12
13
Техника пятилеткиМОСКВИЧ МЕНЯЕТНедавно у «Москвича-408» появился «двойник». Наметанный глаз водителей тут же уловил его способность к быстрому разгону и высокие скоростные качества. Эти резвые машины имеют двигатель мощностью не 50, а 75 лошадиных сил и, несмотря на внешнее сходство, другой номер модели — «412». «Москвич-412» благополучно стартовал. С его новым двигателем журнал уже познакомил читателей («За рулем», 1967, №№ 10 и 11). Сегодня мы расскажем о кузове. Представляет его начальник КБ кузовов Московского завода малолитражных автомобилей С. Д. Чуразов. С конца 1964 года Московский завод малолитражных автомобилей выпускает «Москвич-408». Прочность, хорошие эксплуатационные качества сочетаются в этой машине с современными формами и изящной отделкой. Все это завоевало ей популярность у нас и за рубежом. Завод совершенствует «четыреста восьмой», как и все предыдущие модели, в процессе производства. Повышается надежность и качество узлов и агрегатов, улучшаются внешний вид и отделка салона, удобства водителя и пассажиров. Изучив опыт эксплуатации и запросы потребителей по модели «408», конструкторы наметили nocnefloeaTenbHvio поэтапную модернизацию ее и переход к модели «412». Итак, три этапа модернизации, рассчитанные на 1968—1970 годы. Унифицированный кузов — первый этап. Для того, чтобы можно было применить двигатель модели «412», одновременно сохранив возможность использования двигателя модели «408», завод освоил производство унифицированного кузова. По конструкции он отличается от обычного сравнительно небольшими изменениями в передней части подкапотного пространства и пола. Эти изменения коснулись щитов радиатора, полки щитов и ее кронштейнов, кронштейнов крепления сигнала и фильтра тонкой очистки масла, косынок у передних концов подмоторной рамы. Они затронули расположение крепежных отверстий у горизонтального брызговика переднего бампера (рис. 1), гнезда аккумулятора и люка в полу для доступа к масляному щупу коробки передач. Кроме того, некоторое перемещение воздушного фильтра и радиатора системы охлаждения потребовало изменить положение и размеры среднего усилителя капота. В остальном на этом, уже осуществленном этапе модернизации унифицированный кузов остался таким же, как и обычный, модели «408», и сохранил полную взаимозаменяемость с ним. В на-Р и с. 1. П ередняя часть унифицированного кузова: Г иУ — о рызговики переднего крыла; 2 и6 — щ иты радиатора; 3 и7 — к осынкипоперечинырамы ; 4 и5 — кос ынки полки щитов радиатора; 8 — полка щитов радиатора; 10 — щит; 11 — с редняя часть поперечины щита.Р ис . 2. Раздельное переднее сиденье: 1 — крепление салазок к полу; 2 — крепление сидений ксалазкам .стоящее время обе модели, как «412», так и «408», выпускаются одновременно. Раздельные передние сиденья — второй этап. Это удобнее для водителя и пассажиров. Каждое из сидений имеет самостоятельную регулировку и свои салазки. В связи с этим несколько изменилась форма резиновых ковриков пола и подкладок под них. Сиденья, как и раньше, можно раскладывать, чтобы сделать спальные места.Конструкция спинок осталась прежней. Сиденья крепятся к салазкам сверху болтами (рис. 2) при снятых подушках. На втором этапе модернизации кузова изменена поперечина пола. Чтобы установить новые, раздельные сиденья на модель «408», придется заменить переднюю поперечину пола и приварить две дополнительные опоры под салазки. Рычаг управления коробкой на полутретий этап. Такое расположение даст12 ряд преимуществ: надежнее станет вся система управления коробкой (устраняются сложные тяги), проще обслуживание и ремонт; значительно облегчится сборка автомобилей с правым расположением руля (как у модели «408П»). Чтобы перенести рычаг управления коробкой передач на пол, придется не только разделить сиденье, но и дополнительно вмешаться в конструкцию кузова. Между наклонным полом и передней поперечиной будет кожух большего сечения, чем существующий туннель, а в панели под кожухом — большой вырез. На кожух монтируется механизм управления коробкой со штампованной крышкой, на отбортовке которой укреплена резиновая манжета. При этом сохранится возможность устанавливать иРис . 