АШНЫЕ ПАРААвтомобиль и англичанин. Это такая же проблема, как и автомобиль и американец. Она стала не только предметом исследования экономистов, но и коронной темой многих журналистов, ею так или иначе занимаются социологи и психологи. Автомобиль — существенная часть английской экономики. Годовое производство автомобилей в стране превышает 2 миллиона. Из них 1,7—1,8 миллиона легковых. В автопромышленности работают сотни тысяч англичан. Чиновники и клерки компаний, занятых страхованием автомобилей, рабочие — дорожные строители и ремонтники, персонал мотелей, придорожных гостиниц и ресторанов — все они также зависят от автомобиля. Если к ним добавить и тех, кто занимается торговлей, круг людей, причастных к автомобилю, получится очень большим. Это один аспект. А вот другая проблема —; автомобиль и город. Автомобиль, выражаясь фигурально, наступает на жилые кварталы. Отнимает территории, предназначенные для спортивных площадок, теснит зеленые насаждения. Автомобиль требует внушительной перепланировки городов, многих населенных пунктов, большого строительства: ему нужны новые дороги, места для гаражей и стоянок, он вынуждает к сносу мешающих движению зданий и сооружений. Сложные дорожные развязки в двух и трех уровнях привели к изъятию многих удобных земель из сельскохозяйственного оборота. Парадоксально, но факт: из средства ускорения передвижения человека автомобиль превращается в средство замедления этого передвижения. В Англии, как ив других капиталистических странах, автопромышленники мало интересуются тем, смогут ли шоссейные дороги и улицы городов выдержать все растущее движение транспорта. Мой лондонский знакомый, врач, сказал мне, что он в последние годы работает больше, а поспевает за день на своей машине к меньшему числу больных — мешают заторы, трудности со стоянками. Особенно эти трудности ощущаются летом в Лондоне, где к 1300 тысячам «собственных» автомобилей прибавляется множество туристских машин из других районов Англии, с европейского континента. Что касается загородного сообщения, то в связи с перенаселенностью на шоссейных дорогах все чаще поднимается вопрос о более широком использовании железнодорожного транспорта для перевозки грузов и пассажиров. Так обстоит дело сейчас. Будущее тоже не радужное. Исследователи, занимающиеся автотранспортом, высказывают обоснованные опасения, что разрядки не будет. Число автомобилей, например, в Лондоне к 1980 году, возможно, удвоится. По мнению ученых и журналистов, это будет означать паралич города. Перенапряженности движения сопутствует загрязнение воздуха в городах. Особенно оно пагубно в осенние дни, когда туман мешает естественной вентиляции воздушного бассейна. Туман, отработавшие газы автомобилей, выбросы заводских труб образуют «смог». В 1962 году, задержавшись в Лондоне на пять дней, он унес около восьми тысяч жизней. Борьба с загрязнением воздуха городов перерастает в государственную проблему. Сейчас в Англии обсуждаются меры по производству менее дымных и не столь шумных автомобилей. Создаются опытные образцы электрических автомобилей на аккумуляторах. И все же названные выше восемь тысяч — не самая страшная цифра. Настоящим бедствием стали катастрофы, в результате которых ежедневно на кладбища попадают десятки людей. В последнее время широко обсуждаются вопросы безопасности на дорогах страны. Отмечается, что крупные компании выпускают автомобили с серьезными конструктивными недостатками. Критикуемые не остаются в долгу и обвиняют критикующих в стремлении дискредитировать фирмы. Но какими бы тревожными ни были последствия, которые вызывает рост автомобильного парка Англии, число автолюбителей не снижается. На дорогах страны вы встретите многие модели легковых машин. Больше всего, пожа-луй, «Остинов». Много стареньких, потрепанных «Форд-Англия». Каждую четвертую, не исключая мотоциклов, машину ведет женщина. Автомобиль приближает природу. С автомобилем еще больше расширилось и укрепилось стремление англичан путешествовать. Однако покупка автомобиля диктуется обычно не этими соображениями. Дело в том, что общественный транспорт в Англии развит слабо, а жилье очень рассредоточено. Надо учесть и то, что для рабочих, занятых на непрерывном производстве, скажем, в химии, в ряде других отраслей, собственный автомобиль — единственная возможность добраться на работу в ночную смену или вернуться домой рано утром. Об этом мне, в частности, говорили рабочие металлургического завода в Ньюпорте, близ Кардиффа. Есть еще причины, по которым рядовые англичане обзаводятся собственным транспортом: это частая смена места работы. Выбросил рабочего хозяин с завода, закрылось обанкротившееся предприятие — куда-то надо семейному человеку податься. Нередко он ищет работу в другом городе, переезжает с места на место. На своем автомобиле — удобнее и дешевле. Автомобиль в Англии — это не только средство передвижения, он еще и мерило успеха, так сказать, преуспевания человека в обществе. Обладание автомобилем, по мысли буржуазной пропаганды. должно посеять и укрепить иллюзии, будто положение рабочего соответствует положению капиталиста: ведь и тот и другой ездят на собственной машине! Неважно, что один — на стареньком «Остине», а другой — на шикарном «Шевроле». Но иллюзии «равенства» быстро развеиваются, если глубже взглянуть на положение рабочего — владельца автомобиля. Покупая машину, он зачастую попадает в сети, из которых ему трудно выбраться. Приходится пользоваться рассрочкой (продажа автомобилей в кредит в Англии распространена широко). А чтобы расплатиться с долгами, надо работать еще больше. И тут не до обострения отношений с предпринимателем, который в любой момент может выкинуть с завода. С покупкой машины возникают многие другие тревоги. Эксплуатация ее стоит недешево. Цены на бензин, смазочные материалы, тариф на ремонт довольно высоки. Дорого обходится стоянка. Кроме того, в расчет надо принимать еще и большие расходы, связанные со страхованием и налогами. Если в результате многих усилий рядовому англичанину удается приобрести автомобиль (обычно подержанный), то другие, более необходимые и даже неотложные расходы не укладываются в бюджет семьи; приходится экономить на питании, обуви, одежде, в общем на здоровье. И нередко случается, что даже подержанный автомобиль, стоящий в три-пять раз дешевле нового, быстро теряет владельца, обремененного долгами. Отчасти в силу этой неустойчивости и возник обширный рынок старых автомобилей, всячески рекламируемый. Нет, автомобиль для рядового англичанина радостей приносит куда меньше, чем огорчений. А. КИРСАНОВ Лондон — Портсмут — Кардифф — Бристоль29