28
29
ШЕСЩШШ2Н. А. Орловский, совершивший в августе 1900 года пробег Москва — Париж. На трицикле «Клеман» с мотором мощностью 1,75 л. с. он прошел путь в 3000 километров за двадцать дней. Тогда это была первая в мире поездка на столь большое расстояние.В июле спортивная общественность страны отметила 50-летие советского моторного спорта. Весь его полувековой путь — яркое свидетельство того, что в создании спортивной истории у нас участвуют не единицы, а сотни тысяч, миллионы людей, что физкультура и спорт в условиях социалистического общества носят подлинно всенародный характер. Мне не пришлось быть свидетелем первых соревнований «на моторах» в 1918 году, но на моих глазах прошли многие спортивные события последующих лет. Вот несколько из них, отмеченных десятилетними интервалами. Год 1928-й. Первая всесоюзная рабочая спартакиада с участием 86 мотоциклистов. В программе соревнований — шоссейная гонка на трех дистанциях и кросс. Год 1938-й. Первенство СССР по мотоспорту в Киеве. Главный судья — Герой Советского Союза В. П. Чкалов. Участвует 32 команды. На шоссе стартует 172 спортсмена, в кроссе — 188. Год 1948-й. Первенство по мотоспорту на шоссе Москва — Минсн, Главный судья — маршал бронетанковых войск С. И. Богданов. 157 гонщиков выступают на мотоциклах отечественных марок. Заезды на побитие рекордов. Год 1958-й. Первая всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. На старты ее вышло 78 тысяч автомобилистов и мотоциклистов. Год 1967-й. Четвертая спартакиада народов СССР. В ее программу включен и автомотоспорт. Свыше полутора миллионов участников состязаний по кроссу, многодневным и трековым гонкам, картингу, двоеборью, ралли. Советский автомотоспорт имеет и свою предисторию. Семьдесят лет назад, в октябре 1898 года, состоялись первые в России состязания водителей. О первых шагах отечественного автомотоспорта, о том времени, когда он не мог развиваться вширь и оставался спортом энтузиастое-одиночен, пойдет речь в статье «Старт на станции Александровская». Я думаю, читатели, особенно молодые, с пользой для себя прочтут эти страницы, ибо они дают пищу для сопоставлений и сравнений, помогают лучше оценить наши сегодняшние успехи в спорте. В. М АРЖЕЦКИЙ , член бюро федераций технических видов спорта, судья всесоюзной категории«Руссо-Балт» на старте ралли «МонтеКарло» 1912 года.Автомобиль «Бенц» (15 088 смЗ, 120 л. с , 164 км/час), на котором в 1914 году была выиграна кольцевая гонка под Петербургом.Гоночный автомобиль «Руссо-Балт» 1913 года (4 цилиндра, 4950 смЗ), так называемый «Огурец».Автомобильный спорт родился сразу жес появлением первых «безлошадных экипажей». Он не только способствовал совершенствованию их конструкции, но и служил средством пропаганды нового вида транспорта. Когда в начале 90-х годов прошлого века Россия познакомилась с «моторами» (как тогда называли автомобили и мотоциклы), многие не верили в них, считали их в лучшем случае курьезной механической игрушкой. Развеять эти предубеждения, наглядно продемонстрировать богатые возможности «моторов», доказать их практическую пригодность могли только состязания на скорость. За их пропаганду и проведение горячо взялись организации, связанные с велосипедным спортом — редакция журнала «Самокат» (регулярно выходившего с 1894 года) и «Общество велосипедной езды». Это общество как раз и провело 11 октября 1898 года первую в России «гонку моторов». Состоялась она под Петербургом по маршруту Александровская — Стрельна — Александровская длиной 38 верст. В соревнованиях приняло участие шесть спортсменов на трициклах (трехколесных мотоциклах) и один на автомобиле «Венц». Победителем этой исторической гонки стал П. Беляев. На трицикле «Клеман», весившем 76 кг, с двигателем «Де Дион-Бутон» (250 см 3 , 1,75 л. с.) он показал среднюю скорость 24,5 версты в час. Естественно, что