14
15
На снимках — два эпизода из многогранной деятельности института: слева испытания автомобилей на булыжной дороге полигона; справа — исследование топливной аппаратуры на стенде.Всестороннее развитие науки и техники стало одной из главных задач Советской власти после победы Октября. Надо было объединить все научные силы страны, привлечь их на службу пролетарской революции. Уже в августе 1918 года по инициативе Владимира Ильича Ленина Совет Народных Комиссаров издает декрет об организации при ВСНХ Научно-технического отдела (НТО). На одном из первых своих заседаний Коллегия НТО принимает решение организовать Научную автомобильную лабораторию (НАЛ) для развития автомобильной науки и техники. Заведующим НАЛ был назначен профессор МВТУ Н. Р. Бриллинг, а его заместителем — инженер, будущий академик, Е. А. Чудаков. Эта, поначалу небольшая, лаборатория, выросшая впоследствии в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), родилась 6 ноября 1918 года. С тех пор прошло 50 лет. С именем НАМИ тесно связано становление нашей автомобильной науки, развитие советского автомобиле- и двигателестроения, конструирование, постройка, испытание автомобилей, тракторов, автотракторных и авиационных моторов. В НАМИ сложились и развились отечественные научные школы по двигателям — профессоров Н. Р. Бриллинга и Е. К. Мазинга, по автомобилям — академика Е. А. Чудакова и профессора А. А. Липгарта, по тракторам — профессоров Д . К. Карельских и М. К. Кристи, по автомобильным материалам — профессора М. М. Хрущева, по топливам и маслам — доктора технических наук П. С. Панютина. Долгие годы в институте работали Герои Социалистического Труда академики В. Я. Климов и А. А. Микулин. История НАМИ неотделима от автомобилизации страны на всех этапах социалистического строительства начиная с восстановления разрушенного войной народного хозяйства молодой Советской республики. Одно лишь перечисление всех выполненных в институте в то время работ потребовало бы очень много места в журнале. Поэтому назову лишь самыеглавные из них. В период, предшествовавший первой пятилетке, в институте был разработан первый советский легковой автомобиль НАМИ-1 (в мае 1927 года московский завод «Спартак» выпустил партию этих малолитражек), созданы аэросани, нефтяные моторы, в том числе двигатель для глиссеров мощностью 600 л. с. с реверсивной установкой. По идее Н. Р. Бриллинга было начато проектирование силовой установки с использованием принципа газовой турбины. Наряду с опытно-конструкторскими работами проводились широкие испытания и исследования двигателей, автомобилей, тракторов и мотоциклов. Институт принял активное участие в разработке пятилетнего плана, предусматривавшего строительство Горьковского (тогда Нижегородского) автозавода, реконструкцию завода АМО (ныне ЗИЛ), в решении основных вопросов, касавшихся моторостроения, производства автомобилей и тракторов, расширения диапазона используемых топлив, изготовления гусеничных быстроходных ходов и прицепного состава. Бурное развитие автомобильной и тракторной промышленности в годы первой пятилетки потребовало усилить конкретную помощь промышленности, подготовить для автомобильных, тракторных и моторных заводов новые, более совершенные конструкции. В первую очередь предстояло дать двигатели для самоходных комбайнов. Институт успешно ив короткий срок решил эту очень важную для того времени проблему. Разработанный для комбайнов двигатель ГАЗ-НАТИ был принят к серийному производству на Горьковском автозаводе и выпускался для всего парка комбайнов страны до конца 1941 года. Машинное перевооружение сельского хозяйства поставило на повестку дня вопрос о тракторе средней мощности. Институт выступил инициатором создания такого трактора. В 1933—1934 гг. были разработаны и изготовлены образцы двух конструктивно и технологически унифицированных модификаций «Комсомольца В» — сельскохозяйственного и транспортного. В 1936 году началось массовое производство этих тракторов на Сталинградском (СТЗ-НАТИ) и Харьковском (ХТЗ-НАТИ) заводах. Выполненные и внедренные институтом в массовое и серийное производство работы явились серьезным вкладом в механизацию сельского хозяйства. В 1940 году Президиум Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи в подъеме сельского хозяйства страны наградил институт орденом Трудового Красного Знамени. В годы второй пятилетки были приняты к производству другие конструкции, разработанные в институте, — малолитражный автомобиль КИМ-10, мотоцикл НАТИ-750, ряд прицепов и др. Совместно с Московским автомобильным заводом и заводом «Динамо», а позже с Ярославским автомобильным заводом институт спроектировал новый для того времени вид транспортных средств — троллейбус, а в 1938 году впервые в Советском Союзе — автобус вагонного типа. Великая Отечественная война, потребовавшая мобилизации всех сил народа, наложила свой отпечаток и на деятельность института. В кратчайший срок она была поставлена на службу фронту, обороне страны. Многие сотрудники добровольно ушли в ополчение. В тематическом плане первостепенное значение приобретают очень важные для страны вопросы экономии дефицитного жидкого топлива. Спроектированные в институте автомобильные и тракторные газогенераторные установки срочно передаются на заводы ив короткие сроки ставятся на серийное производство. Десятки тысяч автомобилей, работавших в тылу и прифронтовой полосе, были переведены на твердое топливо. Фронт требовал вездеходов. Институт создал вездеходы НАТИ-ЗИС-42 и ГАЗ-60 и помог заводам в освоении их производства. Большой работой явилось создание бронированного трактора-тягача на базе трактора СХТЗ. Производство его было14 организовано на Алтайском тракторном заводе под маркой СХТЗ-НАТИ-Б. В 1942—1943 гг. сотрудники технологического отдела ныне лауреаты Государственной премии П. И. Степин и Б. И. Гостев впервые в мировой практике предложили высокопроизводительный способ литья в металлические формы корпусов мин, гранат и снарядов. Этот способ широко использовался на оборонных заводах. За успешное выполнение задания Правительства по выпуску автомобилей, освоение и серийный выпуск новых типов военной техники и выполнение специальных заданий Президиум Верховного Совета СССР наградил девятнадцать работников института орденами и медалями Советского Союза. В конце войны, в 1944 году институт вернулся к научно-исследовательской и экспериментально-конструкторской работе. Он продолжил начатые еще в 1941 году совместно с Ярославским автомобильным заводом исследования по созданию унифицированного семейства грузовых автомобилей, которые завершились постановкой их на производство вначале на Ярославском, а в дальнейшем на Минском и Кременчугском автозаводах. В 1945 году в НАМИ было закончено проектирование и построен опытный образец двухосного дизельного грузового автомобиля (3,5 т). Быстрое развитие автомобильного транспорта выдвинуло совершенно новые требования к типажу подвижного состава, НАМИ совместно с заводами активно включается в его разработку, в подготовку технических заданий на проектирование новых, перспективных автомобилей. В 1947—1957 гг. создаются газобаллонные автомобили ЗИС-156А и ГАЗ-51Ж, работающие на сжиженном газе, газогенераторная установка для автомобилей «УралЗИС», первые отечественные электромобили грузоподъемностью 0,5, 1,5 и6 т, паровой автомобиль НАМИ-012 на твердом топливе и многие другие конструкции. Важным шагом в развитии моторостроения явилось проектирование дизелей для грузовых автомобилей — прототипов новых четырехтактных дизельных двигателей Ярославского моторного завода. Особое значение имели проведенные под руководством профессора Н. Р. Бриллинга исследования рабочего процесса высокооборотных короткоходных дизелей с однополостными камерами сгорания. Они позволили глубже изучить процессы впрыска топлива, взаимосвязь между вихреобразованием в камере сгорания и форсировкой дизеля. Эти исследования на много лет опережали аналогичные зарубежные. Откликнувшись на обращение ЦК КПСС и Совета Министров СССР к моторостроителям с призывом повысить ресурс двигателей внутреннего сгорания, коллектив НАМИ в 1964 году развернул исследования по долговечности автомобильных двигателей и оказанию конкретной помощи заводам. В результате совместных работ, выполненных на предприятиях, в НАМИ и НИИАТе, срок службы автомобильных двигателей до первого капитального ремонта повысился в полтора-два раза. Институт успешно завершил проводившиеся несколько лет крупные экспериментально-конструкторские работы и дал путевку в жизнь дизельным двигателям НАМИ-019 V-6 и V-8 для Ярославского автомобильного завода; автомобилю НАМИ-020 для Уральского автомобильного завода. В НАМИ были спроектированы двигатель МеМЗ-965 для советской микролитражки, гидромеханическая коробка передач для львовских автобусов, зубчатые передачи с заполюсным зацеплением; выполнен большой комплекс работ по созданию нового колесного движителя, повышающего проходимость грузовых автомобилей общего назначения. Созданы колеса с арочными шинами для автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-53А, ЗИЛ-164, ЗИЛ-130, МАЗ-500 и КрАЗ-256. Это послужило основой для развития новых типов колесных движителей — пневмокатков и широкопрофильных шин различного назначения — и создания новых машин. В последние годы институт занялся разработкой перспективных конструкций. К числу их относятся новые модели автомобилей семейства «Урал», снегоболотоходы различной грузоподъемности, легковые и грузовые автомобили, автобусы и их агрегаты, базирующиеся на принципиально новых решениях. В настоящее время особое внимание мы уделяем вопросам дизелизации автомобильного парка страны, повышению надежности и срока службы автомобилей, уменьшению затрат труда на их техническое обслуживание, созданию и исследованию новых типов двигателей с высокими удельными показателями. Важным этапом в ускорении разработки и внедрения новых конструкций явилось создание автомобильного испытательного полигона "НАМИ. Здесь в концентрированном виДе воспроизведены наиболее типичные дорожные условия нашей страны, что дает возможность проводить всесторонние лабораторнодорожные и ускоренные пробеговые испытания. Сегодня Центральный испытательный полигон НАМИ — это научно-методический и организационный центр полигонных испытаний, имеющийсвязи со всеми заводами автомобильной промышленности. В лабораториях института получили широкое применение средства электроники, электрическое моделирование, испытательные установки программного управления, имитирующие эксплуатационные режимы, методы исследования при помощи статистического анализа и др. За полвека в НАМИ проведены фундаментальные научные изыскания и созданы почти все основополагающие научные труды в области теории и расчета автомобилей и автомобильных двигателей. Наш институт внес большой вклад в подготовку педагогических кадров для высших учебных заведений и техникумов, готовящих специалистов автотракторного профиля. Основные учебники, а также пособия по теории и расчету автомобилей, тракторов и двигателей внутреннего сгорания написаны научными сотрудниками НАМИ. По этим книгам учились десятки тысяч инженеров и техников, работающих ныне в автомобильной и тракторной промышленности. За годы существования института от него отпочковался ряд научных лабораторий и отделов, выросших в самостоятельные крупные научно-исследовательские учреждения — ЦИАМ, НАТИ, ЦНИДИ, ЦНИТА, Гипроавтопром и другие. За успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана, и заслуги в развитии отечественного автомобилестроения, Президиум Верховного Совета СССР в 1966 году наградил орденами и медалями СССР большую группу работников автомобильной промышленности и среди них 14 сотрудников НАМИ и его полигона. В настоящее время коллектив НАМИ совместно с коллективами заводов и других институтов напряженно трудится над выполнением больших задач, поставленных пятилетним планом перед автомобилестроением. А. ХЛЕБНИКОВ, директор НАМИ15