КЛАССЕНачинающим изучать автомобиль труднее всего дается система электрооборудования, да и не только начинающим. Порой опытному автомобилисту нелегко обнаружить неисправность, возникшую в этой системе. Случается ведь так: стоит на обочине машина, водитель, чертыхаясь, из сил выбивается, чтобы пустить двигатель, а он молчит. Может быть, и неисправность-то пустяковая, а поди отыщи ее, если не знаешь, где искать. Шутники в таких случаях говорят: «искра в баллон ушла». Для занятий по диагностике в Днепропетровском областном автомобильном учебном комбинате пользуются стендом с запрограммированными неисправностями электрооборудования. В любом автомотоклубе можно изготовить такой стенд. О его устройстве и действии рассказывает автор конструкции кандидат технических наук К. К. Потресов. На столе-тумбочке (рис. 1) з акрепленасваренная из труб рама 20, на которой смонтированы все приборы системы электрооборудования автомобиля. Проводка уложена внутри труб и выходит лишьв местах подсоединения к приборам. Здесь же, на раме, установлен щиток приборов 18, под ним — педали: сцепления 23, тормоза 24, у правления дроссельной заслонкой 25. Над стендом смонтировано табло 6, в виде узкого ящика , на крышке которого нанесена схема электрооборудования. Она закрыта органическим стеклом. На поверхности стекла в местах, где указан ы соединения проводов, находятся головки контактов. Сбоку табло расположен ы тумблер 5 включения программы неисправностей, кнопка 4 для смены прог рамм неисправностей ишкала3 оценок за ответы. Поставив тумблер включения программы в положение «выключено», у чащийся включает замок зажигания на щитке 18 и проверяет, работают ли контрольнои змерительные приборы. Пробует включать свет, звуковой сигнал и другие приборы. Нажимая на педали управлен ия дроссельной заслонкой и тормоза, п роверяет систему зажигания (по проек акиваниюискры на свечах) и стоп-сигнал. Убедившись, что приборы действуют нормально, переводит тумблер включения программы в положение «включено». Поочередно включая приборы, нужно найти какой-то не работающий (один или несколько). З атем определяется участок, н а котором по каким-то причинам (обр ыв провода, плохие контакты, замыкание проводки на массу) возникла неисп равность . Для этого следует двумя указками коснуться контактов, огранич ивающих на табло именно этот участок. Если место неисправности определено правильно, з агорается сигнальная лампа «верно» 1, стенд «запоминает», что ответ был правильный , и автоматически включает следующую неисправность. Если ответ неверен (ошибка вкасании хотя бы одного контакта) — загорается сигнальнаялампа «неверно» 2, и стенд автоматически включает следующую неисправность, не засчитывая ответа. После того, к акучащийся ответит на предусмотренные программой вопросы (в нашем случае их шесть), каждый раз проверяя работу всех приборов и определяя неисправность, стенд просуммирует его правильные ответы и выведет общую оценку. На рис. 2 дана в сокращенном виде (для упрощения не показана часть участков, не связанныхс неисправностями) схема электрооборудования табло. На этом же рисунке дополнительно (на табло этого нет) отмечены места подсоединения контактов Hi...|о реле, создающих неисправности в системе электрооборудования разрывом участков цепи или замыканием их на массу, и пронумерованы контакты К»...ю, ограничивающие участки, где возникают неисправности. Нумерация контактов «Н* и «К», принятая на рис. 2, соответствует следующим неисправностям. 1. Указатель уровня топлива при любом положении поплавка (учащийся пробует приподнимать поплавок) показывает пустой бак. 2. Указатель уровня топлива при любом положении поплавка показывает полный бак. 3. Не работают приборы контроля за давлением масла и уровнем топлива. 4. Не включаются ближний и дальний свет. 5. Не включается ближний свет. 6. Непрерывно работает звуковой сигнал. 7. Неисправна система зажигания (нет искры). По показаниям амперметра (стрелка при «прокручивании» двигателя неподвижна и стоит на нуле) можно сделать вывод, что оборван провод в цепи низкого напряжения или плохие контакты прерывателя. 8. Не работают система зажиганияиуказателитемпературы воды, давления масла и уровня топлива. 9. Не работает звуковой сигнал и обесточена розетка переносной лампы. 