ВОДИТЕЛЬ НА ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИЮ. Ф. Власов из совхоза Кумылыженский Волгоградской области, Н. И. Гладкий из Херсонской области и многие другие водители-профессионалы спрашивают: в каком порядке оплачивается их труд при участии в техническом обслуживании и ремонте автомобилей? Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей должны выполнять специальные ремонтные рабочие автохозяйства. Водителей не полагается привлекать к техническому обслуживанию (кроме технического обслуживания № 2 в пределах планового времени) и ремонту автомобилей, поскольку их обязанности и специальность — перевозка грузов и пассажиров. В тех случаях, когда водителей привлекают к работам по техническому обслуживанию № 2, их труд оплачивается за время нахождения автомобиля в этом обслуживании, установленное планом, по тарифным ставкам водителей. Бывает так , что автомобиль находится сверх времени, установленного планом, в техническом обслуживании № 2 или в сопутствующем ему текущем ремонте из-за отсутствия запасных частей, материалов, ш ини т. п. Тогда администрация должна использовать водителя по специальности на другом автомобиле. Если это невозможно, время простоя оплачивается как простой не по вине рабочего в соответствии с общим трудовым законодательством и Положением об оплате труда водителей (50 процентов от 75 процентов тарифной ставки водителя). Но администрация автохозяйства имеет право и обязана в этом случае перевести водителя на другую работу, в том числе на работу по ремонту автомобилей с оплатой его труда по условиям, утвержденным для рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте автомобилей. П ри этом водителям присваивается квалификационный разряд (от первого до пятого) слесаря-авторемонтника в соответствии с квалификационными характеристиками Единого тарифно-квалификационного справочника рабочих сквозных профессий. Надбавка за классность за время, оплаченное по тарифным ставкам ремонтных рабочих, водителям не выплачивается. При переводе водителя на работу по ремонту автомобилей по производственной необходимости, то есть когда его можно использовать в автохозяйстве по специальности, но администрация в интересах производства принимает решение временно (сроком до одного месяца) перевести его на ремонтные работы, за водителем сохраняется его средний заработок. В предприятиях и организациях с небольшим количеством автомобилей (до 15), где нет необходимости содержать специальный штат ремонтных и обслуживающих рабочих (слесарей, мойщиков и др.) и водители в свое рабочее время полностью выполняют работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, за время выполнения этих работ их труд оплачивается из расчета тарифной ставки, и им полагается надбавка за классность, а водителям легковых автомобилей, — кроме того, доплата за ненормированный рабочий день (15 — 25 процентов), в том случае, если он им установлен.В результате увеличения передаточных чисел ( 2 0 : 1 6 вместо 19 : 1 7и17 : 1 9 вместо 16 : 2 0 ) скорость мотоцикла на этих передачах несколько возросла (при одинаковых оборотах коленчатого вала), а крутящий момент соответственно снизился. Новое расположение шестерен более удобно для езды по асфальтированным дорогам, а для сельской местности можно рекомендовать первый вариант установки шестерен, обеспечивающий большее тяговое усилие. Практически оба варианта при езде мало различимы. Это дает возможность менять шестерни местами, когда изнашивается одна из сторон боковых кулачков шестерен и соединение их становится ненадежным.ИСЧЕЗНУВШАЯ СМАЗКА«В моем мотоцикле ИЖ-Ю2К (выпуска 1967 года) ч ерез 250—350 км пробега «исчезает» масло, заливаемое в полость маховика. На двигателе потеков не видно, а в коробке передач уровень масла не меняется. С какой целью в полость маховика заливается масло икакотражается его отсутствие на работе двигателя?» - спрашивает мотолюбитель А. Мандрыка из г. Уссурийска. Отвечают работники завода. Масло в полость маховика заливают с целью повысить живучесть сальников. Оно неизбежно «исчезает», проникая в кривошипные камеры двигателя. Отсутствие масла в полости маховика не сказывается на работе двигателя. Однако для увеличения срока службы сальников заливать масло рекомендуется через 2000 км пробега.КАК ПОДКЛЮЧИТЬ НОВОЕ МАГДИНО?