Справочная службаКЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙЕ. Остапенко из Ростова-на-Дону спрашивает, к ак классифицируются автомобили в СССР.А7.5УС или А6УС, применяемой на «Запорожце»). Следует также помнить, что работа двигателя «в натяг» (движение на высших передачах с небольшой сноростью по плохим дорогам) т акже вызывает перегрев и детонацию.ПРЕМИИ ЗА ЭКОНОМИЮ ТОПЛИВАЧитателя И. Шмелева из г. Осташкова Калининской области интересует, в каком порядке премируются водители за экономию топлива, а такжекак удерживаются деньги за перерасход горючего. Постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС № 13/1 от 11 января 1966 г. и № 112/12 от 30 апреля 1968 г. предусмотрено, что за экономию автомобильного топлива (по результатам работы за квартал) выплачиваются премии: водителям — до 25 процентов стоимости сэкономленного горючего; рабочим, занятым регулировкой двигателей и узлов системы питания и электрооборудования, — до 3 процентов стоимости топлива, сэкономленного на всех закрепленных за ними автомобилях (за вычетом перерасходованного по отдельным автомобилям); инженерно-техническим работникам, непосредственно руководящим работами по регулировке двигателей и узлов системы питания и электрооборудования и учитывающим расход топлива, — до 2 процентов стоимости сэкономленного топлива (за вычетом перерасходованного по отдельным автомобилям). Если водитель по своей вине израсходовал топливо сверх установленной нормы, с него удерживают 60 процентов стоимости горючего, перерасходованного за квартал. Если перерасход произошел не по вине водителя, оснований для удержаний нет.ТРЕЩИНЫ НА СТОЙКЕЛ. Орестов из г. Тюмени спрашивает, почему у его «Волги» после 3040 тысяч километров пробега появились трещины на стойках кузова У лобового стекла. Отвечают работники отдела главного конструктора завода. Трещины в нижней части наклонной стойки кузова у автомобиля ГАЗ-21 могут появиться из-за концентрации местных напряжений при систематической эксплуатации автомобиля с повышенной скоростью на плохих дорогах. Незначительные трещины не опасны. Если же они увеличатся до 3 см и более, нужен ремонт. Рекомендуется заварить такую трещину. Практика показала, что при тщательной подготовке <зачистка краски , припоя и поверхности, пораженной коррозией) сварка достаточно эффективна.Основным признаком классификации надо считать назначение автомобиля. По нему все машины можно разделить на транспортные, специальные и гоночные. Транспортные автомобили служат для перевозки грузов и людей. Грузовые автомобили и тягачи, в зависимости от конструкции, подразделяются на машины общего назначения (бортовые) и специализированные (самосвалы, фургоны, цистерны и т. п.). Их различают еще и по грузоподъемности (особо малой, малой, средней, большой и особо большой). Пассажирсние автомобили — это легковые машины и автобусы. Первые обычно группируют по литраж у (рабочему объему двигателя): микролитражные — до 1 л, малолитражные — от 1 до 1,7 л, среднего — от 1,7 до 3ли большого литража — более 3 л. Автобусы принято классифицировать в зависимости от габаритной длины, в основном определяющей их вместимость. Особо малые — с габаритной длиной 4 , 5 — 5 м, малые — от 7 до 7,5 м, средн ие — о т8 До 9,5 м, б ольшие — 10 — 1 1м , особо большие — 12 ми сочлененные — до 16,5 м. Кроме того, по назначению автобусы делятся на городские, местного сообщения, междугородные и туристско-эскурсионные. Специальные автомобили — те, на которых стационарно установлено оборудование или механизмы, используемые для каких-либо целей. Это пожарные, коммунальные (поливочные, ассенизационные, уборочные), автокраны, компрессоры и т. п. Гоночные автомобили предназначены для спортивных соревнований, что и определеят их специфику. Кроме классификации по назначению, автомобили можно разделить по приспособленности к условиям работы на дорожные (для движения по дорогам), внедорожные (для работы в карьерах и специальных условиях), повышенной и высокой проходимости (для работы в тяжелых дорожных условиях и даже при отсутствии дорог). В зависимости от рода энергетической установки (двигателя) различаются автомобили с двигателями внутреннего сгоранияз (карбюраторные, дизельные, роторные), газовые (на сжатом или сжиженном газе), газогенераторные, газотурбинные, электрические, паровые.