На нашем заводе «Гомсельмаш» третий год работает учебный пункт ДОСААФ, где сотни молодых машиностроителей обучаются военному делу, готовятся к службе в армии. В десяти учебных группах ребята знакомятся с автомобилем. мотоциклом. С помощью дирекции, профсоюзной организации выделенные для занятий помещения оборудованы агрегатами, механизмами, наглядными пособиями. Есть военный кабинет, уголок боевой славы. Много сил и энергии отдают воспитанию и обучению будущих воинов офицеры запаса тт. Тряничев, Дубовский, бывший военный автомобилист Гагин. С мотолюбителями занимается мастер механосборочного цеха В. Воинов, спортсмен-мотоциклист. Вдвоем со своим другом Е. Телепневым они подготовили более двухсот мотоциклистов. Они же организуют соревнования, возглавляют автомотопробеги по родному краю. На заводе стало обычаем заканчивать учебный год выездом в военно-спортивный лагерь, где юноши закрепляют знания, полученные на учебном пункте, участвуют в военных играх, сдают спортивно-технические нормы на значок «Готов к защите Родины», встречаются с воинами. Многие из тех, кто прошел начальную военную подготовку, уже надели солдатскую форму. Теперь, когда новый Закон о всеобщей воинской обязанности закрепляет учебные пункты в качестве основной формы начального военного обучения работающей молодежи, мы надеемся, что дирекция завода, завком, комитеты комсомола и ДОСААФ разовьют успехи в подготовке молодежи для наших Вооруженных Сил. Это в традиции завода. В. ИВАНОВ, контролер ОТК г. Гомель Надежным помощником для наших сельских мотолюбителей, молодежи, которая готовится к службе в Советской Армии, стал Геленджикский автомотоклуб ДОСААФ. На v4e6HOM пункте при центральной усадьбе, в отделениях совхоза организованы курсы мотоциклистов: 23 человека уже получили водительские удостоверения. Механик С. Малород недавно подготовил еще одну группу мотолюбителей — 25 юношей призывного возраста. Вместе с этим дирекция и партийная организация совхоза «Михайловский перевал» уделяют большое внимание обучению и повышению квалификации сельских механизаторов, шоферов. Для занятий созданы необходимые условия: оборудованы классы, выделяется транспорт, совхоз оплачивает расходы. связанные с обучением. На четырехмесячных курсах было подготовлено 25 молодых трактористов, а 27 водителей автомобилей, с которыми вел занятия опытный механик П. Васильев, успешно сдали экзамены на втоР ОЙ КЛа°С-И. МАТВЕЕВ, бухгалтер перевал»с. Пшада Краснодарского края, совхоз «МихайловскийДорогая редакция! Восемь лет назад я закончил курсы шоферов-профессионалов в городе Невьянске Свердловской области у преподавателя Вениамина Ивановича Сидорова. Вскоре меня призвали в Советскую Армию, и тут я еще раз оценил преподавательский талант Вениамина' Ивановича. Знания, полученные на курсах, мне здорово пригодились в армии: я сдал экзамен на второй класс и получил специальность механика тяги. Демобилизовавшись из армии, снова пошел на курсы к Вениамину Ивановичу и через шесть месяцев сдал на первый класс. Мне и моим товарищам хотелось бы через журнал «За рулем» поблагодарить Вениамина Ивановича за его труд, за те знания, которые он передает людям вот уже более двадцати лет. В. ПИДЖАНОВ. водитель г. Свердловскособенно широко ведется капитальное строительство, и то в отдельных клубах не хватает учебных классов, нет автодромов, гаражных помещений, испытывается недостаток необходимого оборудования и учебных пособий. В Луганской области, например, только в Кадиевском клубе есть гаражи, в остальных учебная техника находится под открытым небом. Ряд клубов не имеет помещений для проведения занятий по техническому обслуживанию автомобилей, классы укомплектованы неполностью и хаотично: приборы, узлы и детали размещены как попало, а нередко лежат навалом. В некоторых местах в последнее время проявляется увлеченность созданием в классах дорогостоящих, громоздких стендов и витрин. Они подчас могут поласкать глаз проверяющего, но для повседневных занятий оказываются неудобными и сложными. Особенно слаба учебно-материальная база многих филиалов автомотоклубов и спортивно-технических клубов. У них, как правило, нет автодромов, пунктов разборочно-сборочных работ и горячей регулировки двигателей- Ясно, что такое положение было крайне нежелательным и ранее, а теперь, в свете новых задач, оно становится нетерпимым. Стремление к созданию филиалов клубов некоторые товарищи объясняют желанием приблизить обучение к месту жительства призывников. Но какой прок от такого «приближения», когда, как, например в Бобровском и Землянском