ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ «МАРС»Американская фирма «Электрик фюэл пропалжн» начала мелкосерийное производство автомобилей с электрическим двигателем — «Марс-И». «Марс-И» выпускается на базе автомобиля «Рено-10», в котором двигатель внутреннего сгорания и бензобак заменены электромотором и аккумуляторными батареями. Двадцать шестивольтовых свинцово-кобальтовых аккумуляторов (десять под капотом, десять в багажнике) питают 15-сильный электродвигатель постоянного тока, размещенный вместе с трансмиссией в задней части машины. Электромобиль имеет запас хода без подзарядки батарей в пределах 110—190 км, в зависимости от режима движения. Максимальная скорость 96 км/час. Аккумуляторы подзаряжаются во время движения от генератора переменного тока с выпрямителем. При максимальной скорости сила зарядного тока 160 а, при скорости около 30 км/час — 30 а. Одновременно заряжается и двенадцативольтовая батарея, обеспечивающая работу приборов электрооборудования.Встроенное зарядное устройство позволяет подзаряжать аккумуляторы от сети Один комплект батарей допускает до 800 зарядок, что соответствует 120 000 к.м пробега. Фирма изготовила специальное устройство для форсированной зарядки аккумуляторов электромобилей. Такая установка на 1000 а может полностью «заправить» «Марс» электроэнергией в гараже или на станции обслуживания за 90 минут. Безопасность движения обеспечивают гидравлические дисковые тормоза. Кроме того, предусмотрено торможение двигателем. На «Марсе-П» стандартная четырехступенчатая коробка передач «Рено-10». При движении по городу используется лишь третья передача. Первая и вторая требуются только для преодоления крутых подъемов и препятствий. На четвертой рекомендуется двигаться по шоссейным дорогам. Сцепления нет. Крупным недостатком электромобиля является его большой вес (1833 кг), вследствие чего возникла потребность в специальных шинах. В дальнейшем предполагается облегчить машину, увеличить максимальную скорость до 140—150 км/час. а радиус действия без подзарядки до 400—500 км.Смена лидераНа мотокроссе в английском городе Таунбридж (седьмой этап первенства мира в классе 500 см3) неожиданную победу одержал англичанин В. Иствуд (БСА). Последующие места заняли: 2. П. Добрый, ЧССР, «Чезет»; 3. X. Хаммаргрен, Швеция, «Хускварна»: 4. Д. Биккерс, Англия, «Чезет»; 5. Р. Де Костер, Бельгия, «Чезет»: 6. А. Юнссон, Швеция, «Хускварна». Следующий этап состоялся в Бейерне (ФРГ). Двукратный чемпион мира П. Фридрихе (ГДР) выиграл первый заезд, но на последнем круге второго заезда упал и получил травму. Первые два места заняли шведские спортсмены А. Юнссон и Б. Эберг на мотоциклах «Хускварна». Далее места распределились так: 3. В.- Мюллер, ФРГ, «Майко»; 4. Д. Бенкс, Англия, БСА; 5. X. Хаммаргрен. Швеция, «Хускварна»; 6. В. Валек, ЧССР, «Ява». После восьми этапов по сумме очков вперед вышел Юнссон (29). Фридрихе теперь занимает второе место (24). Далее идут Добрый и Эберг (по 16 очков), Бенкс (15) и Де Костер (14).«МЕРСЕДЕС БЕНЦ 600»У «Роллс-Ройса» и «Кадиллака» появился конкурент. Это 1«Мерседес-Бенц 600», выпущенный фирмой «ДаймлерВенц» (ФРГ) в модификациях «седан» и «пульман-лимузин». Большой и тяжелый автомобиль (габариты 6240X1950X1500 мм, вес 2640 кг) обладает хорошей динамикой (разгон с места до 100 км/час за 9,7 сек.) и высокой максимальной скоростью (205 км/час), что обеспечивается восьмицилиндровым V-образным двигателем рабочим объемом 6,329 ли мощностью 250 л. с. при 4000 об/мин. Высокую для такого рабочего объема удельную мощность — около 40 л. с./л (при нефорсированном по оборотам двигателе) удалось получить применением непосредственного впрыска топлива. Количество впрыскиваемого бензина регулируется в зависимости от нагрузки, оборотов двигателя, температуры охлаждающей жидкости и атмосферного давления специальным электронным прибором. Таким же способом облегчается пуск холодного двигателя. Два электромагнитных клапана пускового устройства независимо от основного плунжерного топливного насоса подают бензин во впускные трубопроводы. Термореле прекращает впрыск, когда двигатель прогревается