ЧгетательжурналПИСЬМО КОММЕНТИРУЕТ СЕКРЕТАРЬ ПАРТКОМА Вот оно, это письмо инвалида первой группы А. Романова из г. Ангарска. «В августе прошлого года я купил автомобиль «Москвич-408Б». Приехал домой, и радость моя потускнела. Сразу стали выявляться недостатки. Грубо сделано ручное управление: сварили, закрасили и даже сварочных брызг не зачистили. Вскоре отлетела краска на рулевой колонке. В моторе оборвался клапан, снесло направляющую втулку, пробило поршень. Комиссия признала, что это заводской брак. Шлю в Москву письма, телеграммы. Отправляю мотор. Наконец получаю ответ: мотор заменен новым. Четыре месяца тянулась переписка, пока его выслали. Я передвигаюсь только в комнатной коляске. Чтобы разобрать мотор, доставить его на железнодорожную станцию, потом получить, установить — мне пришлось израсходовать немало денег, а оплатить расходы завод отказывается. Написал об этом директору завода, покритиковал его серьезно за то, что завод выпускает брак. Вместо директора ответили нач. ОТК и бюро рекламаций, но они ни словом не обмолвились о дефектах автомобиля и моих затратах. Поэтому яи обращаюсь к вам, посоветуйте, как мне поступить». Наш корреспондент попросил секретаря парткома Московского ордена Трудового Красного Знамени завода малолитражных автомобилей Анатолия Константиновича Жидкова дать оценку этой переписки по существу. ГДЕ ПОСТАВИТЬ МОТОЦИКЛ? Дорогая редакция, как же все-таки быть? У меня мотоцикл с коляской — эго хорошо. Но плохо то, что я живу в Красногорске, а мотоцикл находится в Домодедове —• на старом месте жительства. Два года назад я получил квартиру в Красногорске ис удовольствием переехал сюда. Все было бы здорово: и квартира нравится, и сам город. Одна беда — некуда *приткнутъ* свой мотоцикл, нет гаража. Обращался я по этому вопросу ив горкомхоз, и к главному архитектору района. Но и там и там в один голос отвечают: нет места под гараж и неизвестно когда будет. Помогите нам, мотолюбителям Красногорска, разрешить эту проблему. Юрий Соломонов Чем помочь? Прежде всего надо выяснить обстановку на месте. И вот корреспондент журнала в Красногорском горкомхозе. — Гаражи, — говорит заведующий горкомхозом И. Ф. Сукач, — проблема для нас не новая. И далеко не из легких. Мы, конечно, делаем все возможное для ее решения. Однако, к ак выяснилось, «все возможное» выглядит весьма и весьма скромно. Вот факты. В прошлом году на получение участков под строительство индивидуальных гаражей для ав-«Критикуя нас за брак в работе, инвалид труда т. Романов совершенно прав. И все, о чем он пишет, к сожалению, правда. Письмо — тревожный сигнал для общественности завода. Ведь в автомобиле оказалось много дефектов, являющихся прямым следствием небрежной работы людей и производственных упущений на самых различных операциях. Есть еще автозаводцы, которые не берегут свою рабочую честь, не заботятся о престиже коллектива. Критику вашего читателя мы целиком принимаем и сделаем из нее самые серьезные выводы. Сейчас мы вводим в цехах клеймо на деталях, чтобы легче было выявить конкретных бракоделов. Мы создадим для них нетерпимую обстановку, чтобы подобных рекламаций завод не получал». Секретарь парткома сообщил, что сейчас завод уделяет особое внимание подготовке автомобиля «Москвич-412» к аттестации на Знак качества. Коллектив сделает все возможное, чтобы автомобилисты остались довольны новым «Москвичом». Партийный комитет поручил руководителям-коммунистам ОТК завода внимательно отнестись к письму тов. Романова. Письмо рассмотрено. Рекламация принята и удовлетворена. В частности, все расходы по транспортировке двигателя, стоимость его снятия с автомобиля, установки в порядке исключения будут оплачены заводом. Поскольку дефекты были обнаружены тов. Романовым не только в двига- г теле, начальник ОТК Р. Чертов посоветовал ему устранить эти дефекты на местной станции обслуживания или в