товой ремой и 16-дюймовыми колесами). Дебютант первенства Львовский завод выставил две машины ШК-55. Они весили 57 кг (меньше рижских), но их рамы, сваренные из очень тонких труб, оказались недостаточно жесткими, что отразилось на управляемости мотоциклов. Известную конкуренцию заводским гонщикам составили армейцы из группы Советских войск в Германии. Они располагают хорошими моторами «Симсон-ГС50» мощностью почти 7 л. с. Класс 50 см ныне уже завоевал популярность. Почти три десятка машин на чемпионате страны! Но, увы, здесь камнем преткновения являются двигатели. На машинах Рижского и Львовского заводов стояли специальные моторы мощностью 7,5 л. с. с четырехступенчатыми коробками передач (партию их изготовил ВНИИмотопром). Однако выпуск таких двигателей весьма затруднен ввиду ограниченных производственных возможностей института. Очевидно, Главмотовелопрому следует поручить изготовление крупной партии одному из своих предприятий. А пока, в качестве временной меры, может быть, следует приобрести в ГДР необходимое количество моторов «Симсон-ГС50» — ведь закупаются же для нужд автоспорта агрегаты автомобилей «Вартбург». Почему такую озабоченность вызывает судьба 50-кубового класса? Дело в том, что старты юношей на чемпионате страны в этом классе—первый шаг на пути к «омоложению», которое с каждым годом становится все более актуальной проблемой в кольцевых гонках. Мы отдаем должное опыту, филигранной технике езды, -трезвому расчету наших ветеранов «кольца» Г. Вартаньяна, Н. Севостьянова, В. Катомина, В. Хельма, Э. Киопе и других. Но в то же время заинтересованы в том, чтобы наращивали мастерство те, в ком видим смену ветеранам, — А. Калам, Э. Сааре, М. Львов, Л. Тэесалу. Пять лет назад шестнадцатилетний Лембит Тэесалу одержал победу на чемпио3 нате страны в новом тогда классе 50 см . Сегодня это уже довольно опытный спортсмен. Он хорошо чувствует машину, умело использует торможение двигателем, точно выбирает моменты переключения передач. В этом году он успешно дебютировал на 50-сильном С-360. Теперь же речь идет о том, чтобы его пример могли повторить уже десятки спортсменов, которых, без сомнения, можно найти среди способной клубной молодежи. Итак, 50-кубовый класс должен стать общедоступной категорией мотоциклов, предназначенной в первую очередь для юношей. И долг заводов и спортивных организаций всячески его развивать. Удивительно, что в стороне от кольцевых гонок стоят некогда ведущий в этом виде мотоспорта Ижевский завод и Ковроеский завод. Это тем более печально, что именно классы 350 и 175 см3 были на минувшем первенстве представлены особенно широко — соответственно 23 и 35 участниками, которые самостоятельно готовили свои машины. Далек еще от спорта и Минский мотовелозавод. Повторяем, возрождение «кольца» началось. Но фанфары пока неуместны. Предстоит еще очень и очень много сделать. Хорошо, что заводы Главмотовелопрома повернулись лицом к кольцевым гонкам. Но они должны дать серийные спортивные машины для клубов. Отрадно, что первый этап минувшего чемпионата проходил на прекрасной трассе в Риге. Но почему только два этапа? Пришло, видно, время разыгрывать первенство страны в четыре этапа (с тремя зачетными). Приятно, что «классика» мотоспорта столь популярна в Эстонии и Латвии. Но поклонники «кольца» ждут на трассах одесситов, минчан, харьковчан, тбилисцев, в прошлом уже добивавшихся успехов. Надо надеяться, что Федерация мотоспорта СССР, Главмотовелопром, а также наши заводы Ижевский и Ковроеский, автомотоклубы серьезно проанализируют итоги XXII первенства страны по кольцевым мотогонкам и сделают все, чтобы этот вид соревнований занял достойное место в нашей спортивной жизни. Л. МИХАЙЛОВ, елец. корр. «За рулем»3КнижнаяЧЕТВЕРО ИЗ СЕМЕРКИНе ищите ка прилавках магазинов книг, п освященных мотоспорту. Их нет. Незаслуженно обойден «спорт сильныхи бесстрашных». Частично восполняет этот пробел небольшаякнижка уфимского журналиста А. Ерошина «Крутые виражи» *. Не случайно очерки о мотогонщиках написал уфимец. Столицу Башкирии по праву называют столицей советского спидвея — мотоциклетных гонок по гаревой дорожке. Судите сами: в Уфе живут первый чемпион страны Ф. Шайнуров, неоднократный чемпион СССР и призер первенств мира И. Плеханов, т рехкратный чемпион СССР вгонках по ипподрому Ю. Дудорин, чемпион СССР 1966 года Ю. Чекранов, п ервый чемпион Европы имиравгонках по льду Г. Кадыров. в осьмикратный чемпион страны , чемпион Европы 1965 года и мира 1967 года в этих гонках Б. Самородов и, наконец, с ильнейший гонщик Европейского континента 1968 года Г. Куриленко. Четвертым из этой уфимскойсемерки