АТТЕСТАТЮношеское по картингу первенство СССРВсего два года назад стартовал 50-кубовый класс картов, специально предназначенный для ребят четырнадцати-шестнадцати лет. В 1967 году на IV Спартакиаде народов СССР команда каждой республики наряду с тремя взрослыми включала троих юных картингистов. Половина командных очков на их счету! Именно юноши вывели тогда грузинскую команду на второе место. И вот теперь самостоятельное первенство страны. Оно состоялось в Москве на Центральном стадионе имени В. И. Ленина в те же дни, что и очередной этап Кубка дружбы социалистических стран, на той же трудной и скоростной трассе. Юноши вышли на парад вместе с признанными мастерами, лучшие из них поднимались на тот же пьедестал почета, что и асы. Все это придавало соревнованиям особую значимость. Гонки, которые мы увидели в Лужниках, были намного острее прошлогодних. Тогда призеров можно было назвать до старта, что почти безошибочно и сделала юная гонщица из Курска Наташа Тодорова (к сожалению, на этот раз она не выступала). Теперь по крайней мере семь-восемь ребят в каждом классе с полным правом претендовали на малые медали первенства, а чтобы определить победителя в классе 125 см 3 нужен был, пожалуй, фотофиниш. И вся гонка на высоких скоростях! Судите сами: пятерка лидеров международных гонок проходила круги в среднем за 58—59 секунд, пятерка сильнейших юношей — за 65—66. Вот вам свидетельство отличной подготовки машины, умения владеть мотором, мастерства езды. Какое-то мгновение проиграл на финитна в старшем классе победителю Михаилу Рябчикову из Подмосковья представитель Украины Александр Скирда, в прошлом году занимавший лишь четырнадцатое место в классе 50 см 3 . В юношеском картинге происходит нормальный процесс — вчерашние новички формируются в перспективных гонщиков. Но именно со второго призера нам хочется начать критический разговор. В финале Скирда лидировал после старта, но затем замешкался и отошел на четвертое место. Дистанция коротка — восемь кругов по 820 метров. И вот, спеша наверстать упущенное, увлекшись в азарте гонки, он «подрезает» путь москвичу Горохову. По На старте финального заезда в классе 125 см . № 26 — победитель М. Рябчиков, № 7 — второй припер А. Скирда, № 25 — В. Горохов, занявший третье место. Фото В. Вровко меньшей мере нарушитель правил заслуживал предупреждения, а сам случай — разбора со всеми юными спортсменами. Но об этом забыли. Другой «казус». Москвича Михаила Густешова, потерпевшего неудачу на 50-кубовом карте, допустили «вне конкурса» к гонке в старшем классе. Откуда и почему появилась такая формулировка? Оказалось, что он не прошел официальной тренировки в этом классе. Но в таком случае его и вовсе нельзя было допускать к старту. Мы намеренно остановились на этих, казалось бы, мелких происшествиях. Спортивную честь, спортивную дисциплину надо прививать смолоду. И дело это прежде всего взрослых наставников — тренеров, представителей команд (что греха таить, они еще заражают ребят «очковой болезнью») и, конечно, судей. Думается, что неудачна, была формула первенства. В прошлом году спартакиадный зачет вполне оправдывал большое число участников. В нынешнем столь же оправданным было ограничить его двадцатью спортсменами в каждом классе — цифрой, которая была принята для финальных заездов. Во-первых, можно было бы провести каждую гонку в два или три заезда — куда объективнее определить победителей и дать юным гонщикам возможность исправить промахи и неполадки. И во-вторых, не везти за тридевять земель ребят, которые ни за что не боролись и не могли бороться из-за плохой подготовки машины и неумения ездить. Вряд ли общение на трассе с сильнейшими принесло им пользу, а вот жестокое поражение могло даже травмировать. Предвидим возражения — а как же в этом случае быть с командным первенством? Один из возможных вариантов — проводить личные и командные чемпионаты через год. Не исключены, конечно, и другие варианты. Во всяком случае, здесь есть над чем подумать. Неравенство сил между группой лидеров и так называемыми аутсайдерами наводит и на другие размышления. Картингом у нас занимаются и автомотоклубы ДОСААФ, и Дворцы пионеров, и станции юных техников, и ДСО, и просто школьные коллективы физкультуры. Это очень хорошо. Здесь не может быть ограничений. Плохо то, что нет у нас действенной системы методического и технического руководства картингом, нет, наконец, порядка в снабжении всех этих организаций двигателями, шинами, необходимыми материалами. Только этим можно объяснить появление на всесоюзном первенстве тихоходов самой немыслимой конструкции. Повторяем, инициатива — это очень хорошо. Но нашему картингу нужны руководящие центры в республиках, в областях и краях. Формально такие центры есть — федерации автомобильного спорта и секции при комитетах ДОСААФ. Но речь идет о том, чтобы они выполняли свои функции повсеместно. Мы далеки от того, чтобы навязывать всем обязательные виды спорта. Однако картинг занимает особое положение. Это наиболее доступные для ребят соревнования, перспективность массового развития их неоспорима. И в этой связи вызывает тревогу положение дел в Литве, Молдавии, республиках Средней Азии, чьих представителей мы не увидели на старте всесоюзного первенства. Итак, аттестат зрелости получен. И рассматривать его надо как аванс, который предстоит оправдать. Б. МАНДРУС Результаты соревнований Личный зачет. 50 смЗ; 1 — А. Станевич; 2 — И. Едровнц (оба — Латвийская ССР, «Даугава»); 3 — Ю. Прохоров (Эстонская ССР, «Ноорус»). 125 смЗ: 1 — М. Рябчиков (РСФСР, автомотоклуб); 2 — А. Скирда (Украинская ССР, автомотоклуб); 3 — В. Горохов (Москва, «Спартак»). Командный зачет. Первенство среди республик, городов МосквыиЛенинграда : 1 — Латвийская ССР (А. Станевич. И. Едровиц, X. Гольдманнс, Я. Бломе); 2 — Эстонская ССР (Т. Халамяги, Ю. Прохоров, Т. Калда. Э. Тиибел); 3 — Москва (И. Златогоров. М. Густешов, В. Горохов, А. Творогов). П ервенствосреди низовых коллективов : 1 — Центральный автомотоклуб работников автотранспорта Латвийской ССР (Я. Бломе, И. Едровиц); 2 — Таллинский дворец пионеров. 2-я команда (Т. Халамяги, Ю. Прохоров); 3 — Московский автокомбинат № 1 (А. Творогов, В. Горохов).317