до 35 градусов. Есть новинки ив других системах «Мерседеса». Пневматическая подвескаснабжена автоматом-регулятором, поддерживающим постоянный уровень пола независимо от нагрузки. Пневматическое устройство позволяет увеличивать клиренс машины на 50 мм при движении по плохой дороге или переезде препятствий. Жесткость гидравлических амортизаторов регулируется на ходу, что особенно важно для повышения устойчивости на больших скоростях. Рулевое управление снабжено гасителем колебаний передних колес, а сам руль для удобства посадки шофера можно перемещать вдоль оси в пределах 45 мм. Дисковые тормоза имеют раздельный привод. Тормозной путь при скорости 160 км/час не превышает 150 метров. Представляет интерес система гидравлических устройств с электродвигателями, которая приводит в действие стеклоподъемники окон, придает требуемое положение (по вертикали и горизонтали) передним сиденьям, регулирует положение заслонок вентиляции и отопления, выключает стояночный тормоз, открывает крышку багажника и обеспечивает безударное закрытие дверей. При помощи вакуумного привода все замки дверей и багажника могут быть закрыты (или открыты) одновременно с места водителя. Специальный ресивер обеспечивает восьмикратное действие этой «централизованной задвижки» при неработающем двигателе. Для питания приборов, потребляющих электроэнергию, пришлось установить два генератора переменного тока общей мощностью 980 вт.„Ралли Влтава'Только 26 из 89 стартовавших экипажей закончили ралли «Влтава», которое, как всегда, было исключительно сложным. Дистанция этих соревнований, являвшихся пятым этапом первенства Европы по авторалли среди фирм, составляла 2300 КМ горных и проселочных дорог и включала 12 скоростных участков. Победу в ралли одержал французский экипаж Ж. Винатье и А. Гарэн на машине -«Альпин-Рено». Шедшие на втором месте поляки С. Засада и Ф. Поставка пропустили один из контрольных пунктов, располоя(енных на дистанции, за что были дисквалифицированы. Таким образом, второе место досталось экипажу С. Лампинен — Г. Пальм, стартовавшему на автомобиле СААБ. Советские спортсмены С. Тенишев и В. Кислых, выступавшие на «Москвиче-412», заняли пятнадцатое место в абсолютном зачете и пятое в классе до 1600 см 3 . Другой наш экипаж, шедший на машине той же марки, 10. Козлов — В. Ильин, занял соответственно семнадцатое и шестое места.Двадебюта в Руане«Мерседес-Бенц 600» модели «пульманлимузин».НОВОЕ ЗЕРКАЛОФирма «Жеко» (Франция) выпустила зеркало обратного вида, состоящее из двух частей: верхней — выпуклой, позволяющей видеть приближающийся транспорт на удалении с 500 м, но не дающей возможности более или менее точно определить расстояние до него, инижней — плоской, «дальность действия» которой ограничена 200 м. Приближающийся автомобиль вначале отражается в верхней, выпуклой части зеркала, а когда расстояние сокращается до 200 м, его изображение переходит в плоскую часть, что дает возможность довольно точно определить расстояние. Новым зеркалом предполагается оборудовать грузовые автомобили.Большой приз Франции был шестым этапом в розыгрыше первенства мира по кольцевым автогонкам. В этом году после трехлетнего перерыва они снова проводились на кольце в Руане (длина круга — 6,53 км). Сюрпризом для 45 тысяч зрителей явилось появление за ручей «Купера-БРМ» известного раллиста Вика Эльфорда. Другой неожиданностью на старте было участие «Хонды РА-302». чье существование до сих пор оставалось тайной. Ею управлял француз Ж. Шлессер, впервые выступавший на 3-литроной гоночной машине. Для Эльфорда дебют был удачным — четвертое место, для Шлессера же он закончился трагическиаварией и гибелью. Гонку выиграл молодой бельгиец Жак Икс на «Феррари». Он прошел 390 км со средней скоростью 161,662 км/час. Наивысшую же скорость на одном круге — 179,096 км/час — показал П. Родригес на БРМ. Причина столь значительной разницы — сильный дождь, начавшийся вскоре после старта. На второе место вышел Д. Сертисс и на третье — Д. Стюарт на машине «Матра-МСЮ» с двигателем «Форд-ДФВ». После шести этапов лидирует Г. Хилл 24 очка). Далее идут Ж. Икс и Д. Стюарт по 16) и Д. Хьюм (12).31