Количество автомобилей и мотоциклов на дорогах Эстонии стремительно прибывает. Особенно быстро автомобильный парк республики увеличивается за счет индивидуальных машин. Естественно, что обстановка на улицах и дорогах становится все напряженнее и сложнее, а основным пополнением участников движения являются водители-новички, только что получившие любительские права. Такая ситуация, казалось бы, грозит усиленным ростом нарушений Правил движения, происшествий и аварий. В действительности этого не происходит. Кривая происшествий на тысячу транспортных единиц теперь устойчиво нацелилась вниз. В чем же дело? Штаты работников Госавтоинспекции остались прежними, а нарушителям порядка с каждым годом становится все труднее остаться незамеченными. Это заслуга многочисленных добровольных помощников милиции — общественных автоинспекторов. Их в республике около четырех тысяч человек. Закончив свой рабочий день у станка, за чертежной доской или за рулем многотонного самосвала, они выходят на дежурство, выпускают фотогазеты и сатирические стенгазеты, проверяют техническое состояние машин, выступают с лекциями по безопасности движения, готовят материалы для печати, радио и телевидения. Заниматься приходитсяСоветские спортсмены на зарубежных трассах «МОСКВИЧИ» НЕ СПАСОВАЛИРалли «Тысяча озер» в Финляндии (шестой этап личного первенства Европы) имеет свою специфику, связанную с дорожными условиями. Под колесами машин — каменистые проселочные дороги, песчаные участки, корни деревьев, гранитная крошка . В этих соревнованиях прежде всего выявляется выносливость автомобилей — прочность и надежность их конструкции. На старт ралли вышло 95 машин, но выдержали 1600 ни труднейших дорог только 43. Прекрасно зарекомендовали себя «Москвичи», на которых выступали советские спортсмены. Все они успешно финишировали. Благодаря этому наша сборная сумела выйти на второе место в национальном зачете (первой была команда ГДР). Как и следовало ожидать, скандинавские гонщики , лучше всех знакомые с местными дорогами, заняли все личные призовые места: 1. X. Миккола и А. Яарви («Форд-эскорт-ТК»); 2. С. Лампинен и К. Сольберг (CAAB-V4); 3. Б. Содерштрем и Г. Пальм (Форд-эснорт-ТК»). Советские экипажи в нлассе до 1600 см 3 — заняли места с 14-го по 17-е: Ю. Козлов и В. Ильин, У. Аава и А. К а рамышев, А. Дамбис и А. Циммерман, В. Потапчин и В. Щавелев.ЧАСОВЫЕ ПОРЯДКАвсем: от преследования любителей покататься на чужих автомобилях до организации живых телевизионных викторин по Правилам движения или передач для самых юных пешеходов — «Что случилось с Мишей». Итоги этой работы выглядят довольно внушительно. Каждый из общественных автоинспекторов провел в течение прошлого года на дежурствах в среднем около 150 часов. За это время они задержали 2726 человек, управлявших машиной в нетрезвом состоянии, и 1249 человек, разъезжавших без водительских прав. 99 угонщиков автомобилей и уголовных преступников оказались в милиции благодаря бдительности и смелости общественных автоинспекторов. Кроме того, так сказать, попутно в милицию было препровождено около трех тысяч хулиганов, пьяниц и других нарушителей общественного порядка. Всего за год выявлено около 15 тысяч нарушений Правил движения. Это статистика борьбы с состоявшимися нарушениями. А вот несколько цифр за тот же период, характеризующих, что делается для их предупреждения: проведено 11 500 лекций и бесед, организовано 407 передач по радио и телевидению и 517 выступлений в республиканских и местных газетах, выпущено 1442 номера сатирических стенгазет и фотовитрин, проведено 120 киносеансов, посвященных Правилам движения. С детьми дошкольного возраста занимаются около 3500 школьников — юных инспекторов движения, сдавших зачеты по Правилам движения и знанию техники. Первые общественные автоинспекторы появились в Эстонии вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Из года в год их отряд пополнялся. Согласно «Положению об общественных