— Последний ответ неверен, — говорит экзаменующий и берет авторучку, чтобы поставить оценку. — Как неверен? — удивляется пожилой шофер, и его лицо, дубленное солнцем и ветрами Кавказа, заметно краснеет. — Всю жизнь так было, а теперь не годится? Он смущенно берет свою «зачетку» и, шевельнув плечами, будто удивляясь, как это он, который четверть века водит машину, мог ошибиться, уходит. Следом за ним в комнатке на втором этаже маленького домика, несколько громко названного учебным корпусом, появляется еще один водитель, затем еще... Во втором сочинском автопарке идет очередная ежегодная «сессия». Когда три года назад утвердили трйдцатичасовую программу обучения и обязали всех шоферов ходить на занятия, это вызвало недовольство. — Что мы, маленькие? Первый месяц за баранкой? — возмущались некоторые. — Только время терятьКазалось бы, и в самом деле так. Шоферы тут опытные. Не один десяток лет за рулем. Из 208 водителей185 имеют первый класс. И остальные учатся. А'' вот, поди ж ты, не всегда удается получить на экзаменах высшую оценку. Правда, нужно признаться, дело это не простое. «Пятерку» получает лишь тот, кто правильно ответит на все десять вопросов билета, Что удается далеко не каждому. Значит, есть пробелы. Выходит, знания нужно постоянно освежать. Особенно тут, на Кавказе. Это прекрасно поняли шоферы... Кому доводилось ездить из Сочи в Сухуми, Новый Афон, на озеро Рицу, в Адлер или по любым другим кавказским маршрутам, тот навсегда запомнит эти трудные горные дороги. Не у одного водителя и не раз, вероятно, захватывало дух от крутых виражей, «тещиных языков», и разверзающихся за лентой шоссе пропастей ущелий. Каждый из тех, кто побывал здесь, воочию убедился, как мало времени на раздумья оставляет человеку за рулем узкая полоска дороги, прилепившаяся к горным кручам. Малейшая неуверенность, растерянность могут обойтись очень дорого. С шоферами второго сочинского автопарка такого не случается. За весь прошлый год они не допустили ни одной, даже самой незначительной аварии. Но это, так сказать, конечный результат. А что предшествовало ему? На одном из совместных заседаний месткома профсоюза и администрации речь пошла о том, чтобы полностью изжить дорожно-транспортные происшествия. — Мы должны и можем этого добиться! — сказал Габид Хасанович Акмаев, директор. — Нужно чтобы коллектив поверил в свои силы. В реальность поставленной задачи поверили. Был создан, как его тут называют, совет безопасности, В него вошли сорок пять лучших рабочих автохозяйства. Возглавил совет Н С. Кирпин. Затем «в недрах» совета были образованы три секции. Руководителем первой из них, технической, стал И. И. Стебаков, дорожно-конт-рольной — А. Д. Толмачев и агитационно-массовой — Н. Ф. Черкашин. Все, казалось бы, верно. «Центральный орган» по борьбе с авариями создан, намечены планы работы секций, но... Когда дело подошло к осуществлению задумок — начались неурядицы. — Особенно трудно пришлось в ремонтных мастерских, — рассказывает председатель месткома Н. М. Крытаев, один из опытнейших шоферов автопарка. — По докладу технической секции мы решили не только привести их в порядок, но и дооборудовать, освоить агрегатный метод ремонта. А в запасе ни карбюраторов, ни муфт сцепления, ни карданных валов... Энтузиасты пошли по автобазам. Наладили взаимный обмен агрегатами и деталями, взялись за восстановление вышедших из строя деталей. Короче, общими усилиями оборотный фонд запчастей удалось создать. Сейчас взамен почти любого агрегата, требующего «лечения», есть «здоровый», отлично подготовленный. Освоили опыт передовых автохозяйств — обслуживание и текущий ремонт автобусов проходят между сменами, ночью. Каждая машина, выпускаемая на линию, внимательно осматривается дважды в месяц членами технической секции. Если к тому же добавить, что не менее придирчивый осмотр по договору о социалистическом соревновании проводится еще дважды в месяц и контролерами соседнего автопарка, — то станет понятным, что для случайностей места не остается. Многое сделано и дорожно-контрольной секцией. Каждый шофер осознал всю важность точного выполнения Правил движения. Но вместе с тем каждый понимает, что за соблюдением этих правил нужно следить и со стороны. Ведь, как известно, с такой позиции всегда виднее. И, как говорится, лучше доходит, если о твоей ошибке скажет кто-то другой. Вот почему тут большим уважением пользуются активисты секции. Они регулярно дежурят по 15—20 часов в месяц на сложных перекрестках и оживленных улицах города. Встоечают их и на самых трудных трассах Кавказа. В роли автоинспекторов они контролируют не только соблюдение Правил движения, но и техническое состояние автомобилей, их внешний вид. Методы воздействия? Самые разнообразные. Для начала нарушителей журят, берут на заметку. «Трудновоспитуемых» направляют в ОРУ Д. Что касается «своих» нарушителей, из парка — о них разговор особый... Мы начали с рассказа о работе агитационно-массовой секции. Это по ее «в'.-не» водители получают «четверки», хотя и считают порой, что достойны большего. Это по ее настоянию молодые водители посещают автошколы, техникумы, общеобразовательные школы, становятся подшефными своих старших, более опытных товарищей. Наконец, если в Сочи, Адлере, Лазаревском, Хосте вы услышите по радио рассказ о том, как нужно вести себя на улице, или увидите на стендах у школ объявления «Лекция о правилах уличного движения», знайте — это ведет свою ра-ЗДЕСЬ АВАРИЙ НЕ БЫВАЕТботу агитационно-массовая секция 2-го автопарка... Но как бы хорошо ни была поставлена организационная и учебная работа в коллективе, без чувства личной моральной ответственности каждого дело далеко бы не двинулось. Присуждение звания победителя в социалистическом соревновании, вручение переходящего Красного знамени, заметка в стенной газете, а то ив городской газете и другие моральные стимулы умело сочетаются здесь с материальными поощрениями, предусмотренными положением об оплате труда, причем за точным его соблюдением установлен повседневный контроль. А с нарушителями дисциплины тут борются с не меньшей последовательностью. Профсоюзный комитет и администрация разработали специальное положение о привлечении к ответственности лиц, совершивших дисциплинарные проступки. Основной его принцип: ни одно нарушение не должно остаться безнаказанным, кто бы его ни совершил. К примеру, опоздал шофер на работу, его проступок обязательно обсудят на бригадном собрании. Случись такое трижды — он лишится определенной части премии. Появился на работе в нетрезвом виде — будет переведен на нижеоплачиваемую должность. Не хочется прибегать в заключение к привычным словам о замечательных плодах, которые принес тесный контакт администрации, партийной организации и месткома. Но иначе, действительно, не скажешь. Достаточно красноречив уже тот факт, что ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог принял специальное решение о широком распространении опыта 2-го сочинского автопарка среди всех автотранспортных предприятий страны, а также наградил большую группу шоферов Почетными грамотами. Достойная оценка работы коллектива. В. КИРСАНОВ г. Сочи