НАДБАВКА ЗА КЛАССНОСТЬВ редакцию обращаются профессиональные водители. Они спрашивают, какой существует в настоящее время порядок присвоения водителям квалификации (классности) и доплаты за нее.В соответствии с Положением о порядке присвоения квалификации водителя автотранспорта и городского электротранспорта, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 840 от 6 июля 1964 г. и соответствующими ему постановлениями Советов Министров других союзных республик квалификация водителя второго или первого класса приРЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР сваивается по месту работы, по представлению аттестационных комиссий, ПОДСОЕДИНЯЕТСЯ ТАК создаваемых руководителями автохозяйств, предприятий и учреждений. «Новый реле-регулятор для «Явы-350» Для получения квалификации водителя (в отличие от стоявшего на моем моавтомобиля второго и первого класса нетоцикле) не имеет выводов 1А и 1В обходимо выполнение трех условий. для подсоединения проводов от кату1. Чтобы стать водителем второго класшек зажигания. Куда же подключать са — надо проработать не менее трех лет эти провода?» — спрашивает мотолюв начестве водителя автомобиля третьего битель Р. Сидоркин из Новосибирска. класса, а первый класс присваивается только при стаже работы не менее двух На мотоциклах «Ява» одновременно с лет в качестве водителя автомобиля втопг>имен°нчем реле-регулятора без клемм рого класса. 1А и 1В были установлены специальные 2. Необходимо пройти переподготовку пружинные зажимы на неподвижных (очно или заочно) по программам подгоконтактах прерывателя. К зажиму верхтовки водителей автомобиля второго или него контакта (обозначение 1А на рис. 1) первого класса и получить соответствуюподсоединяется провод от клеммы 1 кащее свидетельство. т ушки зажигания правого цилиндра, а к зажиму нижнего контакта (1В) — от ка3. Водитель, претендующий на получет ушки зажигания левого цилиндра. ние более высокого класса, должен иметь хорошие производственные показатели, не При использовании нового реле желасовершить в течение последних трех лет тельно также установить пружинные занарушений правил движения, которые пожимы 1и болт 2 (рис. 2) для подсоединевлекли бы за собой дорожно-транспортния наконечников проводов от конденные происшествия или лишение водисатора икатушки зажигания. тельских прав; закрепленная за ним маПри изготовлении самодельного зажишина должна быть в технически исправма необходимо изолировать пружину ном состоянии. подвижного контакта от основания неподвижного. Отказ администрации предприятия в присвоении классности водителю по Рис . 1. Схема подсоединения реле-репункту 1, 2 или 3 должен быть мотивигулятора: 1 и 15 — клеммы катушки зарован и доведен до его сведения. жигания; 1А и 1В — зажимы подвижВодителям, принятым на работу в автоных контактов прерывателя; 51 и 61 — хозяйство, присвоенная ранее классность клеммы реле-регулятора. сохраняется. В соответствии с пунктом 13 приложения № 1 к постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС № 1142/25 от 23 сентября 1960 г. водителям автомобилей выплачивается ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах: работающим на грузовых и легковых автомобилях: за второй класс — 10 процентов и за первый класс — 25 процентов тарифной ставни водителя третьего класса; работающим на автобусах, а также на автомобилях скорой медицинской помощи и легковых пожарных оперативных автомобилях: за первый класс — 15 процентов тарифной ставки водителя второго класса. Надбавка за нлассность определяется исходя из месячной тарифной ставни. К ЗАМКУ При неполном месяце работы она исчисляется пропорционально отработанному ЗАЖИГАНИЯ _ времени, оплаченному по тарифной ставке водителя. При этом следует иметь в виду, что надбавка за классность не начисляется за время сверхурочной работы, за все время, оплаченное по среднему заработку (отпуск, выполнение государственных и общественных обязанностей, дни болезни, перевод на другую работу с сохранением среднего заработка), при временном переводе водителя в случае простоя на работу по ремонту автомобилей с оплатой по выполняемой работе как ремонтного рабочего, а такжев случае временного лишения водителя прав на управление автомобилем.Заменители — АСп-10, А КЗп - Ю (загущенное полиизобутиленом), АКп-10 и АЗСп-10. Эти масла обладают отличными смазывающими качествами и включают ряд противоизносных, антизадирных и моющих присадок. Масло СУ («Индустриальное 50») — дистиллатное, сернокислотной очистки, без присадок — можно использовать (летом), если нет масла АС-10 и его основных заменителей. Масло АС-8 рекомендуется для двигателей «Москвич» всесезонно. Оно несколько лучше, Но дороже, чем АС-6 и АС-10.Справочная службаНЕ ЗАБУДЬТЕ ОТВЕРНУТЬ ГАЙКУ«Для натяжения цепи главной передачи на мотороллере В150М надо (как указано в инструкции) повернуть эксцентрик по часовой стрелке. Мне этого сделать не удалось, хотя яи прилагал большие усилия», — пишет мотолюбитель В. Федоровский из Белгорода. Отвечают работники завода. Чтобы отрегулировать натяжение цепи, необходимо предварительно снять глушитель шума выпуска, отвернуть гайку крепления передней опоры двигателя к рычагу подвески (очевидно, это не было сделано) и ослабить затяжку сухариков. Только после этого можно при помощи специального (радиусного) ключа повернуть энсцентрик. После регулировки обязательно затяните гайку и сухарики.ИЗЛИШНИЕ УСЛОЖНЕНИЯ«На моем мотоцикле М-63 перегревается двигатель. Я хочу поставить маслорадиатор и прошу посоветовать, к ак это сделать. — пишет в редакцию К. Кедров из Абакана. — Я считаю, что нужно также увеличить передаточное число первой передачи и добавить пятую». На это письмо мы попросили ответить работников Ирбитского мотоциклетного завода. Расчет тепловой напряженности двигателя, результаты испытаний и наблюдения при эксплуатации М-63 показали, что мотор не перегревается даже при высокой температуре окружающего воздуха, если регулировки зажигания и карбюраторов выполнены правильно (согласно инструкции) и использовались рекомендованные масло и бензин. Поэтому нет необходимости в установке масляного радиатора или направляющих для обдува двигателя. На заводе и во ВНИИмотопроме проводились работы по изучению передаточного числа первой передачи, в результате которых было выбрано оптимальное, примененное впоследствии на мотоцинле М-63. Пятиступенчатая коробка передач усложняет управление мотоциклом, уменьшает надежность, увеличивает вес и стоимость мотоцикла. Потребность жев пятой передаче ощущают лишь опытные водители, причем только во время движения по хорошей дороге. Т ак что установка ее на серийно выпускаемую машину нецелесообразна.РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ НЕ НУЖЕНЧитатель Р. Кимоск со станции Красный Кут Саратовской области пишет: «Хочу узнать, к ак происходит распределение искры от катушки зажигания у мотоцикла «Урал-2». Ведь в его системе зажигания отсутствует распределитель». В отличие, например, от системы зажигания мотоциклов М-72 или М-61, в которой катушка зажигания одноискровая и имеется распределитель зажигания, у мотоцикла «Урал-2» (М-63) применяется катушкас двумя выводами на свечи. Такая система зажигания дает возможность обойтись без распределителя. В момент размыкания контактов прерывателя ток высокого напряжения, который индуктируется в обмотке катушки , подается сразу к обеим свечам, и искра в них проскакивает одновременно. Однако воспламенение рабочей смеси происходит лишь в том цилиндре, в котором в это время заканчивается сжатие. В другом цилиндре в это время будет конец выпуска, и искра лишь «почистит» электроды свечи.МАСЛА ДЛЯ «МОСКВИЧА»М. Шишкин из г. Чайковского просит рекомендовать наиболее подходящие сорта масел для двигателя «Москвича» моделей «401» и «407». Основной сорт масла для двигателей «МЗМА-401» и «407» в зимнее время — АС-6 (дистиллатное, селективной очистки, из сернистых нефтей, с комплексом присадок). Возможно применение АС п-6 Тиз малосернистых нефтей) или АКЗп-6 (сернокислотной очистки, загущенное). Летом следует пользоваться маслом АС-10 (смесь дистиллатного и остаточного масел селентивной очистки с комплексом присадок).Р ис . 2. Полудиск с контактами прерывателя: 1 — пружинный зажим; 2 — болт.