Этот вопрос задает мотолюбитель' Н. Никишин из поселка Нижний Гир Волгоградской области, «Дело в том, что оно имеет четыре вывода, а старое на мрей «Вятке» — пять», — пи• шет он. Магдино с четырьмя выводами подключают следующим образом (см. схему): два желтых (или белых) провода от кат ушек освещения и один красный от прерывателя крепят на правой панели (смотреть со стороны магдино) т акже ,ДОЛГОВЕЧНОСТЬ УМЕНЬШИТСЯИ. Бондаренко из г. Горловки спрашивает: можно ли повысить мощность двигателя МЗМА-401, увеличив степень сжатия? Как это сделать и не отразится ли такая операция на двигателе? Чтобы увеличить степень сжатия любого двигателя, надо уменьшить объем камеры сгорания. Конкретно для «Москвича» удобнее всего прострогать плоскость головки блока цилиндров. Это, безусловно, несколько повысит мощность двигателя. Но делать такую форсировку мы не советуем, потому что детали кри вошипно-шатунного, газораспределительного и других механизмов двигателя, не рассчитанные на резкое повышение нагрузок, потеряют в долговечности. Форсировка двигателя увеличением степени сжатия <«поджатие головки») применяется спортсменами-автогонщиками, когда мощность важнее долговечности. В этом случае изменяют угол опережения зажигания (иногда даже приходится поворачивать корпус распределителя, т аккак может не хватить запаса обычной регулировки) и пользуются бензином с более высоким октановым числом.как у магдино с пятью выводами; на левой панели крепят другой красный провод от прерывателя и провод от катуш ­ ки зажигания ; наконечнин черного провода катушни зажигания («масса») устанавливают под головку винта, крепящего кронштейн катушкизажиганияк двигателю.О ПОКУПКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ МОТОЦИКЛОВНекоторые читатели обращаются вредакциюс вопросом, можно ли купить мотоциклы зарубежного производства, о которых рассказывалось на страницах «За рулем» и других изданий. Под рубрикой «Техника за рубежом» журнал печатает материалы о новых конструкциях мотоциклов, имеющих интересные особенности. Поставляет внашу страну зарубежные мотоциклы внешнеторговое объединение «Автоэкспорт». В настоящее время в СССР поступают чехословацкие мотоциклы: «Ява-50» модели 20; «Ява-250» модели 559/04; «Ява350» модели 360/00 и боковые прицепы модели «Велорекс». Из Венгрии приходят мотоциклы «Паннония» модели Т-5 (сменившей модель ТЛФ) и прицепы «Дуна». Все названные мотоциклы продаются только в тех городах и областях, где организованы мастерские по их гарантийному ремонту. Вот перечень этих городов: Москва, Ленинград, Киев, Донецк, Запорожье, Днепропетровск, Лугансн, Винница, Львов, Кривой Рог, Одесса, Харьков, Симферополь, Минск, Вильнюс, Рига, Таллин, Кишинев, Волгоград, Краснодар, Ростов-на-Дону, Саратов,СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ ТА ЖЕ«На двигателе моего мотоцикла ИЖ-Ю, — пишет читатель Проскурин из Красноярска, — потребовалось заменить головку цилиндра. Через Посылторг я получил ее, но с другой формой камеры сжатия. Не скажется ли это на работе двигателя?» Отвечают работники Ижевского машиностроительного завода. Камера сжатия двигателя ИЖ-Ю несколько изменена из технологических соображений, но это не отразилось на степени сжатия. Поэтому новую головку цилиндра можно установить на двигатель Вашего мотоцикла.ГОДНЫ ОБА ВАРИАНТАМногие читатели — владельцы мотоциклов «Ява» — спрашивают, почему упринадлежащих им мотоциклов шестерни II и III передач занимают не те места на валах, которые названы в статье «Тем, кто ездит на мотоциклах «Ява» и «Чезет» («За рулем», 1967, МШ 5и 6). В статье указана последовательность установки шестерен ив качестве примера взято их расположение на валах коробки передач старых моделей. Начиная с 1964 года изменено передаточное отношение II иIII передач путем взаимной перестановки шестерен: ведущей II передачи (16 зубьев) и ведомой III передачи (17 зубьев), а танже ведомой II передачи (19 зубьев) и ведущей III передачи (20 зубьев).ПОЧЕМУ ПЕРЕГОРАЮТ ЛАМПЫ?С таким вопросом обращаются в редакцию многие владельцы мотоциклов «Ковровец-175». Отвечают работники завода. Основная причина — неисправность переключателя света П-200. Неплотное прилегание главного контакта, расположенного в рычаге переключателя, и шунтирующей пластины вызывает подгорание контактов и увеличение сопротивления. Это и приводит к перегоранию ламп. Рекомендуем поставить лампы согласно схеме электрооборудования мотоцикла «Восход» и отремонтировать или заменить переключатель света. Проверьте также плотность прилегания контактов патрона к лампе фары.Справочная служба 29