10. Не работает система зажигания . По показаниям амперметра (стрелка при «прокручивании» двигателя неподвижна и стоит на разряде) можно сделать вывод, что пробит конденсатор. На рис. 3 приведены упрощенные схемы задающего неисправности (программного) и ведущего подсчет правильных ответов (запоминающего) устройств стенда. Каждая пара контактов на табло, предн азначенных для обозначения участков неисправностей, «обслуживается» своим реле, которое имеет два переключающих контакта. Это же реле имеет контакты, в ключающие неисправность в системе электрооборудования. Правда, здесь показаны не все реле, а лишь относящиеся к неисправностям 1и2и соответственно их контакты. Реле поочередно включаются щетками шагового искателя «программа». При каждом включении обмотки электромагнита Ши-1 (шагового искателя) его храповое устройство передвигает щетки на один шаг (на следующий контакт). На схеме показан момент, когда щетка включила обмотку 1 реле. При этом ранее разомкнутые контакты Hi (см. рис. 2) теперь сомкнуты (включилась неисправность 1). Одновременно произошла перекладка пер еключающих контактов Pi —i и Pi—2 (см. рис. 3),. которые при выключенной обмотке занимали левое положение. Указки соединены с трехпозиционным поляризованным реле. Это реле стремя обмотками. Обмотки 1и2 соединены последовательно, и общий конец подсоединен к источнику тока в точке «А». Свободные концы обмоток 1и2 соединены суказками . Для соединения концы обмоток выбраны так, что при подключении любой указки ко второму полюсу источника тока (точка «Б») я корь реле замыкается на левый контакт «Л». Одновременно куказкамчерез выпрямительный мостик подсоединена обмотка 3. Концы обмотки выбраны так, что при одновременном подключении указоккразличным полюсам источника напряжения, независимо от полярности включения, я корь реле замыкается на правый контакт «П». Якорь поляризованного реле управляет реле «верно» и «неверно», а те. в свою очередь, включают электромагниты шаговых искателей «программа» и «оценка». Проследим работу схемы при ответе учащегося. Возьмем случай, когда учащийся ответил неправильно и коснулся, н апример , верхней указкой контакта К. (при включенной неисправности 1). Ток, проходящий по обмотке 1, заставит замкнуться якорь поляризованного реле на левый контакт «Л». Сработает реле «неверно», его контакты Рн_ ^замкнутся, включат шаговый искатель «программа», который передвинет щетку на контакт 2, и одновременно зажжетсялампочка «неверно» (контакты реле для включения лампочки на схеме не показаны). При перемещении щетки выключилось реле Р, и включилось реле Р», то есть вместо неисправности 1 включалась неисправность 2. Таким образом, стенд «указал» у чащемуся на неправильный ответ и одновременно «задал» следующий вопрос программы. Возьмем случай, когда учащийся ответил правильно и коснулся указками контактов К, — К,. Указки подключатся к источнику тока «В» — «Г». Ток от него пройдет как по обмоткам 1и 2, т аки по обмотке 3. Магнитные поля первых взаимно уничтожаются. Магнитное поле обмотки 3 заставит якорьзамкнуться на правый контакт «П». Сработает реле «верно», которое контактамиРв_ ] и Рв —2 включит оба шаговыхискателя (и лампочку «верно»). Шаговый искатель «программа» переключит неисправность, шаговый искатель «оценка» тоже сдвинет щетку на один шаг, что равноценно подсчету («запоминанию») правильного ответа. Таким образом, стенд «указал» у чащемуся на правильный ответ, «задал» следующий вопрос программыи «запомнил», что ответ был правильный . Когда учащийся ответит на предусмотренные программой шесть вопросов, неисправность больше не включается, шаговые искатели перестают срабатывать и через щетку шагового искателя «оценка» н апряжение подается на лампочки оценок. В зависимости от количества правильных ответов зажигается лампочка против соответствующей оценки. Когда нажимают кнопку смены программы (на рис. 3 она не показана), щ етка шагового искателя «программа» п еремещается по ходу на первый контакт другой программы, где будут частично иные неисправности и новая их последовательность. Ш аговыйискатель «оценка» в озвращается при этом на первый контакт. Стенд готов к работе с очередным учащимся . Как видно из перечня неисправностей, чтобы правильно отвечать навопросы . нужно уметь читать схему, п редставлять себе работу приборов, знать простейшие приемы определения неисправностей и, наконец, логически строить ответы. Принятый здесь перечень неисправностей не обязателен. Стенд может воспроизводить работу системы электрооборудования любого автомобиля, имитировать практически любые неисправности, в том числеи такие, к оторыедля диагноза требуют иприменения приборов. Но при программировании неисправностей необходимо так их сочетать, чтобы каждый раз был возможен лишь единственный правильный ответ. Схема позволяет составить как угодно много программ. Каждая из них может состоять из совершенно новых неисправ ­ ностей или частично повторять предыдущие, но в другом порядке. Поэтому «узнавание» у чащимсяпрограммы практически исключено. Нельзя практическии случайно «угадать» нужную пару контактов, поскольку все контакты на табло, к ак участвующие, т аки не участвующие в обозначении неисправностей, подсоединяются к источнику тока в одной точке «Б». К. ПОТРЕСОВ, кандидат технических наукг. Днепропетровск17