15
16
НОВАЯ «ВОЛГА»трансмиссияПодшипник выключения сцепления и муфта не требуют смазки в течение всего срока эксплуатации. Поэтому стали ненужными масленка и гибкий шланг. Изменилась система вентиляции картера сцепления, необходимая для удаления продуктов износа, пыли и грязи и для охлаждения нагревающихся в процессе работы деталей. На ГАЗ-24 она построена на принципе засасывания воздуха через заборное окно 8 (сзади) и выброса его через выходное (сбоку картера сцепления). Детали нового сцепления, работающие в условиях сухого трения (пружины, кожух, рычаги и т. д.), покрыты твердой смазкой ВНИИ НП-212 с дисульфидом молибдена. Привод выключения сцепления, как и на автомобиле ГАЗ-21, гидравлический. Он состоит из подвесной педали, трубопроводов, главного и рабочего цилиндров. Оттяжная пружина 8 (рис. 2) удерживает педаль в крайнем положении. Перемещение педали назад ограничивается Рис . 1. Сцепление: 1 — к артер сцепления; 2 — маховик; 3 — диск сцепления; 4 — н аружнаянажимная пружина; 5 — в нутренняянажимная пружина; 6 — подш ипниквыключения сцепления; 7—муфта подшипника выключения сцепления; 8 — заборное окно; 9 — р ычаг выключен ия сцепления; 10 — с ферическая гайка; 11 — к оническая пружина; 12 — опорная вилка; 13 — к ожух сцепления; 14 — наж имной диск; 15 — ф рикционная шайба; 16 — у порная шайба; 17 — пружина; 18упор. шайбой 5, в которую упирается головка толкателя. Шайба закреплена в главном цилиндре стопорным кольцом. Между головкой толкателя и сферической выемкой на поршне конструктивно предусмотрен постоянный зазор 0,3—0,9 мм, не нуждающийся в регулировке. В отличие от модели ГАЗ-21, главный цилиндр выключения сцепления отделен от главного тормозного цилиндра и имеет свой питательный бачок 3 из пластмассы с крышкой, отверстия в которой соединяют его внутреннюю полость с атмосферой. Заполняют бачок через сетчатый фильтр 2, который служит, кроме того, гасителем колебаний жидкости. Все детали главного цилиндра выключения сцепления, за исключением толкателя 6и штуцера, унифицированы с соответствующими деталями «Москвича» моделей «403» и «408». Рабочий цилиндр — прежний. Полный ход педали сцепления 176 мм . При перемещении ее на величину свободного хода (40—60 мм) выбирается нерегулируемый зазор между головкой толкателя и сферической впадиной на поршне, перекрывается (кромкой манжеты) компенсационное отверстие Ав главном цилиндре и выбирается зазор 2,5 мм между концами оттяжных рычагов выключения сцепления и нажимнымТехника пятилеткиподшипником. Этот зазор регулируется изменением длины толкателя рабочего цилиндра. Зазору 2,5 мм соответствует свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления 3,5—4 мм (в процессе эксплуатации нужна регулировка, когда свободной ход уменьшится до 1,5 мм). При дальнейшем нажатии на педаль нажимной диск отводится и сцепление выключается. ЧЕТЫРЕ ВМЕСТО ТРЕХ Коробка передач современного легкового автомобиля — один из его важнейших агрегатов. К конструкции, технологии механической и термической обработки ик материалам этого узла предъявляются весьма высокие требования. Правильный выбор количества передач и передаточных чисел, удобство и надежность переключения существенно влияют на технико-экономические показатели автомобиля и его комфортабельность. Коробка передач новой «Волги» четырехступенчатая (четыре передачи переднего и одна — заднего хода). Передаточные числа: первой передачи — 3,5 (такое жеиу «заднего хода»), второй — 2,26, третьей — 1,45, четвертая — прямая. Наличие четырех передач (вместоР ис . 2. Привод выключения сцепления: 1 — корпус главного цилиндра; 2 — сетчатый фильтр; 3 — бачок; 4 — поршень; 5 — у порная шайба; 8 — толкатель; 7 — ось; 8 — пружина; 9 — педаль; 10 — нажимной подшипник; 11 — вилка выключения сцепления; 12 — толкатель; 13 — контргайка; 14 — к орпус рабочего цилиндра; 15 — поршень рабочего цилиндра; 16 — клапан; 17 — р езиновый колпачок; А — компенсационное отверстие.