СТРОИТЕЛИ. KVH6fcuU№niaPOPTP09,ПОД ЗНАМЕНЕМ ПАРТИИ ЛЕНИНАф Сегодня молодой рабочий — завтра инженер, ученый. На Московском автозаводе имени И. А. Лихачева только за один 1967 год повысило квалификацию 10 223 человека. Из 7300 комсомольцев учатся 6 тысяч. В 1967 году поступили в школу рабочей молодежи 1735 человек, в техникумы — 663, в институты — 992. В цехах и отделах действует 640 школ коммунистического труда и передового опыта. О В честь 50-летия ВЛКСМ комсомольцы Ярославского моторного завода решили дать 100 дизелей сверх плана. Молодому конструктору завода Борису Гусеву вручена золотая медаль ВДНХ за победу в конкурсе «Пятилетке — мастерство и поиск молодых». Комсомольцы и молодежь Ярославского орденоносного шинного завода к 50-летию ВЛКСМ выпускают 7 тысяч шин сверх плана. К аждая третья сверхплановая шина — из сэкономленных материалов. ф К Дню советской молодежи — 30 июня 1968 года'•—Московский городской комитет ВЛКСМ подвел итоги первого этапа смотра работы районных производственно-отраслевых и первичных комсомольских организаций по достойной встрече 50-летия ВЛКСМ. В смотре приняли участие более 375 тысяч юношей и девушек. Особую популярность завоевали соревнования за звание «Лучший по профессии», смотры «Пятилетке — мастерство и поиск молодых», выставки технического творчества молодежи. В первом этапе смотра среди победителей — первичная комсомольская организация автокомбината № 1 Мосстройтранса. Ей вручена Почетная грамота Московского городского комитета ВЛКСМ. ф Среди молодых автозаводцев развернулось соревнование за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Победителями первого этапа вышли комсомольские организации третьего литейного и прессового корпусов, корпуса V-образных двигателей и модельного цеха. ф В кружках и секциях ДОСААФ Горьковского автозавода занимается много комсомольцев. В этом году подготовлено 64 мотоциклиста и более двухсот водителей автомобилей. 115 юношей и девушек научились водить моторные лодки. Несколько тысяч молодых производственников занимаются в стрелковой секции. Стрелки заняли первое место в области и держат первенство среди автомобильных заводов страны.ЗПРНВМЕМ ДОВЕРИЕ ПАРТИИ И ПРЯВИТЕЛЬСТВЙ-ПУСТИМпвтвзявпав19Б9году!берегам великой русской реки Волги повезло на предприятия автомобильной индустрии: |Горьковский, Ульяновский автомобильные, Ярославский, Заволжский моторные. Теперь вот у легендарных Жигулей обосновывается еще один автомобильный великан — Волжский — ВАЗ. Тот, что стал местом приложения неиссякаемого энтузиазма молодежи, передним краем борьбы за выполнение планов пятилетки, ударной комсомольской стройкой. Тот, что будет выпускать на дороги страны 660 тысяч легковых автомобилей в год. 660 тысяч! Прикиньте: в среднем более 2000 машин за рабочий день, за каждые две минуты — пять автомобилей. ...В огромном котловане деловито копошатся экскаваторы. Приходят и уходят тяжело нагруженные самосвалы. Вот под ковш становится КрАЗ . У водителя молодое улыбчивое лицо, светлые волосы с выгоревшим на летнем солнце чубом. Это Валерий Завалишин — шофер второго класса, недавний сержант. — Служил на Дальнем Востоке, водил тягач. Пришло время увольняться, потянуло на стройку, — говорит он. Бывший воин и сейчас, словно на больших тактических учениях, где постоянно чувствуется напряжение «боя», — собран, подтянут. Ежедневная выработка у Валерия 130—150 процентов нормы.УДАРНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯНа ударной комсомольской стройке тысячи автомобилей — КрАЗы, МАЗы, ЗИЛы. На них работает много демобилизовавшихся солдат. И отзывы о них отличные. Они уже вывезли сотни тысяч кубометров земли, ежедневно доставляют на самые ответственные объекты срочные грузы — железобетон, цемент, арматуру, стальные конструкции. А стройка в разгаре. Потребности в перевозках огромны. Поэтому гул автомобильных двигателей не умолкает ни днем, ни ночью. Строителей-комсомольцев, которые недавно сняли армейские гимнастерки, можно встретить среди шоферов, экскаваторщиков, бульдозеристов. Прямо из части прибыл в Тольятти Виктор Ильюхин. Теперь он возглавляет бригаду, которая возводит бетонные колонны. На полтораста процентов, а то и больше выполняют парни свой план. Замечательными тружениками зарекомендовали себя Юрий Хвостов, Николай Заврагин и многие другие. Секретарь комитета комсомола Куйбышевгидростроя, который возводит |ВАЗ, виктор Зайцев тоже в прошлом армеец — летчик, расставшийся с авиацией по состоянию здоровья. Закончил заочно Куйбышевский политехнический институт, работал инженером. Теперь на его плечах руководство многотысячной комсомолией гигантской стройки. Трудовой героизм здесь — явление массовое. И все же есть лучшие из лучших. Машинист бульдозера заслуженный строитель Герой Социалистического Труда П. А. Досаев и его напарник А. О. Трегубое дают ежемесячно по две, а то и по три нормы. Экипаж экскаватора Н. Д . Пикулина недавно установил рекорд стройки, выполнив месячное задание на 510 процентов. О некоторых других героях ударной комсомольской стройки рассказывают фотографии, помещенные на вкладке этого номера журнала. Все ощутимее результаты трудового энтузиазма людей. Почти два километра тянется частокол железобетонных колонн, которые составляют основу корпусов главного конвейера. Полным ходом идет монтаж подкрановых балок и фонарей на строительстве корпуса вспомогательных цехов. Сооружение его — задача первоочередная. В сущности, это целый комбинат, состоящий из трех заводов: инструментального производства, службы главного механика и службы главного энергетика. Отсюда основные цехи будут получать инструмент, различные приспособления, сварочное и другое оборудование, без которого не может существовать предприятие. И куда бы ни заглянули — всюду уже вырисовываются черты завода-великана^ ...На улицах города волжский говор перемежается с украинским, белорусский с казахским, слышатся акценты южан и северян. Даже одежда, и та показывает, что в Тольятти съехались люди со всех концов страны. А специалисты, в том числе и водители автомобилей, бульдозеристы, экскаваторщики, монтажники, стройке нужны. Она в разгаре. Задание партии и правительства — выпустить первые автомобили в 1969 году — должно быть выполнено. И поэтому, когда уже обжившихся строителей спрашивают, можно ли пополнить их ряды, те охотно отвечают: «Добро пожаловать! Если вы не боитесь трудностей, если ваши сердца наполнены патриотическим жаром — ж дем вас. Работы хватит всем...»В подготовке этих материалов приняли участие сотрудник архива ЦК ВЛКСМ В. Зверев, работники многотиражных газет горьковского и московских автозаводов (ЗИЛ и МЗМА) С. Щеткин, В. Апатов, Л. Климович.6