26
27
гИнженеры 1 отвечают читателямВ АЧто скрыто за обозначением Аккумуляторная батарея на автомобиле, мотоцикле и других машинах служит для питания стартера и системы зажигания при пуске двигателя и потребителей электрической энергии при неработающем двигателе или на малых оборотах. Различают два основных вида аккумуляторов: кислотные (свинцовые) и щелочные. В зависимости от материала электродов они бывают кадмиево-никелввые, железо-никелевые, серебряноцинковые идр . Наиболее распространены кислотные аккумуляторы, появившиеся еще в 1895 году. Они выпускаются различных типов и отличаются по назначению, номинальному напряжению (или числу последовательно включенных элементов) и емкости. Их условные обозначения состоят из цифр и букв, стоящих воп ­ ределенной последовательности. Скажем, батарея 6-СТ-68-ЭМ ГОСТ 959-51. Первая цифра обозначает число последовательно включенных элементов. Если умножить напряжение одного элемента, равное 2 в, на их число 6, то получим номинальное напряжение батареи (12 в). Стоящие далее буквы показывают применение: СТ—стартерные автомобильные, МТ — мотоциклетные. Последующие цифры (68) говорят о номинальной емкости в ампер-часах при 10-часовом непрерывном режиме разряда током, равным 1/10 номинальной емкости (6,8 а). Следующие буквы характеризуют материал корпуса (моноблока): Э — эбонит, П — асфальтопековый со вставками, В — асфальтопековый без вставок. Далее следует характеристика материала сепараторов: Р — мипор, М — мипласт, МС — мипласт в комбинации со стекловолокном, Д — дерево, Д С — дерево со стекловолокном. Все батареи выпускаются в соответствии с указанным ГОСТом, а в обозначении сухозаряженных была еще буква 3. С конца 1964 года аккумуляторы делают только сухозараженными ис синтетическими сепараторами, поэтому в обозначении буквы 3иД теперь отсутствуют. Краткие технические характеристики отечественных автомобильных и мотоциклетных батарей приведены в табл. 1. Все детали батареи монтируются в корпусе. Его делают из эбонита и асфальтопековой массы. Батареи с эбонитовым корпусом применяются в основном для легковых автомобилей. Он обладает значительно большей прочностью и кислотостойкостью. У асфальтопековых батарей недостаточная механическая прочность и кислотостойкость, в них возникают волосяные трещины, пропускающие электролит. Поэтому теперь такие батареи делают с кислотостойкими вставками из полихлорвиниловой пленки толщиной 0,6 мм , увеличивающими срок службы корпуса в два-три раза. Сепараторы раньше делали из дерева. Теперь сепараторы изготовляют из мипора — микропористого эбонита или миплэста. Они дороже, но увеличение срока службы батарей оправдывает их применение. Электролит В батареях используется раствор сер-М АШИНЫОб этом источнике тока многие авто- и мотолюбители, к сожалению, вспоминают только два раза в год — перед началом ив конце сезона. Когда же при эксплуатации машины аккумуляторная батарея «отказывает», выясняется, что восстановить ее работоспособность невозможно из-за неправильного хранения и пренебрежения указаниями инструкции. А между тем небольшое внимание, проявленное к ней, во много раз увеличивает срок ее эксплуатации и окупается сторицей. По просьбе наших читателей мы публикуем статью о типах аккумуляторных батарей и основных правилах ухода за ними. ряда для батарей разных типов, а также ной кислоты в дистиллированной воде. последующих зарядов, называемых норНужную для составления электролита мальными, или эксплуатационными, укаконцентрированную серную кислоту, 3 заны в табл. 1. имеющую плотность 1,83 г/см , рекоВеличина тока в амперах для первого мендуется (во избежание излишнего позаряда незаряженных батарей составвышения температуры) предварительно ляет 7/100, а для первого заряда сухоразбавлять до «рабочей» плотности 3 заряженных и нормального заряда всех 1,40 г/см , а электролит необходимой батарей — 1/10 от их номинальной емкоплотности приготовлять уже из разбавсти. ленной серной кислоты. Во время заряда через каждые 2 