Я12345 6723 4567810 трех на автомобиле ГАЗ-21) обеспечивает целый ряд преимуществ. Во-первых, позволяет выбирать передачу, наиболее соответствующую дорожным условиям (что особенно важно в горах), а следовательно, повышает среднюю скорость при меньшем расходе топлива. Во-вторых, стало возможным уменьшить передаточное число заднего моста, что соответственно увеличивает максимальную скорость и снижает расход топлива. В-третьих, улучшилась динамика разгона, а возможность двигаться на третьей передаче со скоростью 105—110 км/час существенно облегчает (и делает более безопасным) обгон. Коробка передач выполнена по двухвальной схеме и состоит из картера 1 (рис. 3), первичного вала 22, крышки его подшипника 23, промежуточного (в виде блока шестерен) 41 и вторичного 35 валов с шестернями, муфтами и ступицами, оси 43 с паразитной шестерней заднего хода 42, задней крышки-удлинителя 34 и механизма переключения передач, расположенного в верхней крышке 11. Шестерни первичного вала, а также шестерни первой, второй и третьей передач (32, 29 и 28], расположенные на вторичном валу, находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 41. Они косозубые, что уменьшает шум и повышает допустимую нагрузку. Все передачи переднего хода снабжены инерционными синхронизаторами, работающими эффективнее, чем у ГАЗ-21. Шестерни заднего хода — непостоянного зацепления, прямозубые, без синхронизатора.в нейтральном положении нижний конец располагается в головке включения третьей и четвертой передач. От перемещения вверх рычаг удерживается цилидрической пружиной 8, упирающейся в площадку на сфере рычага и (через седло 9) — в навернутый на горловину механизма колпак 7, закрытый резиновым уплотнителем. Седло пружины изготовлено из металлопластмассовой ленты и не требует смазки в течение всего периода эксплуатации (так же как и сфера рычага). Для смазки коробки передач завод рекомендует трансмиссионное масло МРТУ 12Н № 61-63, которое заливают через пробку, расположенную с правой стороны картера и служащую также для контроля за уровнем масла. Картер, удлинитель и крышки делают для снижения веса из алюминиевого сплава АЛ-4. Достаточную прочность и жесткость этим деталям придают их конструкция и специальная термообработка. БЕЗ ПРОМЕЖУТОЧНОГО Карданная передача. Промежуточного вала и его опоры, которые были на ГАЗ-21, нет. Тем самым вес карданной передачи снижен почти на 4 кг, исключены три точки смазки (на средней крестовине, опоре и шлицевом соединении). Конструкция стала надежнее — один вал с двумя карданами. Передний заканчивается скользящей вилкой, надетой на шлицы вторичного вала и одновременно входящей во втулку удлинителя коробки . Конструкция кардана (рис. 4) обеспечивает хорошее поступление масла к иглам подшипников (клапанов нет). Нагнетаемое через пресс-масленку масло вытесняет из подшипников воздух, продукты износа и влагу. Сальники 5 установлены в подшипниках 1 таким образом, что работают и как клапаны. Под давлением масла они открываются, а в рабочем положении закрыты и защищают подшипник от грязи, пыли и влаги. На крестовинах 2 смонтированы стальные грязеотражатели 3, по которым скользят торцы сальников. Масло, находящееся между отражателями и сальниками, служит дополнительной защитой от пыли и влаги, обеспечивая хорошие условия работы для губы сальника. Герметичность кардана ГАЗ-24 улучшает надетый на масленку предохранительный резиновый колпачок. Схема смазки нового кардана ГАЗ-24 показана на том же рис. 4. Р ис . 4. Схема смазки подшипников кардана ГАЗ-24: 1 — подшипник; 2 — крестовина; 3 — грязеотражатель; 4 — масло; 5 — сальник: 6 — пресс-масленка.