СЕГОДНЯ СПОРТСМЕН ЗАВТРА ВОИНКогда заходит речь о спортивной деятельности организаций нашего оборонного Общества, мы всякий раз подчеркиваем, что она должна развиваться с конкретной пользой для военного дела, быть органически связана с подготовкой молодежи к службе в Вооруженных Силах. История Великой Отечественной войны дала нам немало ярких примеров того, как спортсмены-мотоциклисты и автомобилисты, сев за руль автомобиля или рычаги танка, проявили высокое боевое умение, совершили героические подвиги. И в этом им помогла отличная спортивно-техническая подготовка. Сегодня наша армия оснащена могучими ракетами, быстроходными боевыми машинами, автоматикой, электроникой, самыми новыми видами вооружения. И кое-кому может показаться, что в этом обилии боевой техники человек отходит на второй план. Глубокое заблуждение. Современное техническое оснащение наших войск не только неслыханно подняло их боевую мощь, маневренность, оперативность, но и намного повысило требования к людям, управляющим этой техникой. Нетрудно представить себе, каким высоким классом вождения, быстротой реакции, каким глубоким знанием техники должен обладать, скажем, водитель боевой машины. А все это помогают приобрести занятия автомотоспортом. Его роль возрастает особенно сейчас, когда сроки службы в армии сокращены до двух лет и соответственно уменьшено время на овладение военной специальностью. В постановлении Центрального Комитета партии и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года, в котором идет речь о мерах по улучшению работы ДОСААФ, подчеркивается необходимость более широко привлекать молодежь к занятиям военно-техническими видами спорта. С тех пор сделано немало. Соревнования стали проводиться чаще и привлекают они больше спортсменов. Во многих районах страны ак2« тивизировали свою деятельность спортивно-технические клубы. И все-таки то, что сделано, не может удовлетворить нас. Есть еще много возможностей, позволяющих поднять на новую, более высокую ступень автомотоспорт, особенно те его виды, которые имеют прямое военно-прикладное назначение. Следует сказать, что ив этой области наметились определенные сдвиги. Взять хотя бы включение в многодневные мотоциклетные соревнования ив автокроссы стрельбы из малокалиберной винтовки и гранатометания, проведение гонок военизированных мотопатрулей и т. п. Но можно ли довольствоваться достигнутым? Разумеется, нет. Глубоко правы те, кто утверждает, что уже по своей природе технические виды спорта имеют военно-прикладное значение. И было бы неверно недооценивать это. В первую очередь тут, конечно, имеют в виду такие известные соревнования, как кольцевые гонки, мотокроссы, многодневки, трековые гонки. И их надо проводить чаще, привлекая побольше участников. Хотелось бы высказать свои соображения о включении военно-прикладных элементов в отдельные виды соревнований. Наша подготовка молодежи к выполнению солдатских обязанностей должна быть всесторонней. Следовательно, нельзя все сводить к освоению мотора, физической закалке; важны и другие навыки, без которых не может обойтись призывник и допризывник. В решение этой задачи автомобильный и мотоциклетный спорт может вносить гораздо больший вклад, чем это было до сих пор. В некоторые соревнования включены упражнения по стрельбе из малокалиберной винтовки и гранатометанию. Для начала этого, возможно, было достаточно. А сейчас, пожалуй, следует подумать о том, чтобы сделать эти упражнения более сложными. Почему, например, надо проводить стрельбу перед скоростными соревнованиями (как это было в гонках мотопатрулей весной нынешнего года), а не в процессе их, на каком-либо из этапов? Есть, пожалуй, необходимость серьезно подумать и над тем, не ввести ли нам в практику соревнований упражнения по стрельбе из боевой винтовки, по примеру лыжного биатлона. Или почему бы, скажем, не организовывать соревнования по ориентированию. И еще. Почему бы в многодневке или мотокроссе не практиковать езду в противогазе на каком-либо «зараженном* участке? Это ведь особенно важно, учитывая, какой может быть современная: война. С точки зрения военно-прикладной ценности мы, вероятно, должны всячески содействовать развитию командных соревнований. Я имею в виду не командный зачет, проводимый обычно параллельно с личным, как это делается, например, в большинстве мотокроссов и ралли. Следует всячески стимулировать развитие специальных командных соревнований, где решающее значение должна иметь взаимовыручка, помощь внутри команды. Нелишне, как мне кажется, проводить такие соревнования в более сложных условиях, чем обычно (климатических и дорожных). У нас подобные соревнования бывают. Взять хотя бы зимний командный мотокросс имени В. П. Чкалова, зимнее командное ралли «Прибалтика». Вероятно, следует серьезно подумать о том, чтобы такие кроссы и ралли проводились ив других городах и республиках страны. А разве не полезны были бы командные автомобильные кроссы, многодневки? И наконец, настало время, когда районные, заводские, колхозные и совхозные организации ДОСААФ должны проявлять больше инициативы в проведении многоборья, ралли, автокроссов, включая в них военно-прикладные элементы. В этом отношении предстоит еще немало сделать. Взять хотя бы Москву. Мы порой увлекаемся соревнованиями на мастерство вождения, экономию горючего, сравнительно простыми с точки зрения организации и судейства и не предъявляющими высоких требований к спортсменам. Боязнь браться за более сложные, более важные в военно-прикладном смысле соревнования привела к тому, что неряшливо был проведен матч городов по автомобильному многоборью. Некоторые товарищи, наверное, сочтут, что осуществление всего, о чем идет речь в статье, может отрицательно сказаться на подготовке мастеров, спортсменов высокого класса, рекордсменов, которые защищают честь своих коллективов на всесоюзных соревнованиях и честь страны — на международных. Не думаю, ибо не ратую за некий тришкин кафтан. Само собою, мы не должны ослаблять внимания всем видам спорта. Но нам надо всемерно заботиться о том, чтобы наши мотоциклетные и автомобильные соревнования помогали спортсмену готовиться к предстоящей службе в Советских Вооруженных Силах и помогали серьезно, как требует того сама жизнь. Н. ЗЕРНОВ, заместитель председателя Москрвского городского комитета ДОСААФ11