Прошел год, как мы узнали о выдающемся событии в жизни Советских Вооруженных Сил — грандиозных военных учениях «Днепр», проведенных Министерством обороны СССР. В дни учений представление о действиях войск можно было составить лишь по газетным отчетам. Теперь наши представления об учениях «Днепр» значительно обогащены документальными кадрами из замечательного кинофильма «Служу Советскому Союзу», а также очерками военных корреспондентов. Недавно издательство «Молодая гвардия» выпустило еще одну работу — увлекательную книжку* корреспондента «Комсомольской правды» В. Понизовского, который с первого до последнего дня учений находился в войсках. Каждая страница книги переносит читателя в атмосферу нелегкого благородного солдатского труда, мужества, умелых действий советских воинов, рождает чувство гордости за наши могучие Вооруженные Силы. В самом деле. В ту сентябрьскую ночь прошлого года были приведены в действие войска ряда военных округов — Прикарпатского, Белорусского и других, в учениях приняли участие все рода войск. Разделенные на «восточных» и «западных», они в течение нескольких* Владимир Понизовский. «Время «Ч». «Молодая гвардия». М., 1968, 174 стр., 60 000 экз., цена 23 коп.— Все равно, знаю. Ребята приезжали из армии, рассказывали. А тебе за что дали? — За службу... — Расскажешь? — Ладно, расскажу потом. Витя все не отрывал глаз от знаков на красивом военном мундире друга. Справа их целых четыре: «Отличник Советской Армии», «Водитель третьего класса», «Первый разряд», «Воин-спортсмен». А слева сверкает лучиками комсомольский с ленинским силуэтом. Солдат торопился к отчему дому. Конечно, обрадовались сыну отец Федор Кузьмич и мать Анна Александровна. Потом отпускник навестил товарищей. Встретился ис бывшим «шефом» — трактористом Николаем Глянцевым. А Витя Сухорукое ни на шаг не отходил от друга и все просил: расскажи, как там служится в армии, как начинал, как потом дела пошли, за что отпуск получил. Виктор задумался. О чем ему рассказать? О службе? Ну что же . О службе, так о службе... Их село Фитеж недалеко от Льгова, старинного города на курской земле. В колхозе имени XXI съезда КПСС Виктор Жидков работал прицепщиком. К технике его тянуло с детства. И незадолго до ухода в армию сбылось давнее желание: окончил автомотоклуб ДОСААФ . Опытные инструктора и преподаватели помогали ему освоить автомобиль. Особенно горд Виктор был тем, что не просто сдавал на шофера, а вместе со сверстниками готовился к службе в армии. Виктор был убежден: выбранная им профессия — почетная, в армии очень нужная. И там он обязательно будет работать на машине. Почти так оно и получилось Правда, на первых порах всех их, молодых водителей, собрали на специальные сборы. Там они изучили новую машину — мощный бронетранспортер. Впервые, когда Виктор на него посмотрел, даже немного оторопел, засомневался, сможет ли управлять такой сложной машиной, которой ни река, ни болото нипочем. Виктор постепенно приучал себя к ней, чтобы стать настоящим хозяином. А потом пришло первое испытание — тактические учения. Команды: «Заводи!»,8 «Вперед!» Первый раз за рулем Виктор почувствовал себя новичок-новичком. Впереди просматривается участок пространства только прямо. Влево и вправо нужно смотреть через щели в броне. И приборов будто прибавилось на щитке. На поле полно ям и бугров. Потом под колесами оказался песок. Вести машину стало еще трудней. Для твердого грунта шины накачаны до 2,5 атмосферы. А на песке давление нужно снизить до полутора. Виктор растерялся. Хорошо, пришел на помощь Валентин Уваров, опытный водитель. Напомнил: сбавь давление. На этих учениях он все время опекал Виктора. Как только небольшая передышка — сразу бежит к нему: ну как у тебя дела? Закон солдатской дружбы. Выезжает молодой водитель на учения и знает: один на один с машиной никогда не останется. Обязательно рядом с ним будет опытный товарищ, который поможет ему и словом и делом, а когда нужно, то и шуткой подбодрит. Так и Виктор все время чувствовал рядом твердую опытную руку Валентина. Перед новым, трудным участком местности Уваров предупредил его: не забудь жалюзи открыть, а то зазеваешься — и вода в радиаторе закипит. Вернулся Виктор с учений, точно с экзамена — и снова за учебу: политические, тактические, специальные занятия, физподготовка — все нужно воину. И выходило так, что быть ему, комсомольцу Виктору Жидкову, отличником учебы. Уже и товарищи стали обращаться к нему за советом и помощью, и командиры все чаще — ставить в пример другим. Все это было хорошо. Но Виктор не был удовлетворен. Хотелось ему проверить себя в большом серьезном деле. А оно только в поле, на учениях. Поговаривали, что ждать их недолго. Ночью раздался в казарме повелительный голос: «Тревога!» Виктор вскочил, быстро завел бронетранспортер. И вот он уже входит в колонну боевых машин. Рядом с водителем — лейтенант Николай Усольцев, сзади — мотострелки. Все они вместе экипаж боевой машины, и все решают общую задачу. С ходу — ночной марш. Строго соблюдаются правила светомаскировки. Виктор включает СМУ (светомаскировочное устройство). Оно тщательно отрегулировано. Луч света падает точно на дорогу. Теперь все сосредоточилось