Смазывать кардан следует обильно, добиваясь появления масла из-под всех сальников. Для повышения долговечности спроектированы подшипники с 29 тонкими иглами (2 мм), имеющими сферические концы. Максимальные радиальный иок ­ ружной зазоры в подшипниках уменьшены. Иглы удерживаются в них за счет вязкости смазки без какого-либо специального устройства. Новый подшипник 704702-К2 взаимозаменяем с подшипником 704702-К легковых автомобилей ГАЗ и УАЗ. Взаимозаменяемы у них такж е крестовины карданов. Результаты длительной эксплуатации десятков карданов ГАЗ-24 на автомобилях-такси ГАЗ-21 показали, что в городских условиях они служат в течение 100—200 тысяч километров пробега, даж е на шарнире заднего моста — наиболее уязвимом. Задний мост автомобиля ГАЗ-24 по конструктивной схеме отличается от ГАЗ-21 лишь числом зубьев шестерен главной передачи (10 и 41). Посадочные поверхности и подшипники шестерен те же, что у моста ГАЗ-21. Кожухи балки снабжены новыми подушками рессор, приваренными ближе к наружным фланцам. Р ис . 3. Коробка передач и механизм переключения: 1 — картер коробки передач; 2 — сухарик; 3 — рычаг; 4 — пружина предохранителя заднего хода; 5 — предохранитель; 6 — прокладка; 7 — колпак; 8 — пружина; 9 — седло пружины; 10 — рычаг переключения; 11 — верхняя крышка коробки передач; 12 — вилка включения третьей и четвертой передач; 13 — шток; 14 — шарик фиксатора; 15 — пружина фиксатора; 16 — коническая пробка; 17 — вилка включения первой и второй передач; 18 — вилка включения заднего хода; 19 —. стопорный плунжер; 20 — палец; 21 — включатель фонарей заднего хода; 22 — первичный вал: 23 — крышка подшипника первичного вала; 24 — подшипник выключения сцепления; 25 — стопорное кольцо; 26 — муфта включения третьей и четвертой передач; 27 — ступица муфты включения третьей и четвертой передач; 28 — шестерня третьей передачи: 29 — шестерня второй передачи; 30 — муфта включения первой и второй передач; 31 — ступица муфты включения первой и второй передач; 32 — шестерня первой передачи; 33 — регулировочная шайба; 34 — удлинитель коробки передач; 35 — • вторичный вал; 36 — сталебаббитовый подшипник: 37 — скользящая вилка карданного вала; 38 — сальник: 39 — пыльник; 40 — пробка; 41 — промежуточный вал; 42 — шестерня заднего хода; 43 — ось шестерни заднего хода. Картер моста — из алюминиевого сплава с некоторыми конструктивными усилениями. Коробка сателлитов — из ковкого чугуна, что повысило ее прочность и позволило закаливать токами высокой частоты. Приняты меры, исключающие задиры отверстий в сателлитах при буксовании колес. Подшипники полуосей — закрытые. Смазка высокого качества, закладываемая при сборке, обеспечивает их работу в течение всего срока службы моста. Высокая точность изготовления деталей, современные конструктивные и эксплуатационные материалы, улучшение технологии и конструкции — все это делает трансмиссию новой «Волги» ГАЗ-24 в целом более надежной и долговечной, а ее обслуживание — более простым, чем у ГАЗ-21. Л. КАЛЬМАНСОН, Б. ДЕХТЯР, инженеры г. ГорькийРЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ — НА ПОЛУ Механизм переключения смонтирован в верхней крышке 11 коробки передач. Рычаг переключения 10 — на полу ку ­ зова. Такой механизм конструктивно проще, надежнее, долговечнее и требует меньше металла (на 2,7 кг) по сравнению с приводом на рулевой колонке. Для удобства управления горловина механизма переключения отнесена на 100 мм за задний торец коробки передач и наклонена в сторону водителя. Нижний конец рычага 10 входит в пазы головок, соединенных со штоками стопорными винтами. На этих же штоках смонтированы три вилки включения передач. Вилки 17 и 12 входят в пазы муфты включения первой и второй, третьей и четвертой передач, вилка 18 соединяется с качающимся рычагом 3, на конце которого имеется сухарик 2, входящий в паз паразитной шестерни заднего хода. Самопроизвольное выключение передач предотвращают сделанные на штоках лунки, в которые заходят поджимаемые пружинами 15 шарики 14. Одновременному включению двух передач, которое может привести к поломке коробки , препятствует блокировочное устройство. Оно состоит из двух плунжеров 19 и стопорного пальца 20. С левой стороны механизма переключения расположен включатель 21 фонарей заднего хода. При перемещении штока заднего хода наконечник включателя выдавливается из лунки на штоке и, замыкая контакты, включает лампы. Пружины 4и предохранители 5 автоматически устанавливают рычаг 10 переключения передач таким образом, что