редвижу, что многие, прочтя эту статью, подумают: «Скажите, пожалуйста, куда хватил автор! Тут, так сказать, не до жиру, было бы запчастей в достатке!» И все же, нет, не отрывался автор от жизни. Конечно, запчасти это очень важно, во многом от них зависит «здоровье» автомобиля, но здесь для решения проблемы в последнее время предпринимаются весьма действенные меры, результаты которых, несомненно, вскоре ощутят автолюбители. Автор отошел на этот раз от этой больной темы и потому, что на собственном многолетнем автолюбительском опыте убедился в том, как много значат в эксплуатации машины так называемые сопутствующие товары. Чтобы автомобиль доставлял владельцу радость, чтобы пользование им было легким и приятным, нужны не только запасные части, нужны различные, можно сказать, бытовые приборы, приспособления, вещества и материалы, без которых жизнь автомобилиста будет по-прежнему неустроенной. Что здесь имеется в виду? Ну, скажем, предпусковые подогреватели. Ведь подавляющее большинство автолюбителей лишено возможности хранить свою машину в отапливаемом гараже. В лучшем случае стоит она в холодном боксе, а в худшем — под снеговой шапкой на открытой стоянке. Завести ее на морозе порой так трудно, что лишь немногие энтузиасты рискуют тратить на это силы. А ведь все эти трудности легко устранить, если оборудовать двигатель подогревающим устройством. Пока что автолюбители сами конструируют и кустарно изготовляют их, однако далеко не каждому это по плечу. А когда за дело возьмется промышленность? Ведь подогреватели эти просты по конструкции, не требуют дефицитных материалов и сложного оборудования. К слову сказать, суровая русская зима все меньше почему-то принимается в расчет автомобильной промышленностью. Если «Победа» выпускалась с завода со специальным стеганым чехлом для радиатора, то «Волга» оказалась лишенной этого несложного оснащения. И бегут по морозным улицам машины с развевающимися у капота обрывками газет, кусками старых ватников и т. п. Это не только уродует машины, но и делает невозможным соблюдение требуемого температурного режима двигателя. Долговечность автомобиля в огромной степени зависит от надежной защиты низа кузова и декоративных деталей. Для этого промышленность выпускает разные синтетические мастики и клеи. Они надежно предохраняют металл от коррозии. Например, при ремонте проржавевшей балки рамы автомобиля последующие разрушения никогда не происходят по местам склейки. Но попробуйте приобрести эти клеи и мастики. В магазинах их не продают. Автолюбителю, отправившемуся за грибами, на рыбалку, на охоту, любому автопутешественнику неизбежно приходится съезжать с асфальта. И тут первый же изрядно раскисший участок пути становится непреодолимым препятствием. Задние колеса зарываются в грунт, а помощи в лесу ждать не от кого. Непроходимым становится и заснеженный участок от гаража до дороги. Чтобы избежать этих неприятностей, нужно иметь в багажнике хотя бы простейшие цепиIпротивоскольжения, которые можно быстро и надежно закрепить, не повреждая шин. В продаже таких цепей тоже не бывает. Нет и весьма полезных самовытаскивателей, представляющих собой несложную конструкцию из диска с небольшим барабаном для троса, устанавливаемым на шпильках ведущего ко ­ леса. Несбыточной мечтой автолюбителя остается приобретение весьма необходимых противотуманных фар. А от них зависит безопасность движения, и выпускать их нужно в достаточном количестве, со всем крепежом, проводкой, штекером для включения. Без сомнения, каждый автолюбитель с радостью обзавелся бы наружным зеркалом заднего вида. Ведь в плохую погоду, когда заднее стекло залито водой или запотело, водителю не видно, что делается за ним на дороге. В ГДР выпускаются хорошие зеркала, устанавливаемые на левом крыле автомобиля. Они оснащены двумя маленькими лампочками, которые ночью могут служить в качестве габаритного фонаря. Такую конструкцию нетрудно было бы освоить и нашей промышленности. Заслуживает внимания также выпускаемый в ГДР обод из легкой эластичной рифленой пластмассы, надеваемый как чехол на рулевое колесо. Он очень удобен в летнее время, позволяет надежнее держать руль, не дает потеть ладоням и, наоборот, не леденит руки зимой. А сколько мудрят автолюбители над устройством всяких секретов включения зажигания и замков рулевого управления, Каждому хочется обезопасить свою машину от непрошенных гостей, но не у каждого это хорошо получается. Более того, некоторые самодельные конструкции самопроизвольно запирают руль во время движения, что просто опасно. В то же время существуют достаточно хорошо отработанные и «хитроумные» запорные устройства и на руль и на колеса. Так почему бы не организовать такое производство? Большим спросом пользовались бы и декоративные перфорированные диски колес, не только украшающие автомобиль, но и упрощающие мойку. Пора позаботиться ио комфорте автотуристов. Прежде всего для летних поездок необходим портативный холодильник. Нужно разработать и испытать несколько конструкций специальных малогабаритных холодильников с питанием от генератора автомобиля и от дополнительной батареи (на длительной стоянке). А разве сложно наладить выпуск пластмассовых жалюзи на заднее стекло? Они защитят от палящего солнца пассажиров автомобиля и не уменьшат обзорность. Нужны оконные рамки с сеткой для защиты от комаров, навесные складные столики, различные крюч ­ ки, вешалки, пепельницы на присосках. Многое нужно автолюбителю, чтобы длительные поездки были легкими и приятными. Когда-то все это могло считаться излишеством, как редкостным явлением были в квартире полотер, холодильник, стиральная машина и другие бытовые приборы, теперь ставшие привычными и необходимыми. Неуклонно повышается культура быта, неотъемлемой принадлежностью быта становится и автомобиль. Приобретают его не отдельныеэнтузиасты, заранее согласные на хлопоты и лишения, а массовый покупатель, рассчитывающий, что не он будет служить автомобилю, а автомобиль ему. Нужно идти навстречу справедливым запросам покупателя. Это не так уж трудно, как может показаться с первого взгляда. Если не хватает инициативы, не доходят руки у промышленности, стимулировать выпуск всего необходимого должны работники торговли. Ведь им теперь предоставлено право устанавливать прямые связи с изготовителями. Многие потребности автолюбителей могут быть удовлетворены мелкими предприятиями и даже промартелями по заказам магазинов. Хорошо бы создать и крупный фирменный магазин всего необходимого автолюбителю и автотуристу, наподобие ставшего популярным магазина «1000 мелочей». Он мог бы учитывать и анализировать запросы своего круга покупателей и выступать их полномочным представителем с заказами промышленности. Все это диктуется повседневной жизнью. Раньше или позже эти вопросы придется решать. Лучше это сделать раньше. Чем раньше, тем лучше. В. ЧИРКИН, кандидат технических наук19