на освещаемой им узкой полоске да на бронетранспортере, который идет впереди. Вести боевую машину в колонне ночью — дело нелегкое. Чуть ослабил внимание, того и гляди врежешься в переднюю. Вот и исходный район. Атака на рассвете. Готовятся мотострелки, готовится и водитель: осматривает бронетранспортер, дозаправляет горючим. Взвилась в небо красная ракета. Вперед! Виктор ведет свою машину в ротной колонне. Сигнал по радиостанции — и бронетранспортеры расходятся во взводные колонны. Новый сигнал — и уже идет в атаку грозная линия боевых машин. Короткая остановка. Мотострелки спешиваются. «Противник» открывает «огонь», стремится остановить наступающих. Виктор ведет свою машину от укрытия к укрытию. Вперед и — «минное поле». В нем проделан проход, как раз только, чтобы пройти бронетранспортеру. И здесь нужен глаз да глаз. Чуть свернул в сторону — «подорвешься». У водителей бронетранспортеров есть специальное упражнение по вождению, В нем самое сложное препятствие — такой вот проход. Долго тренировался Виктор, пока не научился держаться самой его середины. «Противник» не выдерживает мощной атаки, отступает. Теперь — в преследование. И снова мотострелки на бронетранспортере. Они ведут «огонь» в движении. Впереди ров. Неужели придется остановиться? Но саперы быстро перебрасывают через него колейные мостики. А через некоторое время — водное препятствие. Водитель быстро проверяет водомет, пробки днища и направляет бронетранспортер в воду. Много было преград. И все их уверенно преодолевала стальная машина, послушная своему хозяину. Когда учения закончились, почувствовал Виктор радостное удовлетворение. Испытание боем, пусть учебным, он выдержал. Обо всем этом и рассказал своему другу. Конечно, не такими словами, по скромности кое о чем умолчал. Но Витя хорошо его понял. — Да, — вздохнул он, — ты всего достиг, а мне только начинать. — Почему всего? Как раз и нет. Скоро пятьдесят лет комсомолу. У нас все готовятся, обязательства берут. И я решил: на второй класс сдавать буду. А это тебе не третий! Опять бегут дни напряженной учебы. Как настоящий комсомолец, Виктор Жидков не только сам отлично учится, он помогает товарищам — Николаю Грибову и Виктору Добрынину. Впереди у воина-водителя будут новые испытания, будут радости побед. И будет солдатский труд во имя того, чтобы крепла могучая Родина. Ф. СЕМЕНОВСКИЙ, майор Н-ская часть 2. «За рулем» JNii 9дней вели учебные сражения по всем правилам современной военной науки с применением новой боевой техники. Техника... Сколько ее было на полях учений! Быстроходные бронетранспортеры, мощные танки, самоходные орудия, ракеты, сверхзвуковые реактивные самолеты, новейшие средства, которыми располагают десантники, инженерные войска. Проверку технического мастерства, боеготовности, умелых действий в динамике, в постоянно меняющейся обстановке — в наступлении и обороне, при встречном бое и контрударах — прошли воины всех специальностей. Прошли ее и водители боевых, специальных и других автомобилей, тягачей, бронетранспортеров. Полагаем, что читателям нашего журнала, особенно молодежи, обучающейся в автомотоклубах ДОСААФ, книга придется по душе: в ней отведено много интересных страниц военным шоферам. Мы встречаемся здесь с ветераном войны, ныне командиром автомобильного взвода Степаном Сергеевичем Миловым на бруствере того самого окопа, из которого он почти четверть века назад вел огонь по гитлеровским оккупантам. Через несколько страниц знакомимся с водителем ЗИЛа молодым воином Иваном Магелатом, парнем с Полтавщины, которому сейчас столько же лет, сколько было Степану Милову в тот суровый военный год. Степан Сергеевич может с гордостью сказать, что рядом с ним замечательная смена — молодежь, беспредельно преданная Родине, Коммунистической партии, мужественная, физически крепкая, технически грамотная. Таким мы видим и шофера Магелатасамоотверженным, преисполненным сознания высокого воинского долга. Примеров смелых, мужественных действий воинов в книге немало. Примечательно и то, что автор тесно увязывает современность со славными боевыми традициями армии и народа. Об этом можно судить хотя бы по таким очеркам, как «От голубых уральских вод», «...Кем рождена: Великой Октябрьской социалистической революцией». В них рассказывается об истории и боевом пути двух легендарных дивизий, принявших участие в учениях • Днепр». Это гвардейская мотострелковая Иркутская ордена Ленина трижды Краснознаменная стрелковая и Самаро-Ульяновская Железная, в «послужном списке» которой десять почетных Красных Знамен ВЦИК, два ордена Красного Знамени, ордена Суворова и Богдана Хмельницкого. Массированное форсирование танками и бронетранспортерами Днепра и Припяти, высадка десантов, «ракетные удары» и многие, многие другие впечатляющие картины «боев» не могут не взволновать читателя. Книга «Время «Ч» со вкусом оформлена. Фотографии и рисунки хорошо дополняют текст. Молодые люди, готовящиеся к военной службе, изучающие автомотодело, с большой для себя пользой прочитают книгу. Она поможет им в выборе военной профессии, расширит представление о том, с какой замечательной техникой они встретятся в рядах наших славных Вооруженных Сил. Б. АНДРЕЕВ9