ние степени сжатия. Однако на этом легком пути тут же встает барьер — детонационное сгорание, противопоказанное двигателю. При длительной работе с сильной детонацией он перегревается, снижается мощность, уменьшается срок службы выпускных клапанов, увеличиваются износы. Перегрев отдельных элементов камеры сгорания (днища поршня, выпускного клапана, выступающих острых кромок) может привести ик калильному зажиганию, то есть воспламенению смеси не от свечи, а от какой-то раскаленной поверхности или тлеющего нагара, который покрывает поверхность камеры сгорания. Длительная работа с калильным зажиганием обычно приводит к заклиниванию или прогоранию поршня. Чтобы избежать этих неприятных и опасных для двигателя явлений, нужно применять топливо с подходящим октановым числом. Но увеличение числа оборотов двигателя, уменьшение диаметра цилиндра, создание более компактной камеры сгорания позволяют существенно Снизить требования к бензину. Так, двигателю одной из моделей «Хонды» при степени сжатия 10 требуется топливо с октановым числом всего 68. Другим способом, который препятствует детонации, а также улучшает процесс смесеобразования, ускоряет процесс сгорания и увеличивает эффективность работы двигателя, является турбулизация (вихревое перемешивание) смеси. Как можно ее обеспечить? Прежде всего для этого используется энергия струи смеси при впуске. В шатровой камере сгорания при наклонном и одновременно смещенном от оси цилиндра расположении клапана поток смеси входит в цилиндр по касательной. Создается спиралеобразный вихрь, который способствует улучшению смесеобразования и ускорению сгорания, сохраняясь до конца процесса сжатия. В ряде случаев такого рода завихрения удается создать подбором формы выпускного канала или камеры сгорания. Например, в двигателях «Остин» камера по этой причине имеет форму, напоминающую сердце. Еще более эффективный способ создать завихрения — применение вытеснителей различной формы. При подходе поршня к в.м.т. между его днищем и нижней плоскостью головки создается небольшой объем (его часто называют «защемленным»), из которого смесь вытесняется в основную камеру сгорания и способствует перемешиванию в ней основного заряда. Наибольшие площади вытеснителей и, следовательно, наиболее эффективную турбулизацию смеси удается обеспечить Е камерах сгорания со ступенчатым расположением клапанов. Такие камеры мы встречаем в двигателях фирмы «Даймлер-Бенц». Особенно важно образование интенсивных завихрений в двигателях с впрыском бензина — для хорошего перемешивания паров топлива и воздуха. Литровая мощность у серийных автомобилей «Даймлер-Бенц» моделей «200» ,«250 Е», «300 Е» доходит до 56,8 — 60 л. с, что для двигателей большого литража является хорошим показателем. В последнее время ряд фирм перешел к производству двигателей с камерой в поршне. Применение цилиндрической камеры в средней части поршня позволяет обеспечить интенсивность завихрения в конце хода сжатия за счет большой площади кольцевого вытеснителя. По литературным данным, впускной тракт двигателя «Ауди», выполненный у клапана в виде улитки, обеспечивает спиральный поток смеси в цилиндре. Цилиндрическая форма камеры способствует сохранению вихря до начала сгорания. Существует предположение, что скорость вихря увеличивается при подходе поршня к в. м. т., так как вращение заряда продолжается в цилиндрической камере головки поршня, а у нее диаметр меньше, чем у цилиндра. Преимуществом камер сгорания такого типа является возможность повысить степень сжатия при равных требованиях к октановому числу топлива. Но у них есть и недостатки. Большая поверхность днища поршня приводит к повышению его температуры со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому пока двигатели выпускают преимущественно с камерами сгорания, проверенными на сотнях конструкций, — полусферическими или полуклиновыми, с учетом того, что каждая из них имеет свои особенности, присущие данной размерности двигателя, его назначению, заданной степени сжатия и т. д. В заключение следует отметить, что влияние формы и размеров камер на процесс сгорания еще далеко не изучено. Перспективность этой области исследовательско-конструкторской работы, несмотря на трудность постановки экспериментов, привлекает самое пристальное внимание специалистов, создающих новые двигатели внутреннего сгорания. А. ДМИТРЕВСКИЙ, кандидат технических наук Рис . 4. Ступенчатое расположение клапанов. Р ис . 5. Камера сгорания в поршне: а — разрез; б - направление потока смеси при впуске.ЦЕНТР СОВЕТСКОГО АВТОМОДЕЛИЗМАС каждым годом автомоделизм в нашей стране получает все большее развитие. В минувшем году в автомодельных пружках, секциях и клубах подготовлено 8989 спортсменов-разрядников. Проведено 3687 разных соревнований. Подготовлено 3852 общественных тренера и 3108 судей. По данным на 1 января текущего года, в номандах и секциях постоянно занимается автомоделизмом 53 766 человек. Сейчас в стране действуют уже три кордодрома — в Таллине, Ташкенте и г. Видном (Московская область), — отвечающих современным международным требованиям. Для того, чтобы обеспечить еще более широкий размах этого вида спорта, решением ЦК ДОСААФ в Москве создан Центральный спортивный автомодельный клуб (ЦСАМК СССР). Он призван стать учебно-методическим и техническим центром. Клуб уже приступил к работе. В нем есть два отдела — спортивный и экспериментально-технический. В производственных помещениях есть все необходимое для сборки моделей, изготовления отдельных деталей — станки, специальное оборудование, позволяющие строить кордовые и радиоуправляемые модели, совершенствовать их двигатели. Работники клуба ' оказывают учебнометодическую помощь спортсменам республин и городов. В Баку, например, состоялся семинар тренеров-инструкторов по автомодельному спорту. В его работе принял участие начальник Центрального спортивного автомодельного клуба тренер сборной страны по автомодельному спорту К. К. Турбабо. Начальник спортивного отдела Б. И. Ефимов выезжал в Ростов-на-Дону, чтобы помочь в работе секции автомоделистов при областном комитете ДОСААФ. Тренер Л. С. Кинцберг побывал в Пензенском педагогическом институте. Значительная работа ведется клубом по организации соревнований. Разработаны и разосланы на места новые правила их проведения.По письму приняты мерыДЛЯ СЕЛЬСКИХ АВТО- И МОТОЛЮБИТЕЛЕЙЧитатель А. Шевченко из колхоза «Путь Ленина» Кущевского района Краснодарского края обратился в редакцию с письмом, в котором просил помочь организовать курсы для мотолюбителей. У нас в колхозе, писал он, многие имеют мотоциклы, а вот права есть лишь у четырех-пяти человек. Некоторые колхозники хотели бы получить права шофера-любителя, но мы не знаем, куда обратиться по поводу обучения. Письмо тов. Шевченко было направлено в Краснодарский краевой комитет ДОСААФ. Оттуда нам сообщили, что осенью, после уборки урожая, Кущевский райком ДОСААФ откроет курсы для сельских автомотолгабителей.ОБКОМ ДОСААФ СООБЩАЕТИз далекого Сургута Тюменской области пришло письмо от читателя В. Заболотина. Он сообщал о недостатках в работе районного комитета ДОСААФ по подготовке водителей ив развитии технических видов спорта. Из Тюменского обкома ДОСААФ на наш запрос ответили, что факты, изложенные в письме тов. Заболотина, подтвердились. В настоящее время принимаются меры к укреплению материально-технической базы организации ДОСААФ Сургутского района, что позволит создать необходимые условия для развертывания учебной, спортивной работы и более широкой пропаганды военно-технических знаний среди населения района.