Слово «товарищ» в заголовке этих заметок применено не в качестве принятой у нас и широко распростоаненной во всем социалистическом мире формы обращения, употребляемой перед именем, фамилией или вместо них. Как говорят, к примеру, «товарищ Иванов». Нет, здесь имеется в виду еще одно значение — подразумевающее человека, которого объединяют и связывают с другими людьми общие занятия, деятельность, взгляды и т. п. Именно это ewкое и наполненное высоким смыслом слово должно определять, и в подавляющем большинстве случаев так оно и есть, отношения между автоинспекцией и всеми, кто связал свою жизнь с автомобильным транспортом, и в частности между автоинспектором и водителем. Мы говорим это с полным правом, потому что они действительно имеют общие интересы и во многом общие занятия. Вы скажете: не натяжка ли это? Отнюдь. Разве под словом «металлург» мы имеем в виду только горнового у печи? Это плавильщики и прокатчики, химики и физики, шихтовальщики и термисты — словом, все те, кто связан с прозводством металла. У них разные специальности, но одна, как иногда говорят, огненная профессия. Стало быть, водитель и слесарь-авторемонтник, дорожный мастер и диспетчер, автоинспекторлюди одной, пожалуй, самой распространенной профессии — автотранспортной. И хотя на водителе рабочая спецовка, а на автоинспекторе мундир работника милиции, у них одно общее дело — обеспечить бесперебойную, высокопроизводительную и, конечно, безопасную работу автотранспорта, вообще любого наземного транспорта, но автомобилей, конечно, главным образом. Слову «товарищ» у нас придается всегда гражданственный, общественный смысл. Говоря так, мы подразумеваем добрые, дружеские отношения между людьми. Не обязательно приятельские, но всегда деловые, принципиальные, хорошие, одним словом, — товарищеские. На практике же отношения между водителем и автоинспектором складываются порой далеко не лучшим образом, не так, как этого хотелось бы. Давайте разберемся, почему это происходит. Возьму на себя смелость утверждать, что у многих водителей представление о работе автоинспектора однобокое и часто превратное. В какой-то степени тому можно найти объективные причины. Пока все идет гладко и хорошо, водитель присутствия автоинспектора в общем-то не ощущает, не видит, чем тот занят, не соприкасается с ним по работе. Разве что спросит при случае, как проехать туда-то. Сталкивается же он с автоинспекцией вплотную, к сожалению, в основном при нарушении правил движения, редко умышленном, чаще случайном, но нарушении. Естественно, что у этих людей воспоминания о таких встречах окрашены досадой, огорчениями. Конечно, кому приятны наказания и неизбежные в таких случаях нравоучения. Но ведь ими не ограничивается деятельность автоинспектора. И, кстати, когда у вас все идет хорошо и никто не меК /\нюшает вам спокойно водить автомобиль, это во многом результат того, что и автоинспектор приложил тут руку. Я прибегну здесь к сравнению из области, хорошо знакомой подавляющему большинству читателей, — футбола. У защитных линий любой команды есть и чисто оборонительные и созидательные функции, и от внимательного зрителя это не укроется. Схожие стороны деятельности можно найти ив работе ГАИ. С одной стороны она защищает порядок на улице или дороге от всяких попыток нарушить установленные для всех правила движения, внести в него сумятицу, нервозность. И это делается не в интересах самой автоинспекции, как представляется иному водителю, а в интересах любого человека за рулем. И автоинспектор дисциплинированному шоферу действительноСоветскоймили-цииветственной. Я говорю «мы», потому что это мнение разделяет и автоинспекция. Но присмотритесь к работе ГАИ. Было время (не знаю, считать ли его безмятежным), когда обязанности автоинспектора можно было уложить в несколько строк. А сколько забот легло на его плечи нынче. Мы хотим, во-первых, чтобы он был грамотным автомобилистом, хорошо разбирающимся в конструкциях различных марок автомобилей и водительском ремесле. Иначе нельзя: ведь ему надлежит оценивать и техническое состояние автомобиля, и правильность приемов управляющего им человека. Во-вторых, ему надо быть подкованным в юриспруденции, так как нередко приходится рассматривать и чисто правовые вопросы, к тому же не в тиши кабинета, где можно сосредоточиться и отрешиться от всех дел,Товарищ автоинспекторВ. ЛУКЬЯНОВ, начальник Госавтоинспекции СССР, комиссар милиции 3 ранга друг. Не давая разгуляться лихачам и хамам, он делает многое для того, чтобы остальным водителям работалось легко, без нервотрепки и происшествий. Приучая к порядку таких людей, он ограждает ваши интересы. Разве вам по сердцу водители, которые безалаберно ведут себя на дороге — подрезают углы, не сигнализируют при маневрах, не уступают путь имеющему преимущество, оставляют машину там, где это мешает движению и т. д. и т. п. Нет, конечно. И вам в таких случаях приходится даже сдерживаться, чтобы не наговорить разгильдяю неприятных слов. И хотя борьба с нарушителями дело общее, водитель или пешеход всегда вправе спросить: куда же смотрит автоинспекция? Правильно, автоинспектор не имеет права проходить мимо, оставлять без внимания и последствий любое нарушение правил. Дело не в суровости наказания. Иногда достаточно укоризненного взгляда или краткого разговора, а иной раз приходится делать предупреждение в талоне. Что поделаешь? К сожалению, вот эта, если можно сказать, защитная работа автоинспектора и видна в основном водителю. Она-то и создает у него ложное представление о противоположности их интересов. Но ведь это, согласитесь, явное заблуждение. Просто созидательная работа ГАИ нередко скрыта от глаз водителей. Мы все считаем работу водителя сложной, неспокойной и очень ота здесь же, на дороге, на глазах у людей, по-разному, естественно, оценивающих происшедшее. Он обязан постичь в какой-то степени и градостроительные науки, без знания которых невозможно участвовать в разработке генеральных планов застройки и транспортных схем новых городов. Наконец, чтобы успешно анализировать причины дорожнотранспортных происшествий, прогнозировать режимы движения, надо быть в определенной мере и экономистом, и социологом. Надеюсь, всем понятно, как трудно соединить все эти необходимые качества в одном человеке, как много приходится сегодняшнему автоинспектору работать над пополнением своего багажа знаний. А жизнь выдвигает перед ним все новые и новые вопросы, и поспевать за нею становится все труднее и труднее. Я далек от мысли искать объяснения недостаткам, еще имеющимся в нашей работе, в каких-либо объективных обстоятельствах. Просто хочется, чтобы и водители с пониманием относились бы к непростым и разноликим обязанностям и заботам автоинспектора. Плох тот автоинспектор, который полагает, что, надев форму работника ГАИ, он вроде бы становится неприкасаемым оракулом, изрекающим только непогрешимые истины. Мы еще сталкиваемся, к сожалению, с людьми, перестающими самокритично относиться к себе, как только облачатся в синий мундир. Полу-21