14
15
И. Тогда подождем, как при трогании с места. Л. Это только повредит. Смотрите, муфта вращается с прежней скоростью, а шестерня замедляет вращение. И. Тогда, может быть, надо резко «вбить» рычаг, и муфта с шестерней соединятся? Шестерня не так уж велика. Л. Это вроде того, как легкий мячик можно вбросить в проходящий мимо вагон. Ничего не случится. И. Да, если вам нравится такое сравнение. Тогда попробуем? (Раздается треск и скрежет перескакивающих зубьев...) Л. Так, наверное, ничего • не получится. Давайте снова снизим скорость, как вы советовали, а я посмотрю, почему тогда передача легче включится. И. Хотите перехватить инициативу. Отлично. Л. Хочу! И «ларчик» уж открыт: хорошо вижу, что при уменьшении скорости движения разница в числе оборотов муфты и шестерни становится все меньше. И. Так, так, продолжайте. Л. И наступает момент (вот он — включайте)... когда можно соединить эти детали. И Вот и включили. Мы близки к цели. Но давайте разберемся. Как вы считаете, такое включение правильно? Л. Не очень. Это так же примерно, как с места вскочить в автобус, когда •он только начал движение: немного дернет, но больно не ушибешься. И. А вывод? Л. Он уже где-то близко. Надо только порассуждать. Теперь я знаю, что техника переключения сводится к умению выравнять скорости вращения соединяемых шестерен коробки. Знаю, на примере второй передачи, что этаЛ. Не понимаю. И. Ну, ей одной или... Л. А-а-а, вы об этом! Нет, не только. Она ведь постоянно связана с другими сестрами-шестернями, валами и даже ведомым диском сцепления. Я все время наблюдаю, как вся эта «система» взаимно зацепленных и связанных деталей (на рис. 1 они черные и серые) вращается, купаясь в масле. И. Прекрасно. Прозрачные стенки нам очень помогают. Ну, а как же, не снижая скорости, включить вторую? Л. Наверно, подогнать — раскрутить быстро шестерню. Но как? И. Вот именно. Приделать к ней электромоторчик с кнопкой на щитке! Больше того: сколько передач, столько моторчиков и пульт с клавишами у водителя!. Л. Понимаю — это педагогическая шутка. Она помогла: по-моему, достаточно одного электромотора. И. Сдаюсь — положен на обе лопатки, но... Л. И если позволите продолжить, то этот моторчик можно зацепить с диском сцепления. Раскрутив его, мы через всю «систему» подгоним и шестерню второй передачи и любую другую. Но зачем моторчик, хоть он и помог? У нас же есть двигатель, и надо им воспользоваться. И. Поэтому достаточно чуть отпустить сцепление и дать газ. А вот, кстати, и случай убедиться в вашей правоте: включена прямая передача, и мы уже долго тащимся за грузовиком на сорока километрах. Давайте обойдем его — созерцание заднего борта мне порядком надоело. Л. Я не совсем понимаю... И. Лучше смотрите в коробку. Итак, выключаю сцепление, рычаг — в нейМИНУСЭлектрооборудование автомобилей всего мира переведено на систему «минус на массу». Многим владельцам машин, сошедших с конвейера до перехода на эту систему, хочется, конечно, тоже не отстать от жизни. В целесообразности «реконструкции» автолюбителям приходится убеждаться при замене источников тока, отслуживших свое время. Например, приобрели новый генератор, а у него — «минус на массе». Само расположение выводных штырей новой аккумуляторной батареи толкает на изменение полярности. Но на этом пути у автолюбителя есть препятствие — радиоприемник! Его ведь не «замкнешь» на несколько секунд. Как быть? Много писем с этим вопросом приходит в «Клуб». В переполюсовке радиоприемников А-8, А-8М, А-9, А-12 (у которых на корпусе «плюс») заинтересованы владельцы «Москвичей», «Побед» и «Волг». А. В. ТРОЯНОВСКИЙ — инженерконструктор Муромского радиозавода — расскажет автолюбителям, как правильно все сделать. Предоставляем ему слово.Приемники А-9В приемнике А-9 при переходе с «плюса на массу» к «минусу» необходимо изменить в цепи накала полярность включения конденсатора С44 емкостью 100 мкф. Для этого снимаем верхнюю крышку приемника (рис. 1) и отвертываем на его задней панели винт, который при помощи скобы 3 крепит конденсаторы 1 (С44 — два по 60 мкф, а иногда — два по 30 мкф). Все подсоединенные к этим конденсаторам провода надо отпаять, снять с них наружную изоляцию 2 (кабельная бумага и лакоткань) и отсоединить контактные лепестки 4. Теперь оба конденсатора без изоляции устанавливаем на их прежнее место при помощи крепежных деталей, снятых при демонтаже, и приступаем к восстановлению схемы. Припаяв к плюсовым контактным лепесткам конденсаторов провод 11, снова соединяем их параллельно. Экранирующую оплетку 9 провода питания 5 подпаиваем к лепестку 10, который надо предварительно прикрепить винтом к корпусу радиоприемника, а сам провод питания (он находится внутри экранирующей оплетки) припаиваем к плюсовому лепестку левого конденсатора (так удобнее); к правому — припаиваем провод 6 (в экранирующей оплетке), идущий к колодке предохранителя. С другим концом провода 5 поступаем так : его оплетку наращиваем отрезком длиной 7—10 см с такой же оплеткой и присоединяем к «массе», а яа изолированную жилу подаем «плюс». Правильному выполнению последних операций поможет также изображение конца этого провода на схеме приемника А-12.