часа Для составления электролита нужной проверяют напряжение, плотность и плотности требуется следующее колитемпературу электролита. Если она до чество серной кислоты: Плотность электролита, 1,230 1,250 1,265 1,270 1,290 1,400 приведеннаяк 15 градусам, г/см31,210 Количество серной кислоты плотностью 1,83 г/смЗ при 15 градусах 0,280 0,310 0,335 0,345 0,385 0,650 на 1 л. воды, л 0,245 стигает 45 градусов, зарядный ток сниДля замера плотности применяют жают наполовину или прерывают заряд аккумуляторный денсиметр с пипеткой для охлаждения электролита до 30 гра(ареометр). Приготавливая электролит, дусов. нельзя забывать, что с изменением темЗаряд ведут, пока не наступит обильпературы его плотность меняется. Поное газовыделение («кипение») во всех этому перед замером плотности следует банках, а напряжение и плотность не определять его температуру и вводить будут держаться на одном уровне в теследующие поправки: Т емпература электролита в градусах Поправкак пока за ­ нию денсиметра —45 —0,04 —30 —0,03 -15 + 15 + 30 +45 +60Вредные примеси в электролите значительно сокращают срок службы аккумулятора и заметно уменьшают его емкость, поэтому серная кислота иди ­ стиллированная вода должны быть чистыми. Требуемая плотность электролита зависит от климата, в котором эксплуатируется машина. У полностью заряженной батареи она должна соответствовать данным табл. 2. В северных районах ее держат более высокой, чем в южных. Поскольку у заряженной батареи плотность всегда выше, чем у не заряженной, возможность замерзания ее всегда меньше. При понижении температуры уменьшается и емкость аккумулятора. Объясняется это тем, что возрастает вязкость электролита ив химической реакции участвуют только поверхностные слои пластин и электролита. Полная емкость батареи сохраняется не более двух лет. Дата выпуска указывается на перемычках. Новую батарею заливают электролитом соответствующей климатическим условиям плотности и выдерживают 4 — 6 часов, а сухозаряженные — 3 часа. Это делается для того, чтобы сухие пластины и сепараторы пропитались электролитом, а температура его снизилась. Как зарядить батарею Батарею можно ставить на заряд, если температура электролита не превышает 30 градусов. Величина тока первого за-—0,02 —0,01 0 +0,01 +0,02 +0,03 чение 3 часов. Продолжительность первого заряда незаряженных батарей в зависимости от срока их хранения может колебаться от 25 до 50 часов, для сухозаряженных — от 5 до 8 часов. Затем необходимо откорректировать плотность электролита доливкой дистиллированной воды (если она выше) или электролита плотностью 1,4 г/см 3 (если она ниже нормы). После этого батарею можно эксплуатировать. Допускается в случае необходимости ускоренный заряд двухступенчатым реж имом . Тогда ток первой ступени должен быть .в полтора раза большим по величине, чем указано в табл. 1. Заряд первой ступени ведут до тех пор, пока напряжение на всех элементах не достигнет 2,35—2,40 е. Далее переходят на вторую ступень, а силу тока уменьшают вдвое или снижают до значений, указанных в табл. 1 для нормального заряда. В процессе эксплуатации степень заряженное™ аккумулятора определяют по плотности электролита или нагрузочной вилкой с вольтметром.Уход необходимОсновные причины повреждения бат арей , — во-первых, разрушение пластин от заряда и разряда большим током, перезаряда, а также от короткого замыкания, слишком большой плотности электролита и недостаточного его26 Таблица 1 Стартерный режимразряда Емкость при 10-часовом режиме разряда и средней температуре + 30 градусов, а-ч Минимальная длительность Емкость разряда при при начальной начальной температуре температуре, электролита, а-ч мин. Габаритные размеры, мм яь§R 0а .R&З арядный ток, а яОТип батареиАвтомобили и мотоциклы, на которых устанавливается батареяо яливЯ JЯ 4)Яяя ЕГ . с о•аа ккапяа4>зя«S З-СТ-60 З-СТ-70 З-СТ-84 З-СТ-98 3-GT-135 6-СТ-42 «Москвич-401» 6 6 ГАЗ-51; -63 ЗШ1-150; -158; -164; -157 6 «Урал-355»; ЗИЛ-155; -158 6 ЗИЛ-110; -127, ЛАЗ-695; -697 6 «Москвич-402»; -407; -403; -408; -410; -423: 12 ЗАЗ-965; -966 ГАЗ-20; -21; -22; -40. -47; -50; -56; -72. ГАЗ (УАЗ)-69, УАЗ-450; -451 12 ГАЗ-12; -13; -53; -66, ЗИЛ-111; КАЗ-606SО 41" 5 5 S*и 6,0 о, с 7,0 8,4 9,8 13,5S О, 4)60 70 84 98 135ь хя ол в<о Р . 