автоинспекторах», утвержденному Советом Министров ЭССР и республиканским Советом профсоюзов, в 1965 году здесь был создан республиканский совет общественных инспекторов, который под руководством ГАИ направляет работу районных и городских советов. У нас в Эстонии не так просто стать общественным автоинспектором. Для этого требуются рекомендация с основного места работы, безупречная водительская репутация. Кроме того, нужно успешно пройти стажировку в бригаде общественников. Если выяснится, что человек относится к своим общественным обязанностям без большого желания и инициативы, с ним расстаются — дело ведь сугубо добровольное. Хороших общественников, работающих активно, с душой, ценят и отмечают. Многие из них награждены почетными грамотами, ценными подарками и премиями, значками отличника, а 27 человек удостоены правительственной награды — медали «За отличную службу по охране общественного порядка». Много внимания уделяется повышению квалификации общественных автоинспекторов. Ежегодно с ними проводятся семинарские занятия с обязательной сдачей зачетов. Такнсе ежегодно созываются они на двухдневные лагерные сборы для обмена опытом и отдыха. Зима — период отчетно-выборных собраний советов общественных автоинспекторов. Заканчиваются они в праздничной обстановке. Формы и методы работы советов постоянно совершенствуются. Большое значение придается сейчас организации клубов индивидуальных владельцев транспорта. Разработано положение о них, и два клуба уже действуют. Здесь можно послушать лекции по Правилам движения и об устройстве машины, получить техническую консультацию, помощь в мелком ремонте автомобиля и мотоцикла, регулировке и испытании двигателя. Очень важно, что клубы предоставляют новые, широкие возможности для воспитательной работы среди владельцев машин. Дел у добровольных помощников Госавтоинспекции все прибавляется, поэтому на повестку дня встает вопрос о новом положении, которое регламентирует права и обязанности общественных инспекторов. Оно должно отражать требования, выдвигаемые интенсивной автомобилизацией республики. Неуклонно снижать количество дорожно-транспортных происшествий, всемерно бороться с причинами, их порождающими, — такие благородные задачи ставят перед собой общественные часовые порядка на дорогах республики. В. ВЫСУМЯГИ, заместитель председателя республиканского совета общественных автоинспекторов г. ТартуКОГДА СТАРТОВАЛА «ЭСТОНИЯ»Дебют этой маленькой машины с узким кузовом и широко расставленными колесами состоялся осенью 1958 года. Она была создана по инициативе двадцативосьмилетнего Антса Сейлера, инженера Таллинского авторемонтного заво-Антс Сейлер. да. Вечерами имеете с группой товарищей строил он первую в нашей стране «пятисотку». Сам провел ее испытания, с успехом выступал на кольцевых трассах Таллина и Ленинграда. Машина оказалась удачной, и завод построил почти четыре десятка таких автомобилей, модели «Эстония-3». Он стал первым предприятием в нашей стране, наладившим мелкосерийный выпуск гоночных машин. Большая заслуга в этом была и Сейлера. Он очень много сделал для освоения новых моделей скоростных автомобилей «Эстония-13» и «Эстония-9>, при его активном участии на другом авторемонтном заводе был построен спортивный автомобиль с задним расположением двигателя. Антс был не только конструктором, но и хорошим гонщиком, выступал на многих кольцевых трассах. В 1961 году на «Эстонин-3» он стал чемпионом страны, а на «Эстонии-9» завоевал в 1965 году серебряную медаль. Летом нынешнего года Сейлер погиб за рулем гоночного автомобиля. Но энтузиазм, зажженый им, не погас. Сегодня Таллинский авторемонтный завод • основной поставщик автоспортив— ной техники. Карты «Эстония-К5», гоночные автомобили «Эстония-15» (350 см3) и «Эстония-9» (1000 смЗ) — вот его продукция, которую он выпускает наряду с основной своей работой, ремонтом автобусов. Друзья Сейлера успешно продолжают дело, начатое им десять лет назад. < Эстония-3».