посвящены очерки в рецензируемой книжке . Каждый из них по-своему шел от первых стартов кспортивным вершинам. Об этом пути ирассказывает автор. В очерке «Крутые виражи>, д авшем название всему сборнику, он удачно вплетает в спортивную биографию Игор я Плеханова лирические строки — воспоминания героя под небом Англии о родном небе Башкириии дорогих сердцу картинах детства. Внимательно прослеживает постепенный рост мастерства спортсмена, закономерно приведший его ко многим победам внашейстранеи за рубежом. «Первый чемпион» — т акназывается очерк, п освященный Габдрахману Кадырову. Он короток, к ак короток спортивн ый путь молодого гонщика. Экономно и емко показан блестящий взлет спортсмена, за пять лет поднявшегося на высшую ступень пьедестала почета мирового чемпионата. Если врассказео Борисе Самородове («Русский «метеор») идет речьо его нео днократных победах намеждународной арене, то очерк «Черная стрела» посвящ енлишь одному эпизоду из спортивнойжизни Юрия Дудорина. Этот эпизод свидетельствует о высоких моральных качествах советского спортсмена, его глубоком чувстве ответственности за честь спортивного флага Родины. В каждой, д аже самой благожелательной рецензииуказываютсяи недостатки. И мы не отступим от этой традиции. В сцене поединка на дорожке между Кадыровым и Самородовым есть такие слова: «Габдрахман бросал в обгон свой мотоцикл исправаи слева, но Самородов есть Самородов. Не пускает». Спортивный кодекс запрещаетмешать обгону — это также неэтично, к ак не уступать лыжню (а вдобавок и опасно). Будь это на самом деле, Самородова нак азали бы, исключив из заезда. Уверены, что в действительности дело обстояло по-иному, а просто автор, ж елая «накалить» а тмосферу гонки, п огрешил против истины. Не совсем точны и слова, п риведенныев описании гонки И. Плеханова: «не снижает скорости на виражах...» Не снижать скорости на поворотах невозможно — это значит заведомо обрекать себя на вынос за пределы дорожки, что, к ак известно, приводит кпечальным последствиям. Задача очерка не только и не столько прославить знатного человека, сколько популяризировать его дела, ч тобы молодежь знала, «делать жизньс кого». На наш взгляд, автор сборника «Крутые виражи» эту задачу выполнил. Г. АФРЕМОВ, судья всесоюзной категории по мотоспорту * А. Е. Е роши н. Крутые виражи . Издательство ДОСААФ. М.. 1968, 64 стр.. 65 000 экз., цена 9 коп.Таллин — МоскваРезультаты соревнований ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ. 50смЗ, юноши: 1. А. Пипирс, Р ига (1,4)*; 2. Т. Плоом, Таллин (0,1); 3. П. Суссен, Таллин (2,5): 4. С. Никитин, ГСВГ (6,2); 5. В. Кужениекс, Р ига (0,3); 6. И, Ерофеев, Ленинград (3,9). 50 см 3 , мужчины: 1. Р. Кребс, Рига (2,1); 2. К. Кребс, Рига (3,2); 3. А. Смертьев, Рига (1.0); 4. Б. 3 Грабовский, Львов (5,3); 5. В. Чепуров, ГСВГ '9,4); 6. Э. Цунскис. (4,0). жен иы1 3. Р еетника Рига <! Киопе, Рига (0,1); Рига Лаур, 125 см , (1,0);щ4. нС.: Палосаар,шТаллин . (4,3); 5. (2,2); 2. Э. 3. И. Таллин Г. Санд3 лер, Ленинград (3,0); 6, С. Хороненко, Минск (0,4). 125 см , мужчины: 1. Э. Борисенко, Серпухов (4,2); 2. В. Катомин, Москва (9,1); 3. А. Абрамов, Москва (1,0); 4. А. Олейников, Москва (2,5); 5. К. Ошиньш. Рига (3,3); 6. Г. Штейнбургс. Рига (0,4). 175 см 3 : 1. В. Катомин, Москва (1,3); 2. Э. Силиньш, Рига (2,2); 3. А. Олейников, Москва (0,1); 4. М. Львов, Ленинград (4,5); 5. Б. Иванов, Москва (3,0); 6. Э. Сааре, Таллин (15,4). 350 см 3Б (спортивные): 1. Э. Кийса. Таллин (1,1); 2. К. Ошиньш, Рига (3,2); 3. Ю. Рандла, Таллин (2,4); 4. В. Хельм, Таллин (5,3); 5. В. Генералов, Ленинград (3.0); 6. Л. Тэесалу, Таллин (11,5). 350 см 3А (гоночные): 1. Н. Севостьянов, Москва (1,1): 2. Ю. Рандла, Талл ин (2,2); 3. Э Кийса, Таллин (3,3): 4. А. Калам. Таллин (5,4); 5. Б. Юдин, Москва (4,0); 6. Л. Тэесалу, Таллин (0,5). 350 емз с коляской: 1. А. Р аутенфельди А. Портнягин, ГСВГ (1,3); 2. В. Р ешетникеи Я. Спроги':. Рига (2,4); 3. А. Канут и У. Кийр, Таллин (0.1): 4. Я. Янсон и Э. Аузиньш, Рига (5,2); 5. Ф. Вахрин и А. Кусов. Ижевск (4,5); 6. И. Б артулиси М. Миезитис, Р ига (3,0). Свыше 500 см-> с ноляснои: 1. В. К алюжныйи К. Смирнов, Ленинград (4,1); 2. Ю. Соколов и Ю. Мельхов, ГСВГ (1,5); 3. И. Шипицын и В. Чернаков, Ирбит (2,3); 4. А. Колпаков и А. Балашов, Киев (3,4); 5. О. Р икси М. Миезитис. Р ига (0,2); 6. В. Плоом и В. Сууркууск, Таллин (5,0). КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ: 1. «Калев»; 2. «Даугава»; 3. Вооруженные Силы; 4. «Трудовые резервы » ; 5. «Жальгирис»; 6. «Иыуд».* В скобках указаны места, з анятые на первом (в Риге) и на втором (в Таллине) этапах.23