достижения моторных экипажей тогда сравнивали с возможностями конного транспорта. Комментируя результаты этого состязания, П. Орловский писал в издаваемом им журнале «Самокат»: «Не следует обижать наш старинный спорт и способ быстрого передвижения, но едва ли найдется тройка, которая могла бы проскакать со скоростью в 24,5 версты в час со ст. Александровской в Стрельну и обратно». Далее он отмечал, что «даже последний закончивший дистанцию гонщик прошел путь со скоростью, превышающей на 3,3 версты в час полную скорость двуконной почты, которую согласно уставу почтовому следует везти денно и нощно со всяким поспешением». Так с помощью спорта моторный транспорт начал завоевывать признание. Уже в следующем году состоялись соревнования на длинные дистанции, где «моторы» убедительно продемонстрировали, что они надежны и выносливы. Так, в гонке Москва — Петербург удалось добиться результата 26 часов 57 минут, то есть средней скорости 26 км/час — Л. Мази на машине с «мощным» двигателем в 2,25 л. с. В 1900 году Н. Орловский, брат издателя «Самоката», совершает на трицикле пробег в Париж. К началу нового века успехи моторного спорта в России стали столь очевидны, что он прочно завоевывает права гражданства. Уже появляются первые организации, объединяющие его приверженцев, — «Московский клуб автомобилистов» и «Общество автомобильной и велосипедной езды» в Петербурге. Но все эти организации не были и не могли быть массовыми. Автомобили стоили дорого, а членские взносы в клубах были высоки. То, что моторные виды спорта были доступными лишь узкому кругу состоятельных людей, ограничивало их развитие. Все же с первых лет века различные автомобильные и мотоциклетные состязания, гонки и пробеги проводились довольно часто, привлекая к себе вни-28 мание печати и общественности. Интерес к ним подогревался также участием в соревнованиях известных гонщиков зарубежных заводов, которые видели в России прежде всего рынок сбыта своей продукции. В одном из крупнейших состязаний по маршруту Москва — Петербург в 1907 году первый приз среди 26 участников получил француз А. Дюре на 70-сильном «Лоррен-Дитрихе». В 1908 году гонка проводилась в обратном направлении — Петербург — Москва. Первым среди 32 участников был В. Эмери на машине «Бенц» 3 (12 400 см , 118 л. с ) . Он прошел дистанцию за 8 часов 30 минут 30 секунд (средняя скорость 82 км/час). Таким образом, время пробега на традиционном маршруте менее чем за 10 лет сократилось втрое. Таких высоких результатов удавалось добиться не только благодаря привлечению сильных зарубежных гонщиков. Некоторые русские спортсмены располагали лучшими образцами гоночных машин. Среди них был и 13-литровый 95-сильный «Рено», выигравший «Большой приз Франции» в 1906 году и впоследствии приобретенный А. Солдатенковым. На нем в 1912 году московский гонщик прошел 1 версту (1086 м) с хода со средней скоростью 146,5 км/час, установив всероссийский рекорд. Солдатенков успешно выступал и за границей. В 1911 году, например, он занял третье место в гонках «Тарга Флорио». Надо отметить, что верстовые гонки в те годы были довольно распространены. Рекорды скорости на этой дистанции обновлялись почти ежегодно. Наивысшего результата здесь добился в 1913 году Ф.3 Хернер. На специальном гоночном автомобиле «Бенц» (4 цилиндра, 21 483 см , 200 л. с. при 1650 об/мин.) он поднял всероссийский рекорд скорости до 201 км/час. Этот результат уже приближался к мировому рекорду (228 км/час), установленному в 1911 году. Как известно, успех попыток на установление рекордов скорости всегда зависел от надежности и прочности шин. В связи с этим важно отметить, что рекорд был установлен на шинах петербургского завода «Треугольник» (ныне Ленинградский шинный завод). Кольцевые гонки впервые были проведены у нас только в 1913 году в окрестностях Петербурга по маршруту