спорттехклубах Воронежской области, нет минимального оснащения. В филиалах есть еще одно узкое место: чаще всего в них работают так называемые приватные преподаватели и инструкторы, не имеющие, как правило, достаточного опыта и глубоких знаний. Большое беспокойство вызывает неудовлетворительное состояние в ряде организаций сердцевины материальной базы — учебной техники. В некоторых клубах более половины учебных автомобилей стоит на приколе, требует ремонта. А вопросы ремонта техники в Обществе до последнего времени решаются крайне тяжело. На местах выдвигается предложение о том, чтобы вДОСААФ были свои ремонтные заводы и мастерские. Видимо, это правильно. Без своей ремонтной базы теперь уже трудно рассчитывать на бесперебойное обеспечение учебного процесса необходимым количеством исправных автомобилей. Говоря о совершенствовании учебной базы, хотелось бы указать и на то, что в практической работе некоторых руководителей комитетов и учебных организаций ДОСААФ нет необходимой целенаправленности и настойчивости в достижении поставленной цели. Строительство, материальное обеспечение — дело сложное и нелегкое. Тут не исключены и отказы и срывы. Добиваться поставленной цели, не опускать руки, если что-то и не получается сразу,— так нужно действовать в трудных условиях. Следует прямо сказать: там, где работники ДОСААФ проявляют смелость, настойчивость, выдвигают перед местными партийными, советскими и хозяйственными органами обоснованные предложения, там строятся и оборудуются учебные организации, оснащаются всем необходимым. И наоборот, там, где нет инициативы, настойчивости, там и дело не двигается с места. Ведь недаром говорится, что под лежачий камень вода не течет. В-четвертых, в деятельности многих автомотоклубов часто процесс обучения отрывается от воспитательных задач. Узко профессиональный подход к подготовке специалистов чреват многими нежелательными последствиями. Да, конечно, техника постоянно усложняется, для ее глубокого освоения требуется больше времени и сил, чем это было раньше. Но как бы ни была сложна и совершенна машина, она не способна загородить собой человека, его духовный мир, убежденность, моральное лицо- И поэтому мало обучить призывников военно-технической специальности. Надо настойчиво воспитывать у них любовь к нашей Родине, преданность делу коммунизма, постоянную готовность к защите великих завоеваний Октября. К сожалению, в ряде клубов политическое воспитание будущих воинов находится на низком уровне. Политические занятия, предусмотренные программой, нередко срываются или проводятся скучно, обедненно и цели своей не достигают. То же можно сказать ио политинформациях. В отдельных случаях организуются надуманные, ненужные мероприятия. Так, в филиале Волжского автомотоклуба Волгоградской области курсанты были приведены к военной присяге. По инициативе местных работников ДОСААФ районная газета «Знамя» оценила это мероприятие как «яркий пример военно-патриотического воспитания призывников». Поспешили товарищи из Волжска! Принятие военной присяги — священный ритуал армейской жизни. У организаций же ДОСААФ для героикопатриотического воспитания молодежи много иных испытанных форм. Беда в том, что они как следует не используются. Во многих учебных организациях нет библиотек, мало политической, военной и военно-мемуарной литературы, газет и журналов. Редко демонстрируются кинофильмы на военно-патриотические темы, не организуется посещение воинских частей, редко устраиваются встречи с героями труда, воинами армии и флота. Из-за слабой связи начальников учебных организаций с комитетами комсомола учрежденный ЦК ВЛКСМ институт нештатных заместителей начальников клубов по воспитательной работе почти бездействует. Примеров этому больше чем достаточно. Минусинский автомотоклуб Красноярского края размещается в десяти минутах ходьбы от горкома комсомола. Но там в течение последних четырех лет не только нет заместителя по воспитательной работе, но даже ни разу не был ни один работник городского комитета ВЛКСМ. Конечно, упрек мы адресуем прежде всего горкому комсомола, но это не делает чести и руководству автомотоклуба. Исходя из требований апрельского и июльского Пленумов ЦК КПСС о необходимости усиления идеологической работы, Президиум Центрального Комитета ДОСААФ своим постановлением «О политико-воспитательной работе в учебных организациях ДОСААФ» обязал комитеты и начальников учебных организаций Общества коренным образом улучшить политико-воспитательную работу с призывниками, обучающимися в клубах, обратив особое внимание на укрепление