автохозяйстве, чтобы не пересылать весь автомобиль в Москву, и заверил, что завод оплатит расходы по предъявлении счетов и квитанций. томобилей и мотоциклов было подано семьсот заявлений. Удовлетворить же «оказалось возможным» не более чем сто из них. Причины? Обычные — «нет земли». В черте города с великим трудом участки выделяются, причем в основном инвалидам. «Здоровые» автомотолюбители арендуют площадки в двухтрех километрах от центра — в так называемом карьере. Однако и здесь не обходится без большой очереди. Свыше четырехсот автомобилистов и мотоциклистов еще ждут своего часа. Какова же перспектива? Этот вопрос мы задали главному районному архитектору В. С. Гусеву. По его мнению, вряд ли в ближайшие два-три года можно надеяться на то, что проблема будет решена. Это уже очевидно: сейчас в городе строится новый микрорайон на 10 тысяч жителей, у многих из которых, естествен-" но, есть свои машины. Однако места для гаражей по генеральному плану не предусмотрено. Организовали первый кооператив. Желающих вступить в него набралось больше ста. Выделить же участок смогли только на сорок мест. Мы понимаем, что в сложившемся городе трудно решить гаражную проблему. Но, во-первых, от этого владельцам автомобилей и мотоциклов не легче, а, во-вторых (и это уже непростительно), нет видов на то, что она будет решена ив новом микрорайоне. А решать ее надо — и чем скорее, тем лучше.Читатели уже знают эту машину в общих чертах (мы познакомили с ней в мартовском номере журнала) и ее двигатель (сентябрьский номер). На этих страницах инженеры Л . Кальмансон и Б. Дехтяр рассказывают о трансмиссии нового горьковского автомобиля, о том, что отличает ее от предыдущей модели. Хотя принципиальных изменений в трансмиссии ГАЗ-24 нет — она состоит из сцепления, коробки передач, карданного вала и заднего моста, — все эти агрегаты претерпели существенные конструктивные усовершенствования. МЕНЬШЕ, НО ЛУЧШЕ Сцепление сухое, однодисковое, в алюминиевом картере 1 (рис. 1), нижняя плоскость которого опущена на 30 мм по сравнению с моделью ГАЗ-21. Это повысило жесткость и прочность конструкции и позволило обойтись без двух кронштейнов усилителя, связывавших прежде картер сцепления с блоком двигателя. М еждукожухоми нажимным диском из высокопрочного чугуна расположены девять двойных нажимных пружин 4и5с разным направлением навивки (что исключает заедание). Изменилось и соединение рычагов 9 выключения сцепления скожухоми наж имным диском. При помощи осей и игольчатых подшипников рычаги связываются с нажимным диском 14 и тремя опорными вилками 12, закрепленными шарнирно на кожухе 13 коническими пружинами 11 и сферическими гайками 10. При таком соединении рычаги поворачиваются во время выключения сцепления с меньшим усилием. Сферические гайки служат также для установки нижних концов рычагов выключения сцепления в одной плоскости. Размеры ведомого диска и фрикционной накладки уменьшены (наружный диаметр 225 мм , внутренний 175 мм), а демпферные пружины расположены на меньшем радиусе, что значительно снижает момент инерции ведомого диска и тем самым повышает долговечность синхронизаторов коробки передач. Благодаря этому уменьшены размеры шлицев ступицы ведомого диска. Демпферное устройство, препятствующее передаче крутильных колебаний от двигателя к трансмиссии, снабжено фрикционным гасителем оригинальной конструкции. Он создает постоянный момент трения в течение всего срока службы автомобиля, не нуждаясь в регулировке. Гаситель — это фрикционная шайба 15, зажатая между диском 3и упорной шайбой 16, сидящей на лысках ступицы. Работает он, когда возникает трение между этими деталями при повороте диска относительно ступицы. Постоянство усилия, которое сжимает шайбу (а следовательно, и постоянство момента трения в гасителе) обеспечивает пружина 17, упирающаяся в отбортовку упора 18, зафиксированного на ступице.14