МОГУЧАЯ СЕМЬЯ ББЕЛОРУССКОМУ АВТОЗАВОДУДвадцать лет назад Минский автозавод выпустил карьерный самосвал МАЗ-525 грузоподъемностью 25 тонн. Это был первый советский автомобиль, специально 10 ЛЕТ предназначенный для работы на строительстве гидроэлектростанций и на открытых рудниках. За десять лет было выпущено сравнительно небольшое количество этих тяжелых самосвалов, хорошо зарекомендовавших себя на строительных площадках ив карьерах. Многолетний опыт эксплуатации в различных районах страны доказал неоспоримое преимущество таких автомобилей перед рельсовым транспортом: они производительнее, маневреннее, меньше привязаны к подъездным путям. И не случайно, спрос на большегрузные самосвалы асе время возрастал. В 1958 году Правительство приняло решение о переоборудовании Жодинского завода дорожных и мелиоративных машин в специализированный автомобильный. Новому предприятию было присвоено название Белорусский автомобильный завод (БелАЗ). За сравнительно короткое время завод освоил выпуск 25-тонных машин МАЗ-525. 6 ноября 1958 года с конвейера сошел первый самосвал, изготовленный по технической документации Минского автомобильного завода. Прогрессивный метод добычи ископаемых открытым способом, строительство гигантских гидротехнических сооружений выдвинули ряд новых требований к компоновке автомобилей и конструкции их узлов. Естественно, что МАЗ-525, который за десять лет не претерпел принципиальных изменений, не отвечал этим требованиям. Молодой коллектив конструкторов Белорусского автомобильного завода создал новую, оригинальную конструкцию самосвала грузоподъемностью 27 тонн — БелАЗ-540. Он коренным образом отличался от своего старшего брата — МАЗ-525. Выпуск БелАЗ-540 начался в сентябре 1965 года. Первые образцы успешно прошли всесторонние испытания в нескольких крупных карьерах. Расположение кабины рядом с двигателем позволило значительно уменьшить вес, сократить длину и базу автомобиля, улучшить маневренность. Применение оригинальных узлов и агрегатов (гидромеханическая передача, пневмогидравлическая подвеска) значительно повысило проходимость машины и плавность хода. Большая мощность двигателя и гидромеханическая трансмиссия обеспечили вдвое большую техническую скорость. Эксплуатационные достоинства новой машины дополняет увеличение пробега между техническим обслуживанием и снижение его трудоемкости, хотя БелАЗ-540 по устройству сложнее, чем МАЗ-525, и поэтому требует более высокой культуры обслуживания и ремонта. Конструкторский коллектив завода за десять лет его существования создал целое семейство автомобилей-гигантов. Самосвалы Белорусского автозавода—единственного такого предприятия в стране — завоевали добрую славу в нашем народном хозяйстве. Машины с маркой «БелАЗ» работают более чем в 150 автотранспортных предприятиях, помогая добывать алмазы, золото, руду, уголь, строить крупнейшие гидроэлектростанции —. Братскую, Красноярскую, Нурекскую, Чарвакскую. Наши машины шагнули далеко за пределы Советского Союза. В семнадцать зарубежных стран идут самосвалы с эмблемой «БелАЗ». На базе 27-тонного БелАЗ-540 был разработан автопоезд БелАЗ-540В грузоподъемностью 45 тонн, а когда Ярославский моторный завод освоил производство дизелей ЯМЗ-240, в Жодино начали выпускать БелАЗ-540А с этим, более долговечным и экономичным двигателем. В июне 1967 года Государственная аттестационная комиссия присвоила этому автомобилю государственный Знак качества. Многие серийные узлы и агрегаты БелАЗ-540 были использованы при проектировании нового базового самосвала БелАЗ-548А грузоподъемностью 40 тонн, который в марте 1967 года на Лейпцигской ярмарке был удостоен юбилейной Золотой медали. Сейчас завод готовится к производству автопоезда БелАЗ-548В грузоподъемностью 65 тонн. Он проходит межведомственные испытания на карьерных работах. Одновременно испытывается дизель-троллейвоз. Отцом нового семейства станет первый опытный образец самосвала-гиганта БелАЗ-549, рассчитанного на 75 тонн груза. На базе этой машины создаются автопоезда грузоподъемностью свыше 100 тонн. Идет разработка супергиганта грузоподъемностью 120 тонн. Двигатель этой машины будет развивать мощность 1200 л. с.т пДЖI .И^ИВгТи I II»! МГГ. ТЕРНОВСКИЯ, заместитель главного конструктора Белорусского автозавода, Д. КАРИХ, ведущий конструкторНа этих снимках вы видите белорусские самосвалы как бы на трех стадиях: на заводском конвейере, в карьере и на конструкторском столе (здесь, правда, еще макеты будущих машин; на переднем плане — 120-тонный автопоезд).