у них комму-6 нистической убежденности , чувства советского патриотизма ипролетарского интернационализма, г ордости за нашу социалистическую Родину, на воспитание постоянной готовности выступить на защиту ее государственных интересов . Сейчас политическое воспитание будущих воинов, всех членов Общества должно быть поднято на новую ступень- В основу егонужноположить Постановление Центр ального Комитета КПСС «О подготовкек 100-летию со днярождения Владимира Ильича Ленина», г лубокоияркопропагандировать ленинские заветы о защите социалистического Отечества, воспитывать на великомленинском наследии у нашей мо ­ л одежигорячуюлюбовьк советской Родине, ее Вооруженным Силам, прививать будущим солдатам высокиеморально - б оевые качества, м обилизовывать их на отличное овладение военно - т ехническими специальностями, в оеннымизнаниями . В-пятых, почти повсеместно отмечается слабый контроль за деятельностью клубов, за работойинструкторско - п реподавательского состава со стороны комитетов ДОСААФ . Недостатки, о которых шла речь выше, п роистекают не потому , что их носители неосведомленныелюди . Нет, о нихорошознают требования соответствующих постановлений, п риказов , м етодическихуказаний . Но в результате бесконтроль ­ ности некоторыеиз них начали утрачивать чувство ответственности, допускать гру ­ бые нарушениявучебномпроцессе . М еждутем недостатка в различных комиссиях, п роверкахавтомотоклубы не испытывают. П орой одна комиссия нагоняет другую , а проку от них мало, так как нер едкопроверяющие не вникаютглубоков существо дела. Подчас проверки носят гастролерскийхарактер . Вот один из примеров . Работник республиканского комитета ДОСААФУкраины т. Ф едотов , побывав в течение 22 дней в четырех областях, п ро ­ верил работу 18 автомотоклубов . В среднем по одномудню на клуб ! Не удивительно, что никакогоположительного воздействия на учебную работу в этих клубах представитель комитета не оказал . Этот пример , к сожалению , не единичен. Еще большенареканий вызывает постановка контроля со стороныруководителейклубов . Не все из них глубоковникаютвучебныйпроцесс , н екоторые слабо за ­ н имаютсявоспитанием своих подчиненных , р едко бывают на занятиях и подчас толк омвообще не знают, что же делается в классах, на автодроме , в гараже , в чемнуждаются преподаватели икурсанты . Н есколько слов хотелось бы сказать оборганизацииподготовки специалистов сотрывом от производства . К ак известно, З акономовсеобщейвоинскойобязан ­ ности разрешаетсяв сельских районах организовывать для подготовки специалистов из числа призывноймолодежисборы . О днаковнекоторых местах, в частности, в Воронежской области, К расноярском крае злоупотребляют этим правом . В то жевремярядкомитетови начальников клубовДОСААФ не следят за тем , чтобы при ­ зывники, п ривлекаемыекобучениюсотрывом от производства , пользовались всеми льготами , к оторыепредоставленыимЗаконом (выплата 50 процентовсреднего заработка по месту постояннойработы , в озмещение расходов по найму жилья на времясборовистоимостипроездак месту учебыиобратно ) . В некоторых клубах недостаточно проявляется заботы обытовом устройстве курсантов, о борганизации их досуга . В идимо , настало время подумать отом , к ак обеспечивать призывников на периодсборовобщежитиями . Опыт Кадиевского клуба Луганской области, а такженекоторыхклубовЛатвийской ССР убеждаетвпо ­ лезности такогорешения , о нопозволяетлучшеи интереснее построить досугкур ­ сантов, облегчает организациюсамоподготовки . Н екоторыетоварищи считают, что на качестве подготовки специалистов отрицательно сказывается то , что автомотоклубыобремененыспортивнойихозрасчетной деятельностью, и потомупредлагаютосвободить их от этих задач, а кое - к тодаже высказывается за то , чтобы оградить начальников клубов от выполнения обществен ­ ных поручений . К онечно , такая перегрузкаучебныхорганизацийхозрасчетной или спортивной работой, к ак это имеломестовКрасноярскомклубе , к оторыйв течение полугода выступил организатором девяти крупныхсоревнований по автомотоспорту , не мож » т не отражаться на учебной работе. Но это частное явление. Что же касается прич ципиальной стороны дела, т о такая постановка вопроса представляется неправомер ­ ной. У чебныеорганизацииДОСААФ не могут не заниматься спортивнойработай . Спорт всегда был и остается важнымсредствомповышенияпроизводительности труда, составной частью физическойзакалкилюдей , п одготовки их к защите Родины. Нельзя лишать клубыОбществаихозрасчетной деятельности. Тогда они утратили бынадежные источники доходов , н еобходимые