ПОД ЗНАМЕНЕМ ПАРШИ ЛЕНИНА# 27 мая 1942 года Народный комиссар обороны СССР издал приказ о присвоении одной из танковых бригад имени Челябинского комсомола. Бригада состояла из тяжелых танков KB, построенных на средства молодежи Челябинской области, собранные по инициативе обкома ВЛКСМ. ф В рапорте, который ЦК ВЛКСМ направил в адрес ЦК ВКП(б) в января 1943 года, отмечалось, что в 36 областях СССР на производство вооружения для Красной Армии комсомольцы и молодежь внесли 181 657 428 рублей. На эти средства были построены отдельные танковые колонны, эскадрильи, подводные лодки имени ВЛКСМ в местных комсомольских организаций. ф На легендарной «дороге жизни» по Ладожскому озеру водили машины сотни шоферов-комсомольцев. Зимой 1942—1943 годов девяносто процентов молодых водителей были участниками многорейсовых ездок. Комсомольцы организовали борьбу за сохранность грузов, сбережение техники, быстрое восстановление автомобилей, получивших повреждение. Среди водителей было много девушек. Треть награжденных за героические действия на ледовой трассе — комсомольцы. ф В годы войны в ряды Коммунистической партии вступило более Б миллионов человек, из ннх 2 миллиона дал Ленинский комсомол. В члены ВЛКСМ принято свыше 5 миллионов молодых воинов. ф Среди 11 тысяч воинов, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, 7 тысяч — комсомольцы и воспитанники ВЛКСМ. Из 7 миллионов солдат, матросов и офицеров, награжденных в годы войны орденами и медалями СССР, половина — комсомольцы. ф 1588 рабочих, инженеров, техников автозавода имени Лихачева награждены орденами и медалями за трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны. Завод послал на фронт 16 тысяч своих воспитанников. 17 из них стали Героями Советского Союза, в том числе комсомольцы Г. Прокофьев, В. Гущин, А. Гусев, Р. Ибаррури. ф За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны Советское правительство нас адило комсомол орденом Ленина. Орденом Красного Знамени награждены комсомольские организации Украины и Белоруссии, городов-героев Москвы, Ленинграда, Волгограда, Севастополя н Одессы.196QМайор О. ЗИНЧЕНКО, помощник начальника Главного политического управления Советской Армии и ВоенноМорского Флота по комсомольской работеСЛАВНЫЙ ОТРЯД АРМЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖИИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ — МЕДАЛЬ ЗА БОИ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД...ф Начиная с апреля 1943 года, комитеты ВЛКСМ мобилизовали на восстановление разрушенных войной промышленных предприятий свыше 100 тысяч комсомольцев.'В автомобильной роте идет комсомольское собрание. Повестка дня: прием в ряды ВЛКСМ. К столу президиума подходит невысокий с загорелым лицом солдат. На гимнастерке поблескивают значки «Отличник Советской Армии», «Готов к защите Родины». Немного волнуясь, солдат рассказывает свою биографию. Она коротка и, вроде бы, особенно ничем не примечательна, обыкновенная биография советского юноши, вступившего в большую жизнь: родился в тысяча девятьсот сорок восьмом, образование среднее, плюс автомотоклуб. Исполнился год службы в армии. Как он прошел, все видели: автомобиль солдат содержал в отличном состоянии, на учениях, в дальних рейсах отличился в мастерстве вождения, имеет благодарности от командования. Родители? Отец инженер, бывший фронтовик, механик-водитель танка, кавалер трех орденов и многих медалей. Решение собрания единодушно: принять в ряды Ленинского комсомола. Скоро на груди солдата засияет еще один значок — с дорогим образом Ильича. Армейские комсомольцы! У пульта грозных ракет, за рычагами танков, в кабинах мощных тягачей, в отсеках атомных подводных лодок — всюду верные сыны коммунистического союза молодежи, с честью выполняющие священный воинский долг. Они не жалеют своих сил, а когда надо — не щадят и жизни во имя Родины, во славу советского народа. Более шестидесяти процентов личного состава армии и флота — комсомольцы. Это могучая сила. Свою авангардную роль члены ВЛКСМ показывают в глубоком освоении сложной боевой техники, в образцовом выполнении требований присяги и уставов. Под руководством командиров, политорганов, партийных организаций они добиваются того, чтобы непрерывно улучшалось несение боевого дежурства, сокращались сроки приведения техники в состояние боевой готовности, повышалась огневая подготовка, полевая выучка, чтобы росло число отличников, классных специалистов. Ярким примером высокой