му щитку . При монтаже можно ориентироваться по схеме включения стартера автомобилей ЗАЗ-965А или «Москвич407».Справочная службаНЕ МОДА , А ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬВ. Сычев из г. Я кутскаи другие читатели спрашивают , почему на новых автомобилях «Москвич-412», ВАЗ-2101 (г. Тольятти) и «Волга» ГАЗ-24 рычагуправлениякоробкойпередачпомещенв полу, к ак это дел алосьдвадцать лет назад . Двадцать лет назад америнанские автомобильные фирмы начали выпуск легковых машинс рычагом управления коробкой передач на рулевой колонне. Это объяснялось стремлением конструкторов, во-первых, облегчить выход водителя через правую дверь, а во-вторых, обеспечить возможность размещения трех человек на переднем сиденье (что принято вСША ) . Известную роль в быстром распространении «привода под рулем» сыграла острая конкурентная борьба и реклама, превозносившая «современность» такой конструкции. Прошло двадцать лет, в течение которых рычаг на рулевой колонке стал устанавливаться на подавляющем большинстве моделей автомобилей в Новом и Старом Свете. Но вот в последнее время новые модели опять стали выпускаться с рычагом на полу. Каковы же преимущества такой конструкции? Прежде всего, простота устройства, более надежное и четкое переключение передач. Отпадает необходимость в длинных коммуникациях (вал, т яги , рычажки) со сложной кинематикойишарнир ­ ными соединениями, в которых со временем возникают люфты (и, к ак следствие, нечеткость при переключении, ш ум ) . Кроме того, установкой рычага в полу достигается некоторая экономия в весе механизма переключения передач и освобождаются сантиметры подкапотного пространства, к чему стремятся констр укторы всего мира. И эти соображения оказались в конечном счете важнее, чем удобство рычага на руле. Конечно, констр укция механизма переключения в полу не осталась той же , что двадцать лет назад. Рычаг занял наиболее удобное для руки водителя место, стал намного короче. Большинство водителей охотно переходит на «новый» способ управления коробкой передач, они быстро привыкают к нему и предпочитают «старому», с рычагом на руле.БЕНЗИН ДЛЯ «МОСКВИЧЕЙ-412»«Собираюсь в отпуск на «Москвиче-412» и не знаю, где впути его можно будет заправить. Далеко не на всех АЗС имеются высокооктановые сорта бензина». — п ишет киевлянин А. Остапенко. Т акойже вопрос задают и другие читатели. На четвертой странице обложки июньского номера журнала «За рулем» опубликована карта , озаглавленная «АЗС для новых «Москвичей» и «Волг». На ней как раз и показаны те автозаправочные станции, где есть бензин АИ-93 и А-98, необходимый для заправки «Москвичей412», а также «Волг» ГАЗ-24.КАК ЗАКЛЕИТЬ БЛОКX. Вигаев из г. Н ахичеваниспраши ­ вает, можно лизаклеитьэпоксиднойсмолойтрещину на блоке цилиндровдвигателя . Отвечает инженер Е. Моисеенко. Для ремонта чугунныхи алюминиевых блоков стрещинаминужен клей, составленный из следующих компонентов (в весовых частях):типа АК-75 грузоподъемностью 7,5 тонны, несмотря на то, что крановая установка смонтирована на шасси ЗИЛ-164, применяются тарифные ставки, предусмотренные для водителей, р аботающих на автомобилях второй группы грузоподъемностью от 5 до 10 тонн, то есть 97 руб. 50 коп . в месяц. Труд водителей автокранов оплачивается по повременной, или повременнопремиальной (с выплатой премии в размере до 15 процентов соответствующей части месячной тарифной ставки за высококачественное выполнение заданий в срок и досрочно), или по сдельной (с применением норм выработки, утвержденных министерствами, ведомствами) системам оплаты труда. Систему оплаты труда и срок ее действия устанавливает руководитель организации по согласованию с местным комитетом профсоюза, исходя из конкретных условий эксплуат ации автокранов и объемов погрузочновыгрузочных или монтажных работ. Водителям второго класса ежемесячно выплачивается надбавка за нлассность в размере 10 процентов н водителям первого класса — 25 процентов тарифной ставки водителя третьего класса. В настоящее время в некоторых отраслях народного хозяйства (на строительстве, лесозаготовках или в соответствующ их им специализированных организациях, входящих в состав других министерств и ведомств) эти рабочие именуются машинистами ( к рановщиками ) , т а ­ рифицируются по отраслевым тарифноквалификационным справочникам, и труд их оплачивается по условиям, установленным для работников основного производства этих отраслей. До перевода таних машинистов-крановщиков на единые условия оплаты труда работников автомобильного транспорта надбавки за классность им не выплачиваются и их премирование основывается на положениях, которые действуют в соответствующих отраслях народного хозяйства.