ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА МОЛОДЫХ ВОДИТЕЛЕЙДвадцать четыре участника оспаривали первенство в финале Всесоюзного конкурса молодых водителей. Эти соревнования посвящались 50-летию комсомола, авангарда советской молодежи, носящего имя вождя революции. Естественно, что местом их проведения избрали Ульяновск — родину Владимира Ильича Ленина. Нелегок был путь к финалу. Много молодых автомобилистов демонстрировали свое мастерство на районных, городских, областных, республиканских состязаниях, и лишь лучшие из лучших получили право поехать в Ульяновск. Так, на зональных соревнованиях в Калининграде встретились тринадцать шоферов — представители Калининградской, Архангельской, Костромской, Кировской, Мурманской и других областей. Первое место здесь завоевал Василий Черкесов. Восемнадцать водителей вышло на старт республиканских соревнований в Армянской ССР. Сильнейшим среди них оказался Размик Мартиросян, а в Узбекской ССР лучшим был Ибадулла Нурзанов. Конкурс повсеместно вызвал живейший интерес. Не случайно начальник Житомирского областного автоуправления тов. Колбасенко, наблюдая за ходом республиканского первенства молодых шоферов, сделал вывод: «Такие соревнования мы будем теперь проводить у себя среди водителей всех возрастов и во всех классах автомобилей». В программу финальных состязаний входила проверка знаний правил движения, умения быстро устранять технические неисправности и автомобильное двоеборье. С самого начала лидерство захватили Василий Черкесов из Мурманска, Петр Джигирей из Житомира и Ааре Тамман из Пярну. Победил Тамман. Он и Джигирей набрали одинаковое количество очков, но по фигурному вождению показатели у Ааре были лучше. На третьем месте В. Черкесов. Этой тройке вручены призы ЦК ВЛКСМ, а Тамману, кроме того, приз «Комсомольской правды». Успех пярнуского шофера закономерен. Он не первый раз добивается высоких результатов на соревнованиях. Два года подряд Ааре побеждал на республиканских конкурсах молодых водителей. В одном из самых популярных видов автомобильного спорта — фигурном вождении — наилучшие показатели были у москвича Анатолия Титова. Ему вручен приз журнала «За рулем». Этот спортсмен уже знаком читателям журнала. Летом нынешнего года он занял первое место в соревнованиях молодых шоферов столицы. Конкурсы на звание лучшего по профессии помогают молодежи повышать производственную квалификацию, будят творческую мысль, зовут к новым трудовым успехам. Соревнования водителей привлекают к автомобильному опорту сотни, тысячи юношей, прививают им любовь к своей профессии, способствуют совершенствованию навыков вождения машины. Р. ЛОГОВЕЕВ, инструктор ЦК ВЛКСМРижская трасса «Бикерниеки». Первый круг. Бакинца Ф. Фатулаева (№ 96) преследуют гонщик из Молдавии Г. Левицкий (№ 50) и москвич Ю. Марков (№ 61).В ПОЛГУ ПЕРЕД СПОРТОМИТОГИ ЧЕМПИОНАТА СТРАНЫ ПО КОЛЬЦЕВЫМ АВТОГОНКАМ КОММЕНТИРУЕТ ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР СССР Б. Д . ШУЛЬЦ Закончился четырнадцатый чемпионат Советского Союза по кольцевым автогонкам. Говоря об его итогах, прежде всего хочется отметить, что в этом году 60 процентов принявших старт автомобилей формул 3, 4 и 5, были заводской постройки: «Эстония-9», «Эстония-15» и «Мелькус-Вартбург». Примечательно, что на чемпионате не оказалось ни одного нового автомобиля индивидуальной конструкции. И мне кажется, что постепенно парк гоночных «самоделок» будет сокращаться. Мы, например, из Грузии на следующее первенство СССР уже не привезем таких машин формулы 5. Пришло время сдать эти не очень-то привлекательные конструкции в архив и взять на вооружение заводские автомобили. Однако заводы пока в большом долгу перед спортивными организациями. Я считаю очень перспективной гоночную формулу 2. Построенные в соответствии с ней машины могут быть снабжены двигателями «Москвич-412», которые имеют большие резервы для форсировки. И вот здесь мы возлагаем надежды на Московский завод малолитражных автомобилей. Он не должен замыкаться в себе, ограничиваясь созданием нескольких экспериментальных гоночных машин формулы 2. Если МЗМА сможет построить для клубов 10—15 таких автомобилей, то сделает большое дело для нашего спорта. Конечно, это непростая задача. Но ведь есть и такой путь облегчить ее решение — объединить усилия МЗМА и Таллинского авторемонтного завода. Здесь, на первенстве страны можно было видеть на автомобиле чемпиона 1967 года ленинградца Е. Павлова прекрасные карбюраторы К-018 горизонтального типа. Хотелось бы, чтобы и ленинградский Научно-исследовательский институт топливной аппаратуры, разработавший их конструкцию, отнесся с пониманием к запросам автоспортсменов и изготовил партию таких карбюраторов. Большую помощь могут оказать заводы и тем, кто хочет сам строить гоночные автомобили. Пока эти энтузиасты, что называется, варятся в собственном соку, нередко конструируют вслепую. Рассылка «синек» хотя бы основных чертежей рамы, подвески, рулевого механизма и других узлов, скажем, такого автомобиля, к ак «Эстония-9» или «Москвич-Г4», намного облегчит им работу. Сейчас много говорят о новорожденной четвертой формуле. Эти машины впервые были представлены на чемпионате страны. В Риге на них стартовало 17 гонщиков, в Ленинграде — 13. У подавляющего большинства были новые машины «Эстония-15». Я считаю, что они должны стать первой ступенью на пути к мастерству вождения гоночных автомобилей. С этой точки зрения машины формулы 4 прежде всего предназначаются для молодых, начинающих спортсменов, таких, как дебютант чемпионата 20-летний второразрядник В. Кариман из Донецка. Здесь не должны выступать великовозрастные гонщики. Некоторые известные наши картингисты В. Киселев, Р. Зукакишвили, Ю. Адамсон решили в нынешнем году попробовать свои силы за рулем «Эстонии-15». Начало было неплохим. Сейчас дискутируется вопрос, разрешить ли на этих автомобилях применение двигателей «Чезет», «ЭСО» и других. По-видимому, чтобы обеспечить спортсменам равные условия, следует ограничиться отечественными мотоциклетными двигателями серийного производства, доступными для каждого клуба или секции.10