ПОД ЗНАМЕНЕМ ПАРТИИ ЛЕНИНАДокументы, факты, цифры*УКРЕПЛЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ОБОРОННОЕ МОГУЩЕСТВО СТРАНЫ ф Второго мая 1930 года состоялся митинг, посвященный началу строительства гиганта первой пятилетки — Нижегородского автозавода. В этот день был заложен первый камень в фундамент кузнечного корпуса. Из 30 тысяч строителей автозавода 70 процентов — молодежь. Сотни юношей и девушек, объединенные в комсомольско-молодежные бригады, проявили подлинный трудовой героизм. Особенно отличились бригады-коммуны во главе с комсомольцами Виктором Сорокиным и Григорием Переходниковым. Сорокинцы укладывали за смену до восьмисот килограммов арматуры вместо трехсот пятидесяти по норме. ф В сентябре 1931 года на Красной площади в Москве состоялась торжественная передача Красной Армии тридцати шестиколесных автомобилей. Они были построены на средства, собранные комсомольцами и Автодором. ф В Москву на первый всесоюзный слет юных друзей Автодора, проходивший в ноябре 1931 года, прибыли более 150 делегатов почти от всех союзных республик, областей и далеких окраин — в большинстве комсомольцы и пионеры, дети рабочих и колхозников. ф Первое ноября 1931 года — день окончания строительства Горьковского автозавода. Приветствуя молодых строителей, секретарь крайкома партии А. А. Жданов писал: «Победа, которая одержана на автозаводе, действительно громадная победа. В завоевании ее огромную роль сыграл комсомол». ф Осенью 1931 года на маневрах Московского военного округа выступил отряд автомобилистов и мотоциклистов, членов ВЛКСМ и Автодора. ф Комсомольцы и автодоровцы в 1931 году начали сбор средств в фонд моторизации погранохраны СССР. ф Двадцать девятого января 1932 года с конвейера Горьковского автозавода сошли первые четыре автомобиля ГАЗ-АА. Президиум ЦИК Союза ССР наградил большую группу строителей, в том числе комсомольцев. # На заводе «Красный пути ловец» в 1932 году создано «Бюро Т-26» по подготовке заводских цехов к выпуску танка Т-26. Бюро возглавил молодой коммунист Иван Комарчев, в прошлом организатор первого на заводе комсомольского планового участка. ф В 1934—1936 годах комсомол и Осоавиахим провели военно-технический экзамен комсомольцев и молодеж и страны. 1278 тысяч юношей и девушек выполнили нормы на значок «Ворошиловский стрелок», 780 тысяч сдали экзамен по автотракторному делу, 2855 человек получили звание пилота, 20 тысяч стали парашютистами. * Окончание. Начало — в Mi 9 «За рулем», 1968 г.строи — восстанавливать по призыву народное хозяйство. Моему поколению со школьной скамьи известны десятки, сотни строек первых довоенных пятилеток, где набатом прозвучали подвиги комсомольцев. Тракторные заводы в Харькове и Сталинграде, автомобильные — в Горьком иМо ­ скве, Магнитка, Днепрогэс, Комсомольскна-Амуре... Двести с лишним тысяч молодых патриотов снялись с места и уехали на новостройки социалистической индустрии. В те кипучие, полные молодого энтузиазма годы индустриализации и коллективизации мало было построить заводы, создать колхозы и совхозы. Нужно было в совершенстве овладеть техникой, знаниями, научиться управлять производством. За годы первой и второй пятилеток обучилось грамоте 40 миллионов человек, 9 миллионов юношей и девушек получили среднее образование. Десятки тысяч молодых людей по комсомольским путевкам пришли в вузы и техникумы. Какие бы задачи ни решал комсомол, он всегда был и остается активным помощником партии в деле укрепления оборонного могущества социалистической Родины, подготовки молодежи к ее защите. Комсомол и Всевобуч, комсомол и Автодор, комсомол и Осоавиахим всегда действовали рука об руку. Итогом их объединенных усилий было то, что к началу Великой Отечественной войны 2600 тысяч молодых людей приобрели военно-технические специальности. В аэроклубах занималось одновременно до 8 тысяч будущих летчиков, тысячи юношей и девушек в оборонных кружках, на курсах научились управлять автомобилем и мотоциклом. Широкая пропаганда военно-технических знаний помогла советским людям подготовиться к выполнению патриотического долга — защите Родины.в науке и на вахте Боевой, в труде ударном комсомол муАает. свершив свой подвиг полувековой, путь к новой славе юность продолжает.