Заезды мотоциклов с колясками всегда захватывающее зрелище. Шестой круг таллинского этапа. Идет борьба между ирбитской парой И. Шипицьш — В Чернаков (М 7) и ленинградской В. Калюжный — К. Смирнов (№ 19).ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОПУЛЯРНОСТИXXII ПЕРВЕНСТВО СТРАНЫ ПО КОЛЬЦЕВЫМ МОТОГОНКАМЗАВОДЫ ГЛАВМОТОВЕЛОПРОМА — УЧАСТНИКИ ЧЕМПИОНАТА ОБНОВЛЕНЫ ВСЕ РЕКОРДЫ ТАЛЛИНСКОЙ ТРАССЫ 50-КУБОВЫЕ ЗАДАЮТ ТОН В последние годы положение дел на «кольце» вызывало, и не без причин, тревогу и озабоченность у спортивной общественности. Начала падать популярность гонок — заводы почти забросили работу над гоночными машинами, клубы стали терять интерес к этому классическому виду мотоспорта, и соревнования собирали все меньше участников и зрителей. Все это послужило в прошлом году причиной ряда критических выступлений ведущих спортсменов, тренеров, судей в журнале «За рулем», стало предметом обсуждения в Главмотовелопроме ив Федерации мотоспорта СССР. Сегодня, анализируя итоги прошедшего первенства страны, можно, пожалуй, говорить о начавшемся возрождении кольцевых мотогонок. Начнем с количественной стороны дела — в чемпионате приняло участие 203 человека в девяти классах машин. Для сравнения напомним, что в 1949 году на первенстве страны в Таллине стартовал 121 гонщик в шести классах, а в 1959 году (своего рода «рекордном») медали чемпионов оспаривали 168 человек в восьми классах. Правда, на последнем первенстве 67 процентов участников представляли Эстонию и Латвию, в то время как десять лет назад их «доля» равнялась лишь 43 процентам. Но здесь нет ничего удивительного. В республиках есть кольцевые трассы (Таллин, Тарту, Вильянди, Рига), где спортсмены могут соревноваться по нескольку раз в год, доводить машины, тренироваться. А вот столичные гонщики такой возможности лишены, и, как следствие, на последнем первенстве их было всего восемь — честь столицы защищали только армейцы. Сдали позиции ленинградцы. Из города, где есть своя кольцевая трасса, где не занимать способных спортсменов, приехало на чемпионат лишь пятнадцать гонщиков. Это о количественной стороне, где, повторяем, в общем наметился рост. А как с «качеством», которое находит свое выражение прежде всего в скоростных показателях? Возьмем наиболее обжитую Таллинскую трассу. В 1968 году в восьми классах машин из девяти обновлены все рекорды (и лучшего круга и прохождения дистанции гонки). При этом в классах 50, 125 и 350 см 3с коляской прирост скорости составляет от 4 до 6 процентов, что бывает не часто, а в классе 50 см" (юноши) прежние результаты улучшены на целых 7—8 процентов! Два года назад немало упреков было высказано в адрес мотоциклетных заводов. И действительно, только Ирбитский и Рижский заводы выставляли тогда свои команды на кольцевые гонки. Теперь положение начало меняться к лучшему. В чемпионате 1968 года приняли участие команды всех пяти заводов Главмотовелопроме. В классе мотоциклов с коляской (до 750 см 3 ) уже второй год идет соперничество между Ирбитским и Киевским мотозаводами. В прошлом году более опытные уральские гонщики взяли верх. За год украинцы усовершенствовали свои мотоциклы и довели их мощность до 65 л. с. против 63 л. с. у гоночных М-63С Ирбитского завода. Лучшую машину они передали армейцам Ю. Соколову и Ю. Мельхову. Дуэт Юриев в итоге вышел на второе место, потеснив ирбитчан В. Шипицина и В. Чернакова. Повышение спортивной активности заводов всегда вызывало двойственную реакцию. С одной стороны, радость — будет расти технический уровень кольцевых гонок, с другой — некоторую тревогу — заводы «отпугнут» клубных спортсменов. Нынешний чемпионат начисто отверг эти опасения. Во время гонок мотоциклов с колясками на Таллинском кольце четыре экипажа побывали в роли лидеров, и три из них были заводскими гонщиками, причем «золото» в конечном итоге досталось ленинградцам В. Калюжному и К. Смирнову, выступавшим на «самодельной» машине. Два завода вели борьбу в классе 50 см 3 . Рижане выставили восемь мотоциклов двух моделей: Р7С (с дуплексной рамой и 19-дюймовыми колесами) и Р6С (с хреб-Севостьянов, Рандла, Кийса — так они и финишировали на Таллинской трассе. Но на девятом круге из четырнадцати Рандла (№ 6), хотя и не надолго, все же опередил Севостьянова (№ 1).В первый раз на мотоциклах с колясками (класс до 750 смЗ) золотые медали чемпионов выиграли ленинградские спортсмены Владимир Калюжный (слева) и Кирилл Смирнов. Они выступали на машине собственной конструкции.Рижский мотозавод в 1968 году выставил на соревнования новые 50-кубовые машины модели Р6С. Здесь вы видите мотоцикл чемпиона страны среди юношей Айвара Пипирса.22