политической активности воинов армии и флота, их постоянной готовности к подвигу является массовое патриотическое движение «Комсомольцы на поверке», развернувшееся а честь 50-летия ВЛКСМ. В нем участвует вся армейская и флотская молодежь, в рядах этого движения выросли тысячи новых отличников, классных специалистов, спортсменов-разрядников. Множатся ряды отличников ив автомобильных подразделениях. Известно, что теперь автомобиль из транспортного средства, предназначенного для доставки войскам различных грузов, превратился в основное средство для перевозки личного состава, вооружения и боевой техники. На колесные машины монтируются пусковые ракетные и реактивные установки, зенитные пулеметы и пушки. Мощные тягачи буксируют ракеты, артиллерийские, минометные системы, на автомобилях оборудуются прожекторные, радиолокационные и другие станции. А сколько еще других специальных машин на автомобильном шасси — это и топливозаправщики, и пусковые агрегаты, и штабные автобусы, и санитарные автомобили, специальные машины химических войск, инженерные машины, радиостанции. У ракетчиков каждый пятый воин—водитель. Транспортировка, проверка, заправка, снаряжение ракет — все это выполняется с помощью автомобилей или оборудования, установленного на них. 'Велика ответственность воинов-автомобилистов за состояние техники, ее боевую готовность. Под руководством партийных организаций комсомольцы автомобильных частей и подразделений многое делают для того, чтобы воспитать каждого водителя в духе преданности идеалам коммунизма. Воспитание — наиболее трудная область формирования воина. Разные ребята приходят в подразделения. С каждым надо работать, помогать некоторым преодолеть «шероховатости» в характере. И комсомольские организации в армии занимаются этим изо дня в день. Результаты такой работы видны постоянно. Их можно опять-таки показать на примерах из жизни армейских водителей. Широкую известность получил такой факт. На одном из аэродромов водитель пожарной машины комсомолец В. Жигалковский дежурил во время ночных полетов. Вдруг солдат увидел, что совершивший посадку самолет загорелся. Молниеносно примчался он к месту аварии. Сознавая огромную опасность, вступил в бой с пламенем и спас жизнь летчика. Медаль «За отвагу» — награда мужественному водителю. Недавно страну облетела весть о подвиге двух молодых военных водителей. Рядовой Юрий Директорчук развозил по стройкам Алма-Аты дизельное топливо. В тот день у него был очередной рейс. Трудный рейс. Рядом в кабине — Анато-4 лий Духович. Он тоже водитель. Впереди несколько километров пути. И вдруг непредвиденное: заглох мотор, отказали тормоза. Случилось это неподалеку от площади Абая, на участке самого оживленного движения. — Прыгайте! — кричали солдатам. Добрый совет. Но что будет с людьми вокруг? Нет, не могли воины бросить машину. Нечем тормозить. Но ведь в руках еще руль! Проспект Ленина упирался в парк имени 28 героев-панфиловцев. Прямо перед входом — колонна юных туристов, слева из бассейна идут дети. А справа разворачивается навстречу автобус. Столкновение неминуемо. И Юрий Директорчук принимает решение, достойное героя: он направляет машину в огромный тополь... На месте подвига и гибели двух солдат не увядают цветы. Их несут и несут благодарные жители казахстанской столицы. Стремление, способность к подвигу не передаются сами собой, просто так, по наследству. К подвигу человек готовится жизнью. В самый ответственный момент по зову сердца, для людей, во имя долга человек идет на риск, порой на смертельный риск, не думая о почестях и славе. Так поступили два молодых советских солдата, воспитанные нашей советской действительностью, нашим социалистическим строем. Военно-патриотическое воспитание — одна из главнейших наших задач. Д ля ее решения армейские комсомольские организации постоянно поддерживают, у креп ­ ляют связь с молодежью заводов, строек, колхозов, совхозов, учебных заведений. Воины-комсомольцы оказывают действенную помощь юношам и девушкам в овладении военно-техническими знаниями. С выходом в свет нового Закона о всеобщей воинской обязанности еще крепче стала дружба армейской и гражданской молодежи. Славная традиция, например, сложилась во взаимоотношениях четырежды орденоносного Кировского завода в Ленинграде с воинской частью, где секретарем комитета ВЛКСМ лейтенант В. Козловский. Д ружба двух коллективов — трудового и воинского — благотворно влияет на воспитание и воинов, и заводской