3. Рычаг коробки передач на полу: 1 — кожух; 2 — термошумоизоляцил; 3 — коврик; 4 — крышка; 5 — положение заглушки, если рычаг коробки на рулевой колонке.•JIII •! •••-HI™""Ей^г/Т^«её й К—^^^^^MJ<\ЩШл%Ш£Ш;Г£ШШ&—_ . '—*-^iHEs^^PB2яИВшйй^И^^i/ М\з1 4^ 3NР ис . 4. Мягкие накладки панели приборов: 1 — верхняя; 2 ус 3 — нижние правая и левая; 4 — крепление накладок к щиту приборовР ис . 5. Улучшения внутренней отделки: 1 — новые подлокотники; 2 — поручни с одежными крючками - вешалками; 3 — включатели плафона; 4 — новая обивка дверей; 5 — пепельница.прежнюю систему управления — на руле. В этом случае отверстие в кожухе закрывается не выпуклой крышкой, а плоской металлической заглушкой (рис. 3). Еще раз изменятся размеры резиновых ковриков передней части кузова, а на средний кожух будет укладываться коврик из материала «трип» с отверстием. Для машин с рычагом управления коробкой передач на руле будет использоваться коврик без выреза. Таким образом, и на третьем этапе сохранится унификация кузова: конструкция его позволит устанавливать ту или другую систему управления коробкой и обе модели двигателя. Улучшение внешней отделки в салоне — все время. Если многие изменения конструкции кузова связаны с двигателем «412» и усовершенствованием агрегатов шасси, то перемены во внешнем виде автомобиля и улучшения в салоне носят самостоятельный характер и внедряются заводом последовательно, по мере подготовки производства. Автомобилю придадут привлекательность хромированные декоративные накладки на дисках колес и на нижних кромках дверей, заходящие на передние крылья. Этой же цели послужит окантовка водостоков крыши. Зеркало заднего вида на левой передней двери улучшит обзорность и одновременно будет восприниматься как декоративный элемент. На задних стойках боковой части кузова устанавливают дополнительные фонари стояночного света. Комфортабельность салона, помимо раздельного переднего сиденья, повысят мягкие накладки на верхней и нижней частях панели приборов (рис. 4), уменьшающие отблеск в ветровом стекле ночью. Они делаются из вспенивающихся материалов, покрытых декоративной пластиковой пленкой. Из них делают сейчас подлокотники (рис. 5), из них же будут и мягкие накладки на стойки кузова и подоконники дверей. Мягкие накладки в салоне не только улучшают внутреннюю отделку кузова, но ив известной мере повышают безопасность. Их применение снизит расход листового металла и вес кузова. Над проемами дверей (кроме двери водителя) будут сделаны поручни, за которые удобно держаться на ходу. На них перенесут крючки для одежды. В задние двери должны быть вмонтированы пепельницы, а на передних стойках кузова и на правой средней стойке внутри дверных проемов помещены включатели плафона на потолке, срабатывающие при открывании дверей (см. рис. 5). Освоена сварка пленочных кожзаменителей токами высокой частоты, что позволяет делать тиснение разных рисунков на обивке. Все это придаст «Москвичу-412» новые, лучшие качества. Завод старается добиться максимально возможной взаимозаменяемости узлов в процессе модернизации. Можно рассчитывать на то, что введенные и намеченные на ближайшие два года усовершенствования «Москвича», в частности его кузова, будут положительно оценены отечественными и зарубежными автомобилистами. С. ЧУРАЗОВ, начальник КБ кузовов Московского завода малолитражных автомобилей13