для расширенияучебно - м атери ­ альной базы . Д ело , в идимо , н евтом , ч тобыосвободитьавтомотоклубы от спортивнойихоз ­ расчетной деятельности, а втом , чтобы найти для спорта и платной подготовки кадров разумнуюпропорцию . Д обиваться , ч тобы спорт и хозрасчет способствовали высококачественномувыполнению главной задачи — задачи подготовки специалистов дляармиии флота. В деле дальнейшегоповышения качества подготовки специалистов вавтомотоклу ­ бах большая роль принадлежиттеснымделовым связям комитетов иклубовДОСААФссоответствующимислужбами штабов военныхокруговивоинскими частями. М ноголетняяпрактика показывает, что чемпрочнее эти связи, т ем лучше идут дела в клубах ДОСААФ , т емлучшеепополнение специалистов они дают нашим Воор уженным Силам. Весь нашнародсогромнымполитическимитрудовымподъемом готовится кве ­ ликому историческомусобытию — 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. С оветскиелюдипреисполнены стремления отметить эту знаменательную дату новымипобедамивборьбе за претворениевжизнь планов коммунистического строительства. Развернуть в учебных организациях Общества широкое социалистическое соревнованиев честь 100-летия со днярождения В. И. Л енина , е жедневно , ежечасно добиваться повышения качества обучения специалистов для Советских Вооруженных Сил, неустанно воспитывать будущих воинов вдухебессмертных ленинских идей — таков должен быть конкретный вклад каждогоавтомотоклуба , к аж ­ дой учебнойорганизацииДОСААФв дело подготовкик славной исторической дате.«АВТОМОБИЛЬНАЯ» СЕМЬЯНа курсах шоферов шли выпускные экзамены. — Кто подготовился? — спросил председатель. — Смелее, т оварищи , — подбодрил он будущих водителей. Первым вышел к столу Иван Данилович Ковалев, человек ужев годах. Отвечал он уверенно и обстоятельно, т ан что номиссия единодушно определила ему отличную оценку . Вслед за ним встал его старшийсын , Игорь — т оже сдал на пятерку . Не подкачал и младший из Ковалевых — Сергей. Председатель комитета ДОСААФ завода «Текмаш» Г. Н. Ф оровпошутил : — Э кипаж Ковалевых в полном составе. В шутке была правда. По счастливому билету денежно-вещевой лотереи Ковалев-старший выиграл «Москвич-408», Вскоре он и двое его сыновей взялись за изучение автомобильного дела. Вот и получился семейный экипаж . Больших трудностей в учебе Ковалевы не испытывали . С техникойонивдружбе . Игорь — технолог на заводе, скоро закончит заочно машиностроительн ыйинститут , Сергей работает токаремиучится на втором нурсе института инженеров железнодорожного транспорта. Сам Иван Данилович работает машини ­ стом в орловсном локомотивном депо. В годы Великой Отечественной войны он водил железнодорожные составы, доставляя на фронт боеприпасы и продовольствие. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Теперь вот Ковалевы пополнили ряды «автомобильных» семей. Пожелаем им счастливого пути . И. ДАВЫДОВ, редактор заводской радиогазетыг. ОрелКомитеты ДОСААФ отвечают редакцииНЕДОСТАТКИ УСТРАНЯЮТСЯЧитатель тов. Тынкепич из Советской Гавани (Хабаровский край) сообщил редакции о серьезных недостатках в подготовке водителей на хозрасчетных курсах при Совгаваньском спортивно-техническом клубе. Из крайкома ДОСААФ, куда было направлено письмо, сообщают, что факты, о которых писал тов. Тынкеиич, подтвердились. Виновники нарушения порядка подготовки шоферов наказаны, в частности отстранен от работы преподаватель курсов Гирюк; начальнику спорттехклуба М. Иванникову предложено в ближайшее время упорядочтггь деятельность курсов, повысить контроль за использованием учебных автомобилей. Группа курсантов, подготовка которых затянулась, закончила занятия, сдала экзамены и получила соответствующие документы. Одновременно из крайкома ДОСААФ сообщили, что жалоба тов. Тынкевича на якобы необоснованное отстранение его от учебы не может быть признана справедливой. Он был отчислен по решению совета клуба в связи с тем. что без уважительных причин пропустил 80 процентов занятий.КУРСАНТЫ СДАЛИЭКЗАМЕНЫБ. Курбенко из Первомайска Ростовской области сообщил редакции о том, что на курсах шоферов при районном спортивно-техническом клубе ДОСААФ плохо организовано обучение практическому вождению. Вот что ответили нам из Ростовского обкома ДОСААФ, куда было направлено письмо: «Из 32 человек, обучавшихся на курсах, сдали экзамены в ГАИ — 29, получив удостоверения на право вождения автомобиля. Три человека, не явившиеся на экзамены, будут сдавать их в ближайшее время. Райком ДОСААФ и совет клуба обсудили состояние учебного процесса на курсах и наметили меры к его улучшению».