И когда орды фашистских захватчиков вторглись на нашу землю, в первых же битвах с врагом советская молодежь продемонстрировала образцы несгибаемого мужества. Героизм в годы войны стал нормой поведения молодежи на фронте ив тылу. Имена тысяч питомцев Ленинского комсомола будут жить в веках. Свыше трех с половиной миллионов комсомольцев за боевые заслуги на фронтах Отечественной войны награждено орденами и медалями. Семь тысяч воспитанников комсомола удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Новое поколение приняло эстафету отцов. Недавней, но уже историей, легендарной и романтической, стали послевоенные трудовые подвиги комсомола на строительстве угольных шахт и домен, на освоении целины, на сооружении Братской ГЭС, магистрали Абакан — Тайшет... Сегодня загораются огни все новых комсомольских строек. Только в прошлом году на ударные стройки пятилетки по путевкам ВЛКСМ выехали 63 тысячи юношей и девушек. Посланцы комсомола самоотверженно трудятся на строительстве Волжского автомобильного гиганта в Тольятти, на сооружении новых гидроэлектростанций, комбинатов химии. И нет такого предприятия, колхоза, совхоза, где бы комсомолия к своему славному юбилею не преподнесла трудового подарка. Высоким патриотическим накалом наполнена жизнь семитысячного отряда комсомольцев ЗИЛа. Молодые автомобилестроители всегда находились на переднем крае борьбы за автомобилизацию нашей страны. Они были в первых рядах в годы строительства и реконструкции завода, выпуска первых отечественных автомобилей; шестнадцать тысяч молодых автозаводцев, покинув цехи, пошли на фронт защищать Родину; десятки комсомольских ударных бригад ковали оружие здесь в Москве, тысячи юношей и девушек уехали на Урал, в Ульяновск на новые предприятия строить автомобили и учить этому искусству местные кадры молодежи. Всего не перечислишь. Одно можно сказать: нет ни одной модели автомобиля от АМО-Ф-15 до ЗИЛ-130, в создании которой не принимала бы участия молодежь и ее передовой отряд — комсомол. Нет ни одного цеха, участка, конвейера автоматической линии, где не трудились бы комсомольцы. Иначе и быть не может: мы гордимся замечательной историей завода, его богатыми традициями, его продукцией и делаем все, чтобы высоко держать честь марки ЗИЛа, умножать его славу. Многие из моих сверстников пришли сюда совсем подростками и прочно связали с заводом свою жизнь. Так было с моим товарищем Геннадием Подшиповым. Прямо из школы он явился в цех. Парня поразила грандиозность и значимость производства, и он целиком отдался труду, учебе. Теперь Геннадий — инженер. Помню, как меня на ЗИЛ привел отец, проработавший тут более трех десятков лет. — Будь достойной сменой нам, старикам, — сказали мне в цехе нормалей, куда я определился учеником токаря.— Отец твой, Степан Сергеевич Абашин, был уважаемым на заводе человеком. Первыми моими наставниками стали опытные кадровые рабочие и молодые специалисты-комсомольцы. Они научили меня любить свое рабочее место и дисциплину труда, помогли повысить квалификацию, привили уважение к профессии, приобщили к кипучей общественной жизни, которой так богата наша комсомольская организация. Двенадцатый год яу токарного станка. Свою профессию люблю и горжусь ею, как горжусь и принадлежностью к славному коллективу ЗИЛа. Забот у нас, комсомольцев, много. Сейчас главная из них — в срок, высококачественно выполнить задания пятилетнего плана. Поэтому комитет ВЛКСМ, цеховые комсомольские организации, руководимые парткомом, уделяют самое пристальное внимание совершенствованию производства, профессиональной учебе молодежи, повышению личной ответственности каждого за выполнение норм выработки и качество продукции. Стимул — социалистическое соревнование. Ф ормы его многообразны. Широкое участие комсомольцы принимают в движении за звание «Лучший рабочий своей профессии», за почетное звание ударника коммунистического труда. Комсомольцы возглавляют трудовую вахту молодежи в честь 50-летия ВЛКСМ под девизом «Заветам отцов верны!» Ударный труд, подъем на более высокий уровень всей деятельности комсомола — такова главная цель этого почина. Как и весь заводской коллектив, к ом ­ сомольцы проявляют постоянную заинтересованность в выпуске высококачественной продукции. Автомобили с маркой ЗИЛ, и прежде всего ЗИЛ-130 с его пятьюдесятью модификациями, получили всеобщее признание в народном хозяйстве нашей страны. Отзывы, которые идут на завод из автохозяйств, от водителей, автомехаников, инженеров, свидетельствуют о высоких технических и эксплуатационных качествах автомобиля. Отмечается, что машина обладает значительным запасом мощности, хорошей проходимостью, надежна, красива, компактна и легко управляема. Ее высоко оценили и за рубежом. Ведь ЗИЛ-130 можно встретить на дорогах почти 70 стран мира! Во всем этом немалая заслуга комсомольцев. У нас уже много лет существует «Комсомольский прожектор» — строгий общественный контролер. «Прожектористы» добросовестно несут службу в цехах, бригадах, на участках. Я мог бы рассказать, как они в свое время выявили и устранили причину, вызвавшую брак в изготовлении некоторых точных инструментов, как обнаружили отклонение от технологии при высадке болтов, как три молодых инженера Лева Дурнов, Юра Корнев и Лева Слащев добились улучшения отливки гильз и головки блока цилиндров. Постоянное, конкретное, живое дело комсомольцев — борьба за культуру производства, экономию и бережливость — приносит большие плоды, воспитывает людей в духе коммунистического отношения к труду. Однако деятельность заводской комсомольской организации не замыкается только на производственных делах. Меня, например, очень радует та увлеченность, с какой ребята и девушки приобщаются к военно-патриотическому наследию. Вот совсем недавно сто два1".rflSBIЯ СТРЕЛЯЮ. Л ЕШ , Л ЛШЮ , ЗНАЮ ШИШ СОВРЕМЕННУЮ. ТРУД отчизны ХРАНЯ.