Эпоксидная Дибутилфталат Чугунный порошок Газовая сажа Слюдяной порошок Алюминиевая пудра ПолиэтиленполиаминДля Для чугуна алюминия 100 смола ЭД-б 10020 80 40 40 20 20 20 1030-СИЛЬНЫЙ НА МЕСТО 23-СИЛЬНОГОМожно лидвигатель МеМЗ-966 мощн остью 30 л. с. у становитьна «Запор ожец » старого выпускавзамен 23сильного МеМЗ-965? Что нужно , ч тобызаменитьколенчатый вал одного двиг ателяна другой? Это интересует В. Новакова со станции Лыкошино Калининской области. Поставить 30-сильный двигатель на ЗАЗ-965А можно без какой-либо переделки. Желательно менять двигатель в сборе с коробкой передач . При замене коленчатых валов двигателей разной мощности (23 и 27 л. с.) не требуется менять другие детали. Коленчатый вал продается обычно в сборе с маховиком, с которым он сбалансирован. Разобщать и переставлять эти детали не рекомендуется.—_ — — —Сначала приготовьте смесь из смолы, дибутилфталата и наполнителей (сажа, ч угунный или алюминиевый порошок, слюда) и тщательно перемешайте в течение 4 — 5 минут. Эпоксидную смолу перед смешиванием надо нагреть до 60 — 7 0 градусов в водяной ванне. Т рещину разделайте зубилом, н ак для сварки, а на ее концах просверлите отверстия диаметром 3 мм. Поверхность надо тщательно промыть, зачистить металлической щеткой и обезжирить ацетоном или бензином. Отвердитель — полиэтиленполиамин — следует добавлять непосредственно перед склеиванием. Клей втирают шпателем втрещинуи на 15 — 2 0 мм по сторонам, в два-три слоя с выдержкой в течение 3 — 5 минут. Т рещины длиннее 200 мм надо заделывать «заплатами» из стеклоткани, укладывая их на каждый слой клея иприка ­ тывая роликом. Герметичность блока надо проверить под давлением 3 — 4 атмосферы.ОПЛАТА ТРУДА ВОДИТЕЛЯ АВТОКРАНАА. М. К ривушечева из треста «Лесзагпром» К раснодарскогокрая , Н. И. Вордюга из Полтавского облремстройт рестаиряддругихводителей инт ересует : в какомпорядке определяются тарифные ставки и какие системы оплаты труда и размеры премирования могут быть установле ­ н ыдля водителей, р аботающих на автомобильных кранах? Труд водителей, р аботающих на автомобильных кранах , оплачивается по условиям, установленным для работников автотранспорта постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС № 1142/25 от 23 сентября 1960 года. При этом тарифные ставки определены уже с учетом совмещения ими работ по обслуживанию нрановой установки — по второй, повышенной, г руппе , в зависимости от грузоподъемности автомобилей, а не самих крановых установок, на шасси которых смонтированы краны . Т ак . п ри работе на автокранахАК - 1 1 , АК-25-1Э (шасси ЗИС-5, ГАЗ-51А) тарифная ставка составляет 70 рублей в месяц; для ЛАЗ-690, АК-32, АК-5Г (шасси ЗИЛ-164) — 80 рублей; для К-51, К-67, К-69 (шасси МАЗ-200, МАЗ-500) — 97 руб. 50 коп . ; для К-104, К-162 (шасси ЯA3 , КрАЗ-210, КрАЗ-219) — 110 рублей. В порядке исключения постановлением Государственного комитета по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС № 335/13 от 9 июня 1966 года для оплаты труда водителей автомобильных нрановКОРОМЫСЛА ДОЛЖНЫ СМАЗЫВАТЬСЯ« К ак быть, если упало давление масла в системе ик коромыслам клапанов оно совершенно не поступает?» Этот вопрос волнует владельца «Запорожца» ЗАЗ-965 П. Генелявичуса из г. Вевиса Литовской ССР. Давление масла в системе смазки можно повысить без существенного ремонта двигателя. Надо установить новую крышку распределительных шестерен в сборе с насосом более высокой производительности (от двигателя МеМЗ-966 последнего выпуска). Т ак вы увеличите давление. П ри установке крышки следует проверить состояние резинового уплотнительного кольца трубки маслозаборник ав гнезде картераикрышке . М ожет быть так , что масло не подается к коромыслам клапанов. Причина, скорее всего, — засорение каналов в толкателях, штангах, регулировочных винтах или коромыслах. Чтобы не снимать головки, попробуйте вначале снять валики коромысел, вынуть штанги (их надо пометить, чтобы не перепутать местами при сборке!) и, разобрав валик, прочистить проволокой все отверстия. Если это не поможет, придется разбирать двигатель.ЗАМЕНАСТАРТЕРА«Как мне приспособить стартер СТ-351 к моему «Запорожцу» в заменвышедшегоизстроя СТ-114?» — спраш ивает В. Л апицкийиз г. Гомеля. При установке стартера СТ-351 и реле включения РС-502 взамен СТ-114 подсоедините провод от аккумуляторак клемме на торце тягового реле, а провод от клеммы «КЗ» на том же торце — к «ВК» к атушкизажигания . Клемму «С» сбоку тягового реле стартера надо соединить с одноименной клеммой реле РС-502. Т акже соедините клеммы «Б» реле РС-502 и реле-регулятора. Одна из двух клемм «К» реле РС-502 соединяется с «Я» релерегулятора, другая — с «СТ» з амка заж игания . Для этого придется проложить провод через всю машину , к приборно26