Волхонка — Красное Село — Лигово — Волхонка протяженностью около 210 верст, что составляло семь кругов. Победителем вышел Г. Суворин на машине «Бенц» (7320 см 3 , 60 л. с ) . Он показал среднюю скорость 93,5 км/час. Когда Русско-Балтийский завод в Риге начал в 1909 году строить автомобили, на гонках появились и отечественные машины. Правда, «Руссо-Балты» были рассчитаны в первую очередь на обычную эксплуатацию в условиях плохих дорог. Уже с 1910 года они участвовали в нескольких пробегах на большие расстояния, а в последующие годы с успехом использовались в гонках и ралли. Крупным успехом «Руссо-Балта» были первый приз за выносливость и первый приз маршрутов на ралли «Монте-Карло» 1912 года. Машиной управлял А. Нагель — один из основателей Санкт-Петербургского «Автомобиль-клуба», редактор-издатель журнала «Автомобиль», выходившего в Петербурге с 1902 по 1917 год. В том же году «Руссо-Балт» получил кубок за выносливость ив ралли «Сан-Себастьян». В упомянутой выше кольцевой гонке 1913 года И. Иванов занял на 5-литровом «Руссо-Валте» второе место, показав среднюю скорость 91,5 км/час. Шасси машины было от серийной модели «С», а кузов — двухместный гоночный. Его обтекаемой форме она обязана своим прозвищем «Огурец». Максимальная скорость этого автомобиля составляла 129 км/час, что следует признать хорошим результатом для машины негоночной конструкции. Последним крупным соревнованием перед первой мировой войной была кольцевая гонка на Большой приз Санкт-Петербурга в мае 1914 года на той же трассе, что и за год до этого. В ней участвовало 14 автомобилей. Первое место занял В. Шолль. Он выступал на 120-сильном «Венце». Результат лучшего круга победителя—138 км/час, а средняя скорость — 123,5 км/час. В этой же гонке участвовал и «Руссо-Балт», но уже с усовершенствованным кузовом. И. Иванов прошел один из кругов со средней скоростью 114 км/час. Одновременно с автомобильным развивался мотоциклетный спорт. В первые годы столетия в помещении Михайловского манежа (ныне Зимний стадион) в Петербурге был построен деревянный трек, где регулярно проводились мотогонки. Но конструкция машин тогда была еще несовершенной, и мотоциклетные соревнования носили несколько «камерный» характер (трек, ипподром, верстовые гонки). Лишь в 1914 году состоялся пробег Москва — Петербург. В категории 500 см 3 первым финишировал в Петербурге Кучевский на «Рудже» — 15 часов 40 минут 34 секунды (46 км/час). Расстояние же от Москвы до Петербурга и обратно лучше всех прошел москвич Кремлев на 1000-кубовом «Индиане» — 38 часов 40 минут (37 км/час). Об уровне развития нашего мотоспорта тех лет говорят всероссийские рекорды на 1916 год на дистанции 1 верста 3 хода: класс 250 см 3 — Коробинов («Мос тосакош»), 64 3 км/час (1910); 350 см — Колмогоров («Синтер»), 78,4 км/час (1913); 500 см —Кремлев («Рудж»), 100,2 км/час (1913); 1000 см 3 — Маковский (•Харлей-Давидсон»), 100,7 км/час (1916). Семьдесят лет назад состоялось первое знакомство России с моторным спортом. С тех пор он получил всеобщее признание. Завоевал множество приверженцев, обогатился славными традициями. Оглядываясь в прошлое, мы отмечаем сегодня мужество и настойчивость участников и организаторов соревнований тех давних лет, их первые победы, первые рекорды. Знакомство с их примитивными и маломощными по нынешним понятиям машинами, исключительно трудными дорожными условиями помогает лучше понять, как наш автомотоспорт развивался в первые и самые трудные двадцать лет своего существования. В. БЕКМАН, судья всесоюзной категории ЛенинградМодернизированный гоночный «РуссоБалт» 1914 года (4 цилиндра, 5043 см8).Г. Обухов на 500-кубовом «Сингере» в 1914 году. Шесть лет спустя он стал одним из первых чемпионов Советской России.Рекордсмен России Л. Петров, впоследствии заслуженный мастер спорта, на машине «Харлей-Давидсон».29