ПРОВЕРЬТЕ ВСЕ ПО ПОРЯДКУМотолюбитель Я. Тюлькин из Ашхабада спрашивает, к ак определить причину неисправной работы спидометра. «Я поставил новые трос и спидометр, — пишет он, — который вскоре тоже перестал действовать». Чтобы выяснить причину отказа спидометра, нужно лоследовательно проверить работоспособность узлов, а затем надежность их соединении. Отсоедините трос от спидометра. Поставьте мотоцикл на подставку так , чтобы заднее колесо свободно вращалось. Пустите двигатель и включите высшую передачу. Нажмите несколько раз на свободный конец троса спидометра. Если он при этом продолжает вращаться, значит, трос, оедуктор и их соединение исправны. Проверьте теперь сам спидометр. Вставьте в его вращающуюся втулку кусок проволоки или гвоздь с откованным на конце квадратом. Быстро вращайте втулну. Если стрелка будет склоняться — спидометр работает. В этом случае, очевидно, квадратный наконечник троса не входит полностью или проворачивается во втулке спидометра. Если трос не вращается, возможно, его наконечник не входит в гнездо выходного вала спидометра или не вращается сам вал. Для выяснения причины снимите левую крышкуи при включенной передаче вращайте заднее колесо.ЗАМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯЕ. Нельский из Москвы. А. Титман из Ленинграда и многие другие читатели спрашивают, можно ли установить двигатель МеМЗ-968 (40 л. с.) на автомобиль ЗАЗ-965 или ЗАЗ-965А. Силовой агрегат МеМЗ-968 резко отличается от предыдущих моделей МеМЗ-965 и МеМЗ-966 по габаритам и установочным местам. Поэтому заменить двигатель старой модели новым, сорокасильным, нельзя.РАЗМАГНИТИЛСЯ СТАТОР«Однажды вдалеке от города разря ­ дилась аккумуляторная батарея на «Яве» с коляской, — пишет в редакиз Кишинева.— Йию В. Добровольскийпопыток завести осле неудачных двигатель «с хода * я посоветовал водителю присоединить провода, идущие к аккумулятору его мотоцикла, на «массу» моего «Ковровца» и к провожу лампы фары . Вскоре двигатель «Явы» завелся, а у моего «Ковровца» заглох. С большим трудом и почти без света я добрался домой. После разборки генератора и проверки всех соединений положение не улучшилось. Как наладить работу электрооборудования моего мотоцикла?» — с прашивает мотолюбитель. После пуска двигателя мотоцикла с генератором постоянного тока размагнитился статор генератора переменного тона на Вашем мотоцикле. Следствие этого — недостаточное напряжение в сети зажигания и освещения, проще всего намагнитить статор от хорошо заряженной 12-вольтовой автомобильной аккумуляторной батареи. Для этого отсоедините от генератора все провода пучка, чтобы не создавались параллельные контуры. Подсоедините через рубильник к обмотке освещения генератора батарею. Помните, что один нонец обмотки подсоединен к корпусу генератора. Установите ротор (якорь) так, чтобы его полюсы располагались под полюсами статора. Замкните на одну секунду рубильник. Держать его включенным более секунды нельзя, поскольку через обмотку освещения идет ток силой около 35 а, который может ее сжечь. Повторите включения два-три раза. Дайте остыть обмотке. Поверните ротор на 180 градусов и снова два-три раза включите рубильник, каждый раз на время не более секунды. Если других неисправностей не было, генератор намагнитится и будет работать нормально.ПОЧЕМУ ПРОГОРАЮТ ПОРШНИ«На моем мотоцикле М-62 за сезон прогорели головки четырех поршней левого цилиндра, — пишет А. Гурии из Мурманска. — Определить и устранить причину мне не удалось. З а неимением рекомендованной свечи А8У пользуюсь свечой А16У». Прогорание поршня свидетельствует о нарушении теплового режима цилиндра двигателя. Наиболее вероятная причина сгорание рабочей смеси с детонацией. Детонация возникает при перегреве двигателя, применении бензина с недостаточным октановым числом, слишком большом опережении зажигания , негерметичности выпускного клапана и низком ка ­ лильном числе свечи зажигания . Поскольку прогорел поршень в одном цилиндре, можно предположить, что детонация в нем вызывается слишком бедной смесью, поставляемой неправильно отрегулированным или неисправным карбюратором этого цилиндра. Чтобы исключить возможные причины детонации, следует очистить головку цилиндра от нагара, притереть клапаны (особенно тщательно — выпускной), отрегулировать опережение зажигания и карбюратор (на несколько обогащенную смесь). Свеча А16У непригодна для мотоцикла М62, и ее следует заменить другой, с ббльшим калильным числом (например,ФАЗЫ ОДИНАКОВЫГ. Гуськова из г. Уральска интересует, р азличаются ли фазы газораспределения у двигателя автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-53Ф. Рядные шестицилиндровые двигатели грузовых автомобилей Горьновсного автозавода ГАЗ-51А, ГАЗ-63, ГАЗ-53Ф ГАЗ-52А и др. имеют одинаковые фазы газораспределения. На машинах, выпущенных до мая 1964 года, впускной клапан начинал открываться за 9 градусов до в. м. т., конец впуска соответствовал 51 градусу после н. м. т. С двигателя N. 3098820 фазы газораспределения несколько изменены: впуск - начало 17 градусов до в_ м.т.. конец - 43 градуса после и. м. т. Выпуск остался без изменения (начало — 47 градусов до н. м. т., конец - 13 градусов после в. м. т.).28