С0 слито 6УДУ СЛУЖБУ НЕСТИ ВОЕННУЮ!ф За героизм, проявленный в боях у озера Хасан в 1938 году, 1116 воинов-комсомольцев награждены орденами и медалями. ф Одним из первых зачинателей стахановского движения, широко развернувшегося в предвоенные годы, на Горьковском автозаводе был молодой кузнец Александр Бусыгин. В рекордный день он отковал 1001 коленчатый вал при норме 675. За ним последовали молодые энтузиасты-комсомольцы Степан Фаустов, Федор Великжанин, Иван Кардашин, Анна Генералова и сотни других. • В октябре 1939 года ЦК ВЛКСМ провел совещание заведующих военнофизкультурными отделами обкомов и крайкомов иЦК комсомола союзных республик. Было отмечено, что комсомол стал активнее заниматься оборонной работой, окрепла связь его с Осоавиахимом, с воинами Красной Армии и Военно-Морского Флота. ф Весной 1941 года ученицы киевской автошколы обратились с призывом: «Девушки, за руль автомобиля!» ЦК ЛКСМУ поддержал эту инициативу и призвал всю молодежь республики осваивать автомобильное дело без отрыва от производства. ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ, ВЕЛИКАЯ ПОБЕДАдцать комсомольцев приняли участие в районном военизированном слете, который состоялся вблизи разъезда Дубосеково, где 27 лет назад остановили врага герои-панфиловцы. Рота молодых автозаводцев была названа именем «50-летия Ленинского комсомола». Автомотопробеги, походы по местам боевой и трудовой славы стали уже доброй традицией на заводе. Широкий размах получила военно-техническая подготовка молодежи. Только в этом году сотни ребят научились управлять автомобилем, мотоциклом, выполнили нормативы спортивно-технического комплекса «Готов к защите Родины». На учебных пунктах, созданных теперь в каждом крупном цехе, приобрели начальные военные знания большие группы призывников. М ы верим, что они будут отличными солдатами. Молодые зиловцы создали комсомольский военно-оперативный батальон, как одну из форм подготовки молодежи к службе в армии. Ребята в составе батальона совершают военизированные походы, проводят военные игры, живут в условиях, приближенных к армейским, посещают воинские подразделения, знакомятся с техникой, оружием, жизнью и бытом воинов. Девиз молодых зиловцев: ударный труд, готовность к обороне Родины!ф В первые дни Великой Отечественной войны Ленинский комсомол направил в Вооруженные Силы около миллиона своих членов. Тысячи комсомольцев-воинов сели за руль автомобилей, за рычаги танков, водили броневики и мотоциклы. ф Сразу ясе после вероломного нападения гитлеровцев на нашу страну молодежь Горького и Свердловска взяла обязательство работать не только аа себя, но и за товарища, ушедшего на фронт, выполнять две нормы. В июле 1941 года на ЗИЛе было 260 двухсотников, а в августе уже 1090. Комсомольцы Московского автозавода предложили встретить двадцать четвертую годовщину Красной Армии производственным подарком: дать сверх плана комплект специального вооружения для семи дивизий. ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС поддержали инициативу автозаводцев. • 28 августа 1941 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о подготовке водителей автомобилей для действующей армии и народного хозяйства. Оно предусматривало создание на предприятиях, в автохозяйствах, гаражах МТС, автомотоклубах и автошколах широкой сети курсов по обучению водителей, а также организацию индивидуального обучения. Курсы комплектовались из юношей и девушек, достигших семнадцати с половиной лет. Обучение проводилось без отрыва от производства в срок от полутора до трех месяцев. ф В первые месяцы войны комсомольская организация Кировского завода в Ленинграде создала курсы танкистов, где без отрыва от производства обучалось более 200 комсомольцев. Из окончивших курсы комплектовались комсомольские танковые экипажи, которые на сделанных заводом танках KB отправлялись на фронт.* * *На главной аллее ЗИЛа возвышается монумент Ильича. Тысячи людей дважды в сутки тесным потоком движутся по заводскому проспекту, пристально вглядываясь в дорогой образ нашего учителя, нашего вождя. Я иду в этом строю. Остро и ясно чувствую себя частицей своего народа, своего времени, своей Родины. Этим чувством переполнены сердца моих сверстников, комсомольцев, готовых отдать весь пламень своих сердец тебе, дорогая Отчизна!