Параметры Диаметр цилиндра, мм Ход поршня , мм Рабочий объем, смЗ Максимальная мощность (при оборотах в минуту), л. с. Максимальный крутящий момент, кгм Степень сжатияПрименяемый бензинТаблица 1 МеМЗМеМЗ966А 968 72 76 54,5 887 30/4000 66 1197 40/44005,51 . 6.5 1 А-727,8 7.2 А-76 2Этот автомобиль популярен. И в нашей стране, и за рубежом бегает по дорогам немало юрких микролитражек с эмблемой «ЗАЗ». Естественно поэтому, что сообщения о создании и испытаниях нового сорокасильного двигателя для последней модели «Запорожца» — 3АЗ-966 вызвали большой интерес у автомобилистов. Журнал уже писал об этой'машине (1966, № 11) и готовящемся для нее новом силовом агрегате (1967, № 8). В то время еще шли последние его испытания, доводка, подготовка к производству, и рано, было публиковать подробные технические данные. Десятки тысяч километров дорог, горы Крыма и Кавказа, проселки и булыжник, пыль и жара Средней Азии, сотни часов работы в разных режимах на стендах, скоростное кольцо автополигона — такова была программа испытаний двигателя МеМЗ-968. Теперь все это позади. Новые силовые агрегаты — в производстве. Мы попросили главного конструктора Мелитопольского моторного завода Федора Александровича Реппиха рассказать об этом двигателе. В апреле нынешнего года с конвейера завода «Коммунар» сошли первые «Запорожцы» с силовым агрегатом МеМЗ-968. Всего восемь лет Запорожский завод выпускает автомобиль. За эти годы двигатель, который он получает из Мелитополя, претерпел серьезные изменения (см. «За рулем», 1966, № 5). Рожденный в 1960 году, ЗАЗ-965 имел двигатель мощностью всего 23 л. с. рабочим объемом 0,75 л. В 1962 году — 27 л. с. и 0,9 л. Через четыре года была изменена конструкция впускного тракта и карбюратора и мощность при том же литраже доведена до 30 л. с. Надо отметить, что при этом удалось сохранить взаимозаменяемость узлов и основных агрегатов. Одновременно на заводе принимались меры для увеличения пробега двигателя до капитального ремонта. Начав с 25—30 тысяч километров в 1962 году, мы довели эту цифру к 1968 году до 75 тысяч. На этом возможности агрегата «965» — «966» были практически исчерпаны. Понадобился более мощный двигатель, причем такой, который можно было бы установить на «Запорожец» модели «966» без переделки мотоотсека. Он был создан на мелитопольском моторном. Новый агрегат, как и его предшественник, объединяет в одном блоке двигатель, механизм сцепления, к оробку передач и главную передачу. Расскажу о нем подробнее. Двигатель — четырехтактный, четырехцилиндровый, V-образный, воздушного охлаждения. Рабочий объем — 1,2 л.Таблица Показатели (данные испытаний) Силовой агрегат Модель автомобиля ЗАЗ966В МеМЗ966А 100 ЗАЗ966 МеМЗ968 120 6,0 14,5 28,0 5,9 8,0 25—40М аксимальная скорость, км/час Время разгона, сек.: от 0 до 60 км/час от 0 до 80 км/час от 0 до 100 км/час Расход бензина, л/100 км: при скорости 60 км/час при скорости 100 км/час Расход масла, г/100 км12 25 50 6,2 10,2 60—80