АВТОМОБИЛИСТЫ ПОВЫШАЮТ ЗНАНИЯНедавно в Народном университете технического прогресса и экономических знаний на автомобильном транспорте состоялся седьмой выпуск. В своем Доме культуры на заключительную теоретическую конференцию собрались работники московских автохозяйств. А после нее 523 человека, прослушавшие полный курс лекций, получили свидетельства и значки. Основанный в 1960 году на общественных началах, университет очень скоро завоевал популярность у среднего командного состава столичных предприятий автотранспорта. Его четыре факультета — социалистического хозяйствования и НОТ, автомобильной техники и ее эксплуатации, организации и экономики автотранспортного производства, патентоведения и обмена опытом изобретателей — открывают широкие возможности там, кто желает повысить знания в интересующей их области, подготовиться к работе в условиях новой системы планирования и экономического стимулирования. Программа двухгодичного курса лекций построена с учетом последних научно-технических достижений в автомобилестроении, его перспективного развития. Большой интерес вызывают у слушателей ленции об эксплуатационных особенностях новых автомобилей, повышении качества и снижении себестоимости ремонта, о прогрессивных формах перевозок, по вопросам дорожной безопасности. В числе постоянных лекторов Народного университета — два члена-корреспондента Академии наук СССР, девять докторов и двадцать два кандидата технических наук, перед слушателями наряду с видными учеными выступают конструкторы, хозяйственные руководители, работники Госплана СССР, министерств, Главмосавтотранса. Немалую помощь оназывают университету кафедры и лаборатории Московского автомобильно-дорожного института, НИИавтотранспорта, Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, нонструиторско-энспериментальный отдел автозавода имени Н. А. Лихачева. Кроме того, организуются встречи с новаторами производства, вечера новой техники, где демонстрируются образцы механизмов и приспособлений, повышающих производительность, культуру труда. Интересно и живо проходят тематические вечера «За безопасность движения», в которых участвуют работники ОРУД — ГАИ, научные сотрудники, исследующие проблемы городского транспорта. Преподавание технических дисциплин сочетается с серьезной идейно-политической учебой. 'Слушатели изучают труды нлассиков марксизма-ленинизма, участвуют в семинарах, выступают с докладами. Часто бывают в университете в гостях известные военачальники, участники Великой Отечественной войны, бывшие воины легейдарной батареи «катюш» капитана Флерова. Они рассказывают о боевых подвигах советских воинов, в том числе и военных шоферов, на фронтах, о беззаветной преданности советского солдата своему Отечеству. Как дорогого и желанного гостя встречают слушатели почетного ректора Народного университета Героя Советского Союза летчика-космонавта П. Р. Поповича. Знания и опыт, полученные в Народном университете, многие слушатели несут в свои производственные коллективы, где становятся активными пропагандистами технического прогресса. Именно такими людьми являются шофер с 35-летним стажем, автор нескольких брошюр, посвященных опыту безаварийной работы, Марк Маркович Калик, старший инженер Управления авторемонтных заводов Главмосавтотранса, руководитель филиала Народного университета в своем учреждении Алексей Семенович Коваль и другие. Высокую оценку всей деятельности Народного университета, как школе политического воспитания, повышения технико-экономических знаний и изучения передового опыта, дал научно-методический Совет по народным университетам при правлении Всесоюзного общества «Знание».О КАМЕРАХ СГОРАНИЯВ автомобильной литературе при описании двигателей часто приводят характеристики камер сгорания, но не расшифровывают, почему одни «плоские» или «полуплоские», другие — «полусферические», «шатровые» или какие-либо еще. В своих письмах в редакцию читатели просят рассказать, какие бывают камеры сгорания, от чего зависят форма и другие их параметры, как влияет это на процесс горения. Отвечает кандидат технических наук А. В. Дмитриевский. Закончился процесс сжатия, воспламенилась смесь, и от того, как будет протекать горение, зависит эффективность работы двигателя, его мощность, экономичность, требование к октановому числу топлива. Значительную, если не решающую, роль в этом играет камера сгорания. В отечественном двигателестроении наибольшее распространение получила камера овального типа — плоская или полуклиновая. Однако переход к выпуску форсированных двигателей потребовал от конструкторов изменения ее формы. Так, в двигателе автомобиля «Москвич-412» она полусферическая. От каких же факторов зависит форма камеры сгорания? Как влияет ее конструкция на протекание рабочих процессов в бензиновом двигателе? Прежде всего, чтобы обеспечить хорошее наполнение и быстрое удаление отработавших газов при заданном числе оборотов, конструктор должен выбрать размеры клапанов, проходные сечения и направления потоков газов в камере сгорания. В двигателях, имеющих номинальное число оборотов до 5600 в минуту, обычно удается достичь этого при однорядном расположении клапанов, К числу быстроходных двигателей такого типа относятся МЗМА-408, ФИАТ-124, «Форд-таунус», «Моррис мини Купер», «Волво», Исключением является двигатель «Ковентриклаймакс». При параллельном расположении клапанов и клиновой камере сгорания у него удалось довести число оборотов, соответствующее максимальной мощности, до 7000 в минуту (при этом получена удельная мощность 70 л. с/л.). Такие показатели обусловлены удачной конструкцией впускной (с двумя горизонтальными карбюраторами) и выпускной систем. Но проектировщиков все чаще уже не устраивают мощностные показатели двигателей с параллельным расположением клапанов. Требуется улучшить наполнение при высоких оборотах, а для этого нужно увеличить диаметры тарелок клапанов. При однорядном расположении размерь! клапанов определяются главным образом диаметром цилиндра. Переход к полусферической камере сгорания и двухрядному расположению клапанов с развалом позволяет дополнительно увеличить их размеры. При этом удается поднять максимальное число оборотов до 6000—8000 в минуту. Примером такого форсирования может служить двигатель «Порше-901/20» (6 цилиндров, 1991 см 3 ). Увеличение диаметров тарелок впускных клапанов на 6 мм и выпускных на 4 мм, повышение степени сжатия с9 до 10,3 и соответствующие конструктивные изменения, обеспечивающие надежность работы, позволили получить высокую мощность — 210 л. с. при 8000 об/мин вместо 130 л. с. при 7000 об/мин. Следующий этап развития высокооборотных двигателей — применение шатровой камеры сгорания с четырьмя клапанами на каждый цилиндр. Конструкция усложнилась, но зато увеличилось проходное сечение клапанов, уменьшился вес возвратно-поступательно движущихся частей газораспределительного механизма, Наиболее быстроходными в настоящее время являются японские двигатели «Хонда». По литературным данным, конструкторам этой фирмы удалось довести максимальное число оборотов до 23 000 в минуту. Остается загадкой, как можно организовать процесс сгорания за столь короткий промежуток времени, даже при сравнительно малых размерах цилиндров. Один из способов повышения мощности и снижения расхода топлива — увеличеР и с. 1. Полусферическая камера сгорания. Р ис . 2. Шатровая камера с четырьмя клапанами. Р ис . Я ЭДатррпая камера с дпумя смещенными от оси цилиндра клапанами.