошую службу сослужила автору увлеченность своим предметом. Но она же, на наш взгляд, и подвела его. В книге чувствуется некоторая диспропорция. Порой о второстепенных вещах можно узнать больше, чем о главных, а о способах ремонта покрышек и камер, о том, что, к примеру, аккумуляторные батареи выпускаются в незаряженном и сухозаряженном состоянии и подготавливаются к эксплуатации по-разному, и вовсе ничего не сказано. Можно усмотреть сухость изложения, отдельные шероховатости текста. Но практически это не мешает оценить уровень книги как высокий. А вот что огорчает, так это ее явно недостаточный тираж. И вот результат: магазины «Книга почтой» ее уже, как правило, не высылают, и даже в московской книготорговой сети достать эту книгу практическиЙ еЛЬЗЯЛ. ШУГУРОВ, инженерРазрез двигателя мотоцикла «.Ява» класса 500 смЗ (80x80 мм, 402 смЗ). Мощность 39 л. с. при 6000 об/мин. Степень сжатияи.о.Двигатель мотоцикла «Гриве» класса 250 смз (70x64 мм, 246 см3), развивающий мощность 27 л. с. при 5600 об/мин. Отличительная особенность — широкий рабочий диапазон оборотов — 2000 об/мин.Д. АБЕЗЬЯНИН* А. Т. Волков. Ремонт мотороллеров. Издательство «Машиностроение», 1967, 20 000 экз., 290 стр.. цена 91 коп.27