молодежи. Солдаты, сержанты и офицеры регулярно принимают у себя молодых рабочих, знакомят их со своей жизнью, службой, показывают технику, оружие, устраивают спортивные состязания, военные игры. У же несколько лет подряд ребята с Кировского проходят допризывную подготовку непосредственно в части. В свою очередь воины тоже часто бывают на заводе, участвуют в различных мероприятиях патриотического характера, помогают в организации военно-технической учебы. Интересно, что юноши с Кировского завода ежегодно направляются для прохождения воинской службы в эту подшефную часть. Клятву на верность Отчизне молодые кировцы принимают в стенах родного завода, в присутствии ветеранов войны и труда. Совсем недавно воины-комсомольцы части совершили совместно со своими друзьями большой автомотопробег «Дорогой отцов», посвященный 50-летию вЛКСМ. Маршрут пролегал от Ленинграда на Кингисепп, Сланцы, Добручи, Гудов, где советские люди сражались за Родину в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Постоянная деловая связь и совместная дружная работа армейского и гражданского комсомола помогают воинам глубже осознать свои обязанности по охране мирного труда советского народа от посягательств империалистических хищников, а молодежи призывного и допризывного возраста — лучше подготовиться к несению солдатской службы. Воины-комсомольцы — передовой отряд армейской молодежи, торжественно празднуя вместе со всеми советскими людьми полувековой юбилей славного Ленинского союза молодежи, заверяют партию, Советское правительство, весь наш народ, что они с честью выполнят любое задание Родины, все как один грудью встанут на защиту социалистического Отечества, если кто-либо вздумает посягнуть на его честь, свободу и независимость.ф 23 тысячи юношей и девушек двинулись со всех концов страны поднимать из руин город-герой Волгоград. Среди них была не одна тысяча водителей автомобилей, трактористов, крановщиков. «Ты посланец комсомола,.. будь достоин героев, оборонявших город...» — с такими словами обратился ЦК ВЛКСМ к будущим строителям. ф Демобилизованные воины Кантемировской и Таманской дивизий создали в 1954 году на целинных землях два совхоза и назвали их именами своих соединений. Пятьсот молодых рабочих Горьковского автозавода выехали в Казахстан, организовали новый подшефный совхоз «Семиозерный» и освоили свыше 30 тысяч гектаров целины. Партия и правительство высоко оценили труд молодых целинников. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи был награжден пятым орденом. 262 комсомольца стали Героями Социалистического Труда. Более 30 тысяч награждены орденами и медалями. ф Комсомольцы, молодежь с большим энтузиазмом встретили опубликованное в мае 1965 года обращение ЦК КПСС и Совета Министров СССР с призывом помочь строительству в восточных районах новых заводов, гидроэлектростанций, угольных шахт, рудников и других предприятий. На этот призыв одними из первых откликнулись молодые шоферы автобазы № 1 первого Мосавтотреста. Всего на новостройки страны уехало 170 тысяч посланцев ВЛКСМ. ф Почти 1,5 миллиона молодых людей без отрыва от производства и без затрат государственных средств получают в автомотоклубах, технических школах, на курсах ив других учебных организациях ДОСААФ военно-технические специальности. В этом проявляется содружество комсомола и ДОСААФ в оборонно-массовой работе и подготовке молодежи к службе в Советских Вооруженных Силах. • ЦК ВЛКСМ, ЦК ДОСААФ, Союз спортивных обществ и организаций СССР в октябре 1965 года утвердили новый спортивно-технический комплекс «Готов к защите Родины» (ГЗР), способствующий физической и технической подготовке молодежи к службе в армии. 90 процентов призывников имеют значки ГЗР, ГТО и 60 процентов — спортсмены-разрядники. ф В течение последних четырех лет более 7 тысяч молодых воинов за отвагу и мужество, проявленные при выполнении заданий командования, за успешное овладение новой боевой техникой удостоены орденов н медалей Советского Союза. ф Более шести тысяч километров преодолели посланцы городов-героев участники звездной мотоэстафеты 1966 года, посвященной XV съезду Ленинского комсомола. В составе делегаций были передовики производства, участники Великой Отечественной войны, активисты оборонного Общества. ф Во всесоюзных походах молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа приняло участие более 10 миллионов человек, среди них многие тысячи молодых автомобилистов и мотоциклистов.5