0 оРяяЯ | я яая 41 Яяя о. л ая Р> я Ляhяа Еeft ивиа со в о. я « а овя Ей ои_оСя со о ^ я ft яяапоя0яяяО о£ яя о3лиаI Я+1 я + Я+1 яI Я+1 яоУ « в ая Ио + я+1 я 5,5 3,0 16,5 6,7 178 179 237 2,20 14,9 180<. *!^ЕНормальный эксплуатаЛ ционный заряд для Яv ft незаряжен>я Sьныхи су• Ля SЯяв хоэаряженных батарей яяIS4,0 5,0 6,0 9,5210 250 295 4056,0 7,0 8.5 13,5 19,55,5 5,5 5,5 5,53,0 3,0 3,0 3,019,2 22,8 27,0 37,17,8 9,8 11,0 15,1194 257 230 2,50 19,5 188 272 230 2,70 21,0 188 308 230 3,50 24,0 180 335 240 4,80 29,313,54,2421255,53.011,54,7179 240 219 3,00 19,263,04,06-СТ-545,4541605,53,014,66,0182 283 237 3,80 24,74,0Б.56-СТ-686-СТ-78 6-СТ-128З-МТР-10 З-МТ-14 З-МТ-6 З-М-1412 ЗИЛ-130; -131 12 МАЗ-200; -205: -501; -502; -525; ЯАЗ-210 КоАЗ (ЯАЗ)-214; -219: -221; -222; ПАЗ-652 12 Мотороллер «Тула-200»; -200М; «Турист» 6X2 Мотоциклы М-52: -61; -62; -72; -72М 6 Мотоциклы ИЖ 6 Мотоциклы 6 «Ява»6.8 7,868 78205 2355.5 5,03,0 3,018,7 7,6 19,6 11,7183 358 236 5,00 30.4 182 417 263 6,00 34,45,0 5,57,0 8,011,2 1.0 1,0 0,6 1,4112 10 10 6 103605,0 2,82,530,015,0238 586 238 7,20 54,0 75 115 146 0,300 2,90 120 120 178 0,306 3,96 75 87 150 — — 78 120 160 — —8,0 1,5 2,0 1.0 0,711,0 0,75353.00,5 1,4П риглубокой сульфатации, к огда пластины покрытысплошнойкоркой сульфата, их необходимозаменить . Если процесс не слишкомглубок , б атареюиногдаудается восстановить, р азрядив ее током , равным 1/20 номинальнойемкости , д онапряжения 1,7 в на элементе; после этого заменяют электролит дистиллированнойводойи ставят на зарядсилойтока 1/30 номинальнойем ­ к ости . К огда плотность электролитадо ­ стигнет 1,09 г / с м3 , н апряжение батареи должно быть 2,3—2,4 в. Если напряже ­ ние ниже , то заряд необходимо прио становить , з аменить часть электролитаводой , а после двух часов перерывапродолжитьзаряддоуказанной плотности. Если этимспособом устранить сульфатацию не удается, то можно повторить все сначала, н озаряжатьдо плотности 1,08 г/см 3 . Батарея нуждаетсявхорошемуходе . Ее следует содержатьв чистоте, п оверх ­ ность часто протирать чистой ветошью ,Северные районы с температурой зимой ниже — 35 градусовмя оикЯФамулят эеи с ыми и ванны вом) миКлиматический пояскумулят орные тареи с синт ческими сеп торами незар иные)у ровня . И вторая — сульфатация пласт ин , п роисходящаяв результате глубо ­ к ого разряда, длительного хранения вразряженном состоянии, эксплуатации спониженнымуровнем или высокой плотностью электролита, присутствия вредных примесейисистематическогонедозаряда . На пластинах приэтомобра ­ зуется белый налет, закрывающий поры.Таблица 2 Плотность электролита (приведенная к 15 градусам), заливаемого перед первым зарядом, г/смз Фяк , Ф я-Н-я 2 йю о. Ф ЯвИ 2я5 , Эй о, x:« я я « х О .. Щ ыйЙЯ ££>я яо ftftft щя КЬЯ яя кя ао ао яя ЯЕ-я я, о ООя я яя аЯЮ E-ftS£з& о яя1,31 1.27Центральные районыс температурой зимой до в течение —35 градусов всего года Южные районы то жезима лето1,34 1,301,28 1,241,30 1,281,24 1,221,27 1.25смоченной в 10-процентном растворе нашатырногоспирта или 10 - п роцентномрастворекальцинированнойсоды для удаления случайно пролитого электролита, г рязиипыли . Н еобходимо следить, ч тобы наливные отверстияв элементах былиплотноза ­ к рытыпробками , а газоотводы не за ­ сорены. Следует поддерживать нормальный уровень (на 8 — 1 0ммвышепредохра ­ нительного щитка) и соответствующуюплотность электролита. Нельзя допускать разрядбатарейболеечем на 50 процентовлетоми 25 процентовзи ­ мой. Зимой батарею надо содержать в полностью заряженном состоянии и хранить притемпературе от 0доминус 30 градусов . Плотность электролитапро ­ в ерятьежемесячно . Если плотность упа ­ дет впериодхраненияболеечем на 0,08 г / с м3 , надо батареюподзарядить . Л . МЕЛЬЦЕР, и нженер27