ЦрС •'** * * г д*УДОСТОЕНЫ НАГРАДЗа успехи, достигнутые в развитии советского физкультурного движения, Президиум Верховного Совета СССР Уназом от 24 июля с. г. наградил орденами и медалями СССР 498 тренеров, преподавателей, инструкторов и организаторов физкультурной работы, спортсменов, ученых, работников спортивных сооружений и предприятий по производству спортивного инвентаря, общественных антивистов. Среди награжденных — организаторы автомотоспорта. ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» УДОСТОЕНЫ: Александр Васильевич Ипатенко — начальник Центрального автомотоклуба; Михаил Иванович Кедров — тренер ЦК ДОСААФ; Виктор Владиславович Маржецкий — заместитель начальника управления ЦК ДОСААФ; Всеволод Вячеславович Рогожин — директор Всесоюзного научно-исследовательского, конструкторского и технологического института мотоциклов и малолитражных двигателей внутреннего сгорания; Тенгиз Давидович Чхаидзе — начальник Грузинского республиканского автомотоклуба. смысле даже в ведущей группе не все обстоит благополучно. Есть пробелы в технике езды — лишь немногие пользуются передним тормозом, у большинства слабо развито тактическое мышление, далеко не все обладают скоростной выносливостью. Где же учить юных? Несколько открывшихся недавно детско-юношеских спортивных школ пока еще только встают на ноги. И по-прежнему основными «поставщиками» молодых спортсменов являются мотоклубы, их юношеские секции. Но для секций и школ нужны тренеры, знакомые со спецификой юношеского мотоспорта, нужны пособия, литература. Пока еще совсем не ясно, какова должна быть методика отбора кандидатов в школы и секции, программа их обучения. Нет еще единого мнения в одном из главных вопросов — с какого возраста следует начинать занятия мотоспортом, какие мотоциклы использовать для этого. Словом, в юношеском мотоспорте сегодня существует ряд важных проблем, решение которых не терпит отлагательства. Думается, назрела острая необходимость в совещании по затронутым проблемам с участием физиологов, медиков, психологов, тренеров, ведущих спортсменов, представителей Федерации мотоспорта СССР. Лет десять назад со стихийной подготовкой молодой смены еще можно было как-то мириться. Но сейчас, когда в наш мотоспорт усилился приток молодежи, нужен серьезный, с учетом научных данных подход к воспитанию юных мотоспортсменов, способных со временем достойно защищать честь нашего спортивного флага. Л. ШУГУРОВ, спец. корр. «За рулем» г. Краснодон Фото М. Краснова Результаты соревнований Командный зачет: 1. УССР; 2. Ленин град; 3. РСФСР. Личный зачет: 175 см 3 — 1. С. Овчарук (УССР); 2. А. Грайф (РСФСР); 3. В. Канивцев (УССР); 4. Д. Михайлов; 5. А. Бочков (оба Ленинград); 6. А. Озол (Латвийская ССР). 125 см 3 — 1. П. Рулев (Ленинград); 2. Д. Могучий (УССР); 3. В. Агулов (Москва); 4. В. Коротча (УССР); 5. Е. Веселов (Ленинград); 6. С. Царегородцев (Молдавская ССР). МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ» НАГРАЖДЕН Всеволод Сергеевич Шиляев — инструктор Молдавского республиканского автомотоклуба, мастер спорта. МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ» НАГРАЖДЕНЫ: Афанасий Евгеньевич Вызов — начальник Кемеровского областного автомотоклуба; Оснар Янович Валберг — заместитель начальника Латвийского республиканского спортивно-техничесного нлуба; Исмаил Кямал Мамед Гасан оглы Зейналов — начальник Бакинского автомотоклуба; Дододжан Мамаджанович Махмудов — преподаватель автомотоклуба, гор. Регар; Степан Михайлович Сафронов — начальнин Кировоградского областного автомотоклуба; Геннадий Петрович Фомин — тренер Центрального спортивного клуба Армии.На крутых склонах Климовской балки.ли соответственно пятое и седьмое места. Это способные ребята, из которых могут вырасти первоклассные спортсмены. Хорошее впечатление осталось от выступления украинских юношей Канивцева, Могучего, Коротчи, челябинца Грайфа, москвича Агулова. Лучшие юные гонщики Украины, Ленинграда, Латвии, Российской Федерации приехали на соревнования, можно сказать, во всеоружии. Машины их представляли собой хорошие «гибриды» из ходовой части кроссовых «Чезет-968» и форсированных двигателей К-175СК или «МЦет-125» (напомним, что Положение о соревнованиях запрещало использование специальных кроссовых двигателей «Чезет» или их деталей). Тот факт, что ведущие клубы дают юным спортсменам лучшие мотоциклы, говорит о серьезной заинтересованности в подготовке молодой смены. Выступление на таких мотоциклах позволяет юношам выработать необходимые навыки вождения современных кроссовых машин и ускоряет их «акклиматизацию» при переходе в более мощные кубатуры международных классов (250 и 500 см 3 ). Мы уже назвали группу сильнейших на краснодонском чемпионате. Сильнейшими они оказались потому, что в Ленинграде и на Украине есть тренеры, которые постоянно ведут работу с юными мотоспортсменами. Они привлекают ребят с природными данными, располагающими к занятиям мотоспортом, развивают их при помощи специальных упражнений, обучают юношей современной технике езды на кроссах. Но такие тренеры — единицы, и, собственно, поэтому сравнительно малочисленна группа юных /. этогонщиков, достигших высокого мастерства. Значительная же часть 17—18-летних мотоспортсменов занимается бессистемно. У нас широко распространена точка зрения, что рост мастерства спортсмена пропорционален количеству стартов, которые он примет в течение сезона. Многие тренеры видят в этом лучший способ подготовки молодой смены. Для совершенствования мастерства уже сложившегося гонщика такой подход, наверное, правилен. Но в работе с юношами главное не в том, чтобы как можно чаще экзаменовать их, а в том, чтобы как можно больше их учить. В этомИсполнилось четверть века спортивному обществу «Трудовые резервы». Отмечая многолетний и плодотворный труд работников физической культуры и активистов общества, Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР наградил 78 человек. Среди удостоенных Почетной грамоты — шестикратный чемпион страны по мотоспорту заслуженный тренер СССР заслуженный мастер спорта Евгений Иосифович Грингаут и заслуженный тренер РСФСР мастер спорта Олимпиада Николаевна Зикеева.СТАРТУЮТ ЮНЫЕ АВТОМОДЕЛИСТЫВ Луцке прошло пятое первенство СССР по автомодельному спорту среди учащихся. Соревнования были посвящены 50-летию Ленинского комсомола. В командном зачете победу одержала сборная Российской Федерации. В личном зачете чемпионами стали: гоночные модели 1,5 смз — А. Маринич (УССР); гоночные модели 2,5 см 3 — А. Евдокимов (РСФСР); гоночные модели 5.0 см 3 — Р. Назыров (Казахская ССР). В классе радиоуправляемых моделей победил В. Оганесян (Армения). Среди участников, представивших модели-копии, почетные титулы завоевали ленинградец А. Большое (класс 1,5 см3) и представитель РСФСР А. Лукашов (класс 2,5 см3).19