разница тем больше, чем больше скорость автомобиля в момент переключения... И. То есть и при включении других передач. Правильно. А кто должен приспособиться при выравнивании скоростей вращения? Л. Ну, это просто: не автобус же к пассажиру. Скользящая муфта связана с ведомым и карданным валами — инерцией всей машины. И. А за время переключения (дветри секунды) скорость машины, а значит и муфты, практически не изменяется. Л. Да, вы меня опередили. Если продолжить сравнение, то бежать рядом с автобусом (разгоняться), чтобы вскочить и не ушибиться, придется шестерне второй передачи (г). И. И только?траль, отпускаю педаль, газ! Л. Как здорово! Все закрутилось! Шестерня даже перегнала муфту! И. Еще раз выключаю сцепление и включаю вторую! Теперь разгон: пятьдесят, шестьдесят... Уже обходим, переходим на прямую, снова полный газ — семьдесят... Обошли, проходим дальше — и... в свой ряд. Л. А-а, вот та встречная, что заставила вас прибавить при обгоне! Как красиво включилась вторая! Все это убедительно и интересно! Как было бы хорошо после автолюбительских курсов, когда водитель приобретет некоторый опыт, пройти еще вторые — вот примерно как сейчас.РисункиД.УсоваСегодня коробка раскрыла некоторые из своих секретов. До еще более интересных и важных, лежащих глубже, т ы «доберемся» па других заседаниях «Клуба».14 ЛУЧШЕ ПЛЮСАИзменение в блоке питания ВП-9Блок питания ВП-9 входит в комплекты приемников, переплюсовку которых мы сегодня рассматриваем (кроме приемника А-8). Здесь надо изменить полярность включения конденсатора 1 (Cioi, емкостью 20 мкф), который хорошо виден на фото (рис. 2). Снимаем кожух, отвертываем два винта 6 крепления полупроводникового выпрямителя АВС-80-260 и, не отпаивая проводников, аккуратно отводим его в сторону. Теперь следует отпаять от конденсатора 1 проводники, отвернуть винт, крепящий его при помощи скобы к корпусу блока, и снять изоляцию. После этого «оголенный» конденсатор укрепляем на прежнем месте. Остается подпаять к его полюсовому контактному лепестку конец провода 5, идущего от дросселя 4, и провод 2, идущий от второго лепестка панели 3 вибропреобразователя.г^^^^t-ir-mrlmr^Рис.1чI 18/iПриемники А-12 и А-8Поскольку в комплект приемника А-12 входит блок питания ВП-9, операции по переполюсовке которого мы рассмотрели, остается разобрать только, как перепаять конденсатор 1 (рис. 3). Как и предыдущие, этот конденсатор (Сзд—20 мкф) можно отличить по наружной изоляции. Он находится возле регулятора громкости 3. Работа выполняется в такой последовательности. Освобождаем скобу, крепящую конденсатор 1, отпаиваем идущие к нему провода и снимаем изоляцию. Провод 2 от выключателя питания, который был подпаян к минусовому контактному лепестку конденсатора, припаиваем к плюсовому лепестку. Как и при переполюсовке приемника А-9, экранирующую оплетку провода питания подсоединяем «на массу», а на провод питания подаем «плюс». Операции по переполюсовке приемника А-8 принципиально ничем не отличаются от рассмотренных выше. Разница лишь в том, что при выполнении этой работы необходимо перепаять электролитические конденсаторы Csi, С57 и С58 в блоке питания ВП-8 (все они одинаковой емкости — 20 мкф).Изменение полярности приемника А-9; а—часть приемника со снятой верхней крышкой (лампы вынуты); б — монтажная схема; 1 — конденсаторы; 2 — изоляция; 3 — скоба; 4 — контактный лепесток; 5 — провод питания (в хлорвиниловой трубке); 6 — провод в экранирующей оплетке (идет на колодку предохранителя); 7 — колодка предохранителя; 8—плюсовой провод или центральная жила провода питания; 9 — экранирующая оплетка; 10 — контактный лепесток; 11 — провод.4Рис.2Блок питания ВП-9 со снятым кожухом после перепайки конденсатора С|<и: 1 — конденсатор Сюь 2 — провод, соединяющий второй лепесток контактной панели с конденсатором CIOI: 3 — контактная панель вибропреобразователя; 4 — дроссель Дрю*; 5 — провод от дросселя Др,01 к конденсатору CJOI; 6—винты, крепящие выпрямитель АВС-80-260.Рис.3Приемник А-12 со спя той нижней крышкой: а — монтажная часть приемника; б — схема перепайки; 1 — конденсатор С39; 2 — провод от выключателя питания; 3 — регуляторы громко сти и тембра; 4 — дрос сель Др,; 5 — провод пи тания; 6 — предохрани тельная колодка.КОРШ15