Минуло тридцать лет со дня, когда сошел с конвейера первый автомобиль Горьковского завода. Много раз менялись модели, становились все лучше, все современней. И конечно, вместе с автомобилями менялись, совершенствовались двигатели. Начав с ГАЗ-А, имевшего литровую мощность 12,8 л. с , и наращивая ее с каждой новой моделью (М-1—15,2 л. с , ГАЗ-20 «Победа» — 25,9 л. с ) , завод к 1956 году разработал очень прогрессивную для того времени конструкцию двидвумя установочными штифтами-втулками. Впускные и выпускные каналы увеличенного, сравнительно с ГАЗ-21, сечения. Поршни и шатуны взаимозаменяемы с аналогичными деталями ГАЗ-21. Шатунные вкладыши изготовлены из биметаллической стале-алюминиевой ленты, обладающей высокими несущими и противоизносными свойствами. Коленчатый вал литой из легированного чугуна. Отличается от вала ГАЗ-21 расположением маслосбросного гребешка на заднем конце (он на 9 мм ближе к переднему концу). Вкладыши коренных подшипников штампуются также из стале-алюминиевой ленты. Они одинаковы между собой и взаимозаменяемы с вкладышами первых четырех подшипников двигателя ГАЗ-21,поступающее из насоса в магистраль двигателя. Улучшение очистки позволило удлинить пробег автомобиля между сменами масла до 6000 километров. -Масляный насос шестеренчатый. Его корпус из алюминиевого сплава крепится внутри картера к перегородкам блока цилиндров. Крышка чугунная. В ней установлен редукционный клапан. Неподвижный маслоприемник прикреплен к корпусу. В случае падения по какой-либо причине давления масла до 0,35 — 2 0,5 кг/см сигнальная лампа потребует от водителя срочно принять меры. В связи со значительной форсировкой двигателя в систему смазки введен масляный радиатор. Он установлен перед водяным радиатором и включен параллельно основной системе через ограничительный клапан (открывается приДВИГАТЕЛЬ НОВОЙгателя автомобиля «Волга» ГАЗ-21. Литровая мощность его была уже 30,7 л. с , а в форсированном варианте — 34,8 л. с. В конструкции этого мотора впервые в нашем автомобилестроении нашли широкое применение алюминиевые сплавы. Из них были изготовлены блок цилиндров, головка и ряд других деталей. В результате существенно снизился вес. К 50-летию Советской власти завод выпустил первую партию новых комфортабельных автомобилей «Волга» ГАЗ-24 (см. «За рулем», 1968, № 3). Двигатель этой машины (производства Заволжского моторного завода), сохранив основные размеры двигателя ГАЗ-21, подвергся серьезным конструктивным изменениям. Повышены до 4500 максимальные обороты коленчатого вала, степень сжатия доведена до 8,2, улучшено наполнение. Все это увеличило литровую мощность до 40,1 л. с. и максимальную мощность до 98 л. с. Максимальный крутящий момент при 2400 об/мин — 19,2 кгм (против 17,0 кгм у ГАЗ-21). Новый двигатель рассчитан для работы на бензине АИ-93. А теперь о конструктивных особенностях двигателя ГАЗ-24. Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава под давлением в металлическую форму. Конструкторы добились того, что блок обладает большей жесткостью, чем у ГАЗ-21. Он разгружен от растягивающих усилий, вызываемых давлением газов в цилиндрах. Для этого высота нижней (картерной) части увеличена на 71 мм, а растяжение воспринимается проходящими через весь блок шпильками крепления головки. Гильзы цилиндров мокрые, чугунные. Они свободно вставлены в гнезда блока и уплотнены снизу прокладками из красной меди, сверхупрокладками головки блока. В верхней части гильзы имеют вставки из кислотостойкого чугуна, что значительно увеличивает их долговечность. Из высокопрочного чугуна изготовлены и крышки коренных подшипников. Рабочие зазоры подшипника при такой конструкции значительно меньше подвержены температурным изменениям, чем с алюминиевой крышкой. Головка цилиндров отлита из алюминиевого сплава. Фиксируется на блоке Передний сальник не отличается от сальника ГАЗ-21, задний улучшен. Уплотнительная набивка его (графито-асбестовый шнур) помещена в отдельном корпусе, не связанном с крышкой подшипника. Такая конструкция исключает перекосы крышки, которые случались на двигателе ГАЗ-21. Маховик несколько меньше, чем у ГАЗ-21, так как рассчитан на применение сцепления с ведомым диском диаметром 224 мм (у ГАЗ-21 250 мм). Распределительный вал стальной с закаленными кулачками и шейками. Он отличается от вала ГАЗ-21 профилем кулачка и фазами газораспределения. Тарелка впускного клапана увеличена на 3 мм (клапан двигателя ГАЗ-13) и изготовлена из более жаропрочной стали (4Х9С2). Выпускной клапан такой же, как на ГАЗ-21, но тоже из более жаропрочной стали (ЭП-303). Толкатели, штанги, коромысла — взаимозаменяемы с соответствующими деталями ГАЗ-21. Впускной коллектор алюминиемый, выпускной — чугунный. Система питания. На впускной трубе в средней части монтируется двухкамерный карбюратор. К каждому цилиндру от него идет отдельный канал овального сечения. Для лучшего распределения смеси дно средней части трубы сделано рифленым и обогревается выпускными газами. Степень обогрева регулируется заслонкой в выпускном коллекторе, имеющей два положения: «зима» и «лето». Карбюратор с падающим потоком, у него две смесительные камеры; дроссельные заслонки открываются последовательно. Поплавковая камера сбалансированная. Главная дозирующая система работает по принципу пневматического торможения топлива. Карбюратор снабжен экономайзером, ускорительным насосом, системой холостого хода и пуска холодного двигателя. Прозрачное окно в стенке поплавковой камеры позволяет следить за уровнем топлива. Система смазки. Применение сталеалюминиевых вкладышей обусловило более высокие требования к качеству масла ик его очистке. В системе применен полнопоточный фильтр тонкой очистки с элементом из пористого картона. Через него проходит все масло,давлении не менее 0,7—0,9 кг/см 2 ) и запорный кран. Радиатор включается только при движении на больших (свыше 100 км/час) скоростях. Емкость системы 6 литров. В системе охлаждения установлен термостат с одним клапаном. При закрытом клапане охлаждающая жидкость перепускается через постоянно открытое отверстие диаметром 9 мм между приемным патрубком водяного насоса и выпускным патрубком. Клапан начинает открываться при температуре жидкости 78 ± 4 градуса, полностью открываетсяпри 92 ± 3 градуса. Восьмилопастный вентилятор изготовлен из пластмассы. Он включается автоматически электромагнитной муфтой, датчик которой находится в верхнем бачке радиатора. При повышении температуры жидкости до 90—95 градусов муфта включает вентилятор, при понижении ее до 80—85 градусов — отключает. В верхний бачок установлен также контрольный датчик, включающий красную лампу на щитке приборов при температуре жидкости 104—109 градусов. Водяной насос такой же, как у двигателя ГАЗ-21. Уплотнение у него по типу ГАЗ-51, но уплотнительная шайба улучшена: изготовлена из износостойкой графито-свинцовой смеси. Сливных краников два — на радиаторе и на блоке цилиндров с правой стороны. Кран на блоке снабжен рукояткой дистанционного управления. Система зажигания. Свечи типа А11-Б. Зазор между электродами 0,8—0,9 мм. Распределитель зажигания Р-119Б с центробежным и вакуумным регуляторами опережения. Угол установки опережения зажигания — 5 градусов. Распределитель соединен с приводным валом через шарнирную муфту. Генератор переменного тока с встроенным выпрямителем обеспечивает питание всех потребителей электроэнергии. И наконец, об установке двигателя ГАЗ-24 на автомобиле. Крепится он в трех точках. Две тангенциально расположенные резиновые подушки фиксируют его спереди по бокам, третья — сзади под удлинителем коробки